Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Интервью

Чему нужно учить социальных предпринимателей?

Социальное предпринимательство — относительно новая тема для российского рынка, и для большинства россиян оно остается абстракцией. Возможно, ситуация изменится, когда социальных предпринимателей станет заметно больше. Готовить их готовы вузы, центры инноваций социальной сферы, ресурсные центры некоммерческих организаций, бизнес-инкубаторы. О нюансах подготовки социальных предпринимателей рассказывают разработчики программ, преподаватели и студенты – участники Всероссийской конференции «Обучение социальному предпринимательству» в Санкт-Петербурге, организованной Центром развития некоммерческих организаций при поддержке Фонда «Наше будущее» и Высшей школы менеджмента СПбГУ.

 

Бесшапошникова

Екатерина Бесшапошникова, руководитель образовательных программ фонда «Наше будущее»

Разработчики обучающих программ по социальному предпринимательству находятся сегодня в благоприятных условиях — у нас нет необходимости конкурировать друг с другом. Если сейчас несколько вузов, имеющих программы по социальному предпринимательству, ориентируются на краткосрочные курсы в формате повышения квалификации, то в ближайшем будущем они скорее всего сконцентрируются на своей основной целевой аудитории, на студентах, и включат социальное предпринимательство в программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Мы же сознательно не хотим идти в сферу классического вузовского образования, предпочитая краткосрочные практикоориентированные форматы и работу с начинающими социальными предпринимателями. Наш фонд ставит перед собой задачу увеличения числа новых устойчивых социальных предприятий, помогая людям решить острые социальные проблемы своего региона. Наш подход дает возможность четко отслеживать результаты деятельности. Таких практикоориентированных курсов в стране много, но все они действуют для конкретной аудитории в конкретном регионе, и пока не покрывают спроса, который эта сфера предъявляет. 

газиева

Инна Газиева, директор Центра общеакадемических образовательных инициатив РАНХиГС

Я считаю, что в процессе подготовки будущих социальных предпринимателей важно заниматься не только процессом обучения, но и воспитанием. Обучающие мероприятия имеют эффект только тогда, когда студенты мотивированы, и если мы не погрузим их в среду, не покажем целевую группу, с которой они будут работать, у них не появится желания действительно помочь. В таком случае никакие обучающие программы не будут способствовать тому, чтобы проекты студентов, разработанные на бумаге, воплотились в жизнь.

Когда я курировала проект студентов, которые решили обучать людей с ограниченными возможностями делать сувениры из бутылок, мы решили погрузить ребят в эту среду. Только тогда, когда студенты стали работать со своей целевой аудиторией, они поняли, какая это социальная нагрузка и ответственность, и что теперь они действительно хотят реализовать проект, чтобы помочь людям с инвалидностью.

orlova

Анна Орлова, председатель правления Центра развития некоммерческих организаций

Если говорить об обучении специалистов некоммерческих организаций социальному предпринимательству, то, конечно, акцент должен быть сделан именно на предпринимательскую деятельность, так как социальная составляющая присутствует в каждой НКО. Но мне кажется, что в образовательных программах для НКО в первую очередь должна быть серия занятий, которая поможет выяснить, точно ли организация готова начать эту работу. Некоммерческая организация имеет возможность повысить свою финансовую устойчивость и другими способами — с помощью совершенствования системы сбора частных пожертвований, привлечения спонсорских средств от бизнеса. Важно определиться, действительно ли НКО готова стабильно и регулярно предоставлять услугу или поставлять товар. Только после четкого ответа на этот вопрос можно переходить к преподаванию основ работы социального предприятия. 

савельева2

Анастасия Савельева, директор Центра инноваций в социальной сфере РУСАЛа

Опыт моей работы показывает, что можно объединять методологические и технологические принципы обучения между разными регионами, начиная с городов-миллионников и заканчивая моногородами. Важно создавать флагманские образовательные проекты, на которые будут ориентироваться другие регионы. Должны быть примеры, которые можно было бы транслировать в разные регионы России: учитывая специфику, но основываясь на общих принципах. У нас реализуется программа в пяти городах: Красноярск, где живет миллион человек, Братск с населением 300 тыс. и три небольших города на Урале. Они очень разные, но при этом у нас есть одна общая программа обучения социальному предпринимательству, которую менторы дорабатывают с учетом региональной специфики на этапе консультирования. 

кривонос

Михаил Кривонос, президент Фонда «Рауль»

Я принял участие в двух образовательных программах — Фонда «Навстречу переменам» и Высшей школы менеджмента СПбГУ. Обе они очень хороши в смысле структурированности знаний. У нас, социальных предпринимателей, очень много разных идей и желаний, и это все нужно разложить по полочкам — определить спрос и предложение, рассчитать бюджет, продумать маркетинговую стратегию. Обучающие программы помогли привести мысли в порядок. Но мне не хватило на обоих курсах действующих коллег-предпринимателей. Когда на образовательных программах одновременно обучаются будущие и действующие социальные предприниматели, то тех, кто уже начал работать, это тормозит. Конечно, многое можно делать вместе, но значительную часть курса лучше проводить с опытными предпринимателями — как социальными, так и обычными.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике