В Федеральном банке данных состоят почти 88 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Число тех, кому удается найти семью, возрастает с каждым годом, однако некоторые потом вновь возвращаются в детские дома. Центр комплексного сопровождения семьи «Про-мама» помогает будущим родителям понять, готовы ли они принять в семью ребенка, и предупредить возврат.

 

Где

Москва, ул. Спасский Тупик, д. 6, стр. 1

Кому помогает

Семьям, которые хотят усыновить ребенка: они проходят обучение в Школе приемных родителей. Семье помогают оценить, действительно ли она готова принять ребенка, предоставляют юридические и психологические консультации.

Приемным родителям: центр «Про-мама» помогает наладить отношения с ребенком, научиться понимать его, преодолеть кризис внутрисемейных отношений.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей: благодаря специалистам центра они преодолевают последствия жестокого обращения, потери семьи, справляются с проблемами адаптации в приемной семье, трудностями обучения в школе, развивают навыки общения, исправляют нарушения речи.

Специалистам, работающим в сфере семейного устройства: они получают методическую поддержку, также им помогают преодолеть эмоциональное «выгорание».

Как работает

Обучает потенциальных приемных родителей. В центре работает бесплатная Школа приемных родителей, выдающая официальный сертификат о прохождении подготовки для органов опеки. На занятиях в форме психологических тренингов будущие родители узнают об особенностях детей, переживших травму разлуки с семьей, о трудностях, которые возникают в приемной семье (поведение, страхи, неврозы), и способах с ними справиться. Слушателям рассказывают о воспитании и сотрудничестве между членами семьи, об основах российского семейного законодательства. Обучение длится полтора месяца, занятия проходят по вторникам и пятницам или понедельникам и четвергам с 18.00 до 22.00. В центре проводятся бесплатные консультации юриста и психолога, можно задать вопрос онлайн или записаться на индивидуальную консультацию.

Помогает приемной семье найти общий язык с ребенком. В центре «Про-мама» проводятся групповые занятия игровой и творческой терапией. В процессе творчества и игры дети учатся взаимодействовать с родителями и друг с другом, лучше понимать себя и окружающих. Здесь рисуют песком и красками, делают керамические и бумажные поделки, лепят. Занятия проходят в подростковой, смешанной (школьники и дошкольники) и семейной группах. Приемные родители могут стать участниками Родительского клуба. На примере повседневных ситуаций они изучают подходы к воспитанию детей, узнают об их физиологических проблемах и стремлении к знаниям, вниманию, подражанию и др. Вместе с воспитателем и психофизиологом Анной Гайкаловой родители читают книги о воспитании детей, ищут детские книжки, которые полезно почитать вслух.

Ведет с детьми коррекционную работу. Нейропсихолог анализирует психическое развитие ребенка и разрабатывает коррекционную программу, которая поможет ему преодолеть трудности обучения, адаптироваться в школе, исправить нарушения в развитии. Логопед-дефектолог формирует у ребенка навыки общения, помогает решить проблемы с устной и письменной речью (дислалия, дизартрия, заикание, дизграфия, дислексия), в том числе связанные с расстройствами аутистического спектра и нарушениями слуха. Развить навыки общения со сверстниками помогают групповые коррекционные занятия, на которых присутствуют родители.

Оказывает психологическую помощь детям и родителям. В центре можно пройти психологическую и нейропсихологическую диагностику, проконсультироваться по проблемам адаптации и социализации приемного ребенка, его отношений со всеми членами семьи, воспитания. Консультации проходят как в индивидуальном формате (только с ребенком), так и в групповом (в присутствии всей семьи). Психолог рассказывает о переживании детьми утраты кровной семьи, формировании идентичности, изучает историю жизни ребенка.

Обследует детей в детских домах. С 2014 года московские детские дома посещают клинические психологи, нейропсихологи, педагоги центра. Они изучают возможности развития каждого ребенка и делают вывод о том, какая семья ему нужна. В 2014 году специалисты обследовали около 100 детей.

Обучает специалистов некоммерческого сектора. Организация проводит семинары и тренинги для специалистов, работающих с приемными семьями. В центре проходят курсы для педагогов школ приемных родителей. В течение двухнедельного тренинга они изучают особенности составления программы обучения приемных родителей, учатся работать с проективными методиками. Курс помогает получить системную подготовку для преподавания в школах. Также центр дает консультации организациями, которые планируют открыть службу комплексного сопровождения семей, и помогает разработать стратегический план.

Помогает преодолеть эмоциональное выгорание. Специалисты в области семейного устройства, работающие с тревожными родителями и тяжелыми случаями, могут пройти психологические тренинги. Специалисты центра помогают преодолеть стресс, уменьшить тревогу, напряжение и найти силы для дальнейшей работы.

История

Центр комплексного сопровождения семьи «Про-мама» создан в 2010 году по инициативе Марии Терновской и других сотрудников детского дома № 19. В декабре 2011 года центр получил официальные полномочия на подготовку родителей к принятию ребенка из детского дома. В 2013 году организация запустила серию бесплатных вебинаров для будущих приемных родителей. В 2014 году Школа приемных родителей центра «Про-мама» получила премию «Крылья аиста».

Акценты

В центре «Про-мама» используются эксклюзивные методы работы с семьей и ребенком, проверенные сотрудниками в течение 19 лет работы в области помощи приемным и кризисным семьям и детям. Программу апробировали в Москве и 43 регионах РФ. Работа с приемными семьями осуществляется комплексно: в центре готовят приемных родителей, а затем оказывают помощь семье, принявшей ребенка. Центр старается обеспечить гармоничное развитие и безопасное воспитание ребенка в семье, как кровной, так и приемной.

Планы на будущее

Центр планирует продолжить сотрудничество с детскими домами, оказывать психологическую помощь детям и приемным родителям, помогая предупредить возврат детей.

Лица

Ольга Широкова, арт-терапевт центра

Ольга ШироковаОбразование, специальность: Московский государственный педагогический университет (МГПУ), филологический факультет; Московский психолого-педагогический университет, арт-терапевт.

Любимый писатель: А. Платонов

Зачем вам это нужно: Мне это приносит удовольствие, я нахожу в себе ресурсы, чтобы кому-то помочь. Я всю жизнь шла к тому, чтобы заниматься любимым делом, тем, которое идет из личных побуждений и приносит радость. Мне нравится заниматься творчеством, общаться с детьми и видеть, как ребенок, который чего-то не понимал или не умел, теперь понимает и умеет. Когда зажатый и испуганный ребенок раскрывается, становится увереннее, начинает верить, что у него все получится, радуется. Здесь я наблюдаю это каждый день, вижу реальные плоды своего труда. Может, это и есть мое кредо – люби себя, слушай себя, чтобы понять, как ты можешь сделать мир вокруг лучше.

Татьяна Панюшева, детский психолог

Татьяна Панюшева

В центре я даю первичные консультации родителям по вопросам, связанным с приемными детьми, провожу диагностику ребенка (если в этом есть потребность), веду некоторые занятия в Школе приемных родителей. Например, рассказываю о работе с историей жизни приемных детей, о знакомстве с ребенком. Также я помогаю организовать встречу приемных детей с кровными родителями или другими кровными родственниками, общение с которыми было бы полезно для них. После работы в детском доме я поняла, что это интересно, полезно, этим хочется заниматься. Благотворительную организацию я выбрала потому, что некоммерческая сфера пока дает больше возможностей помогать людям, чем государственные структуры. Работа с каждым клиентом дает мне новый опыт, ведь дети — неповторимые существа. Иногда мы делаем ошибки, на которые реагируем очень болезненно, но они учат не наступать на грабли. Здесь сталкиваешься с болью, но при этом видишь и радостные истории. Мне важно, что это несет большой смысл. Учит и профессионально, и по-человечески.

Натали Куракина, психолог

Натали Куракина

Вместе с Ольгой Широковой я веду арт-студию. Мы смотрим на детей под разными углами: у Ольги педагогическое образование, у меня – психологическое. Это позволяет сделать процесс реабилитации максимально широким. До центра я работала в коммерческой организации, основная цель которой — удержать клиента. Я не имела права вести занятия так, как мне хочется, так, как я считаю нужным для ребенка, надо было говорить родителям то, что они хотят услышать. В государственных учреждениях я встретилась с тем, что приходилось заполнять много бумаг вместо того, чтобы работать с детьми. В центре я делаю то, что считаю нужным. Здесь я узнала, насколько широко в нашей стране идет процесс устройства детей и их реабилитации, уменьшения количества возвратов. Как клиническому психологу, мне было интересно развитие этих детей, потому что большинство из них не имеют базовой потребности в материнском тепле и заботе — основы эмоционального развития человека.

Для вас

В пользу центра можно перечислить пожертвование на сайте pro-mama.ru, а также предложить ему волонтерскую помощь. Социальные работники и психологи могут поддержать программы центра и стать участниками стажировок, а обычные волонтеры приглашаются для организации акций.

Рекомендуем

Синодальный отдел по благотворительности издал издал пособие по созданию школы приемных родителей

Учебное пособие «Школа приемных родителей: принципы, устройство, документы» рассчитано на широкий круг читателей, но, в первую очередь, на тех, кто стремится оказывать практическую помощь в…

ЖОРЖЕТТ МАЛХАЙЕР, руководитель фонда Джоан Роулинг: я восхищаюсь тем, что эта женщина делает для благотворительности

Исполнительный директор фонда Lumos Жоржетт Малхайер, приглашенный эксперт XIV Ежегодной конференции Форума Доноров, рассказала в интервью Агентству социальной информации о том, как устроен фонд Джоан…

Елена Альшанская: реформе детских домов мешает неподготовленность кадров

Руководитель фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» считает, что ключевой сложностью при реорганизации сиротских учреждений по всей стране является непонимание сути самой реформы сотрудниками детских домов.