Каким будет 2015 год для некоммерческого сектора, доноров и получателей? Как отразится кризис на деятельности фондов и НКО? Какие изменения произойдут в корпоративной благотворительности и как бизнес будет выстраивать работу с НКО в новых условиях? Свой прогноз на 2015 год дает исполнительный директор Благотворительного фонда «Дорога вместе», председатель Совета Форума Доноров Татьяна Задирако.

Мне кажется, что консолидации сектора как таковой не будет в следующем году. Работа в кризисной ситуации — дорога длинная. Она требует времени и рефлексии. А пока каждый будет «выгребать» в одиночку.

Потому что сейчас понятия о том, что нужно делать, у большинства НКО нет. Лидеры рынка в некоммерческом секторе все равно останутся лидерами. Потеряют деньги, но выживут. Это такие фонды, как «Подари жизнь!», Русфонд, «Вера». Кризис коснется больше всего мелких НКО и средних.

Вероятно, в ближайшее время НКО будут создавать коалиции и платформы вокруг определенной проблематики, например, по проблемам помощи детям-сиротам. Но этот процесс не связан напрямую с кризисом и не вызван им, а является результатом эволюционного развития сектора. И поэтому я не считаю, что это антикризисная консолидация. Консолидация сектора предполагает осознание проблемы, более-менее одинаковое понимание того, как бороться с кризисом. Этого у нас нет. Каждый сам пытается думать, что он будет делать.

У нас внесены изменения в Гражданский кодекс, значит некоммерческие организации будут вынуждены перерегистрироваться. И на этом пути мы некоторые НКО потеряем. Плюс ко всему, некоммерческий сектор, как и все общество, будет переживать кризис.

Кризис переживет лучше тот, кто работает с частными лицами, а не с корпоративными донорами. Хотя они тоже потеряют от 10 до 20% собираемых средств.

Думаю, что сейчас бизнес не будет давать никаких долгосрочных обещаний в области благотворительности. Он просто затаится и будет ждать. До того момента, когда поймет, какой сценарий будет развиваться (на это уйдет от трех до шести месяцев). Есть всего два принципиально различных сценария. Если курс евро и доллара будет расти, а санкции продолжаться, у бизнеса будет одна стратегия. Если доллар законсервируется или его курс поползет вниз, другая стратегия. Но пока бизнес этого не поймет, он никаких резких телодвижений делать не будет.

Денег в благотворительных корпоративных программах станет меньше, а волонтерство будет развиваться.

Это примерно так же, как в кризис 2008 года. У бизнеса будут два плана по антикризисному администрированию ситуации. Первый – фокус на инновации (что бы ни понимал бизнес под этим термином). Такого плана будут придерживаться большие, устойчивые компании. Будет больше круглых столов, конференций, обсуждений вокруг вопросов инноваций. И меньше денег.

Второй план – компании «откатятся» к адресной помощи или будут продолжать делать то, что делали раньше, но с меньшим количеством денег. То есть компании откажутся в этом случае от историй про устойчивое развитие, долгосрочные социальные инвестиции, трех-пятилетние планы по поддержке НКО, а вместо этого начнут оказывать адресную помощь, например, предоставлять продуктовые наборы нуждающимся. Часть компаний к этому вернется однозначно.

Будет меньше требований компаний к НКО по поводу того, что они должны делать, типа технических заданий на проекты.

Потому что бизнес будет понимать, что НКО переживают тяжелые времена, как и сам бизнес. Форсировать программы по КСО бизнес особенно не будет. Я не хочу сказать, что компаний-«пионеров» не будет вообще, но они будут в маргинальном меньшинстве.

В каких видах будет развиваться корпоративная благотворительность? Волонтерство, акции с участием сотрудников, программы по отчислению с зарплаты сотрудников определенной суммы в пользу НКО, выборочное спонсорство мероприятий, оказание профессиональных услуг на благотворительной основе — pro bono.

Кроме того, бизнес будет стараться работать со «своими» НКО – теми, кто уже проверен и на кого можно положиться.

Главная задача некоммерческого сектора в новых реалиях – продолжать осуществлять свою деятельность.

Какая есть проектная деятельность, той и следовать каждому фонду. Урезать то, без чего можно обойтись. Пытаться ставить перед собой задачи по устойчивому развитию, понимать, откуда придут деньги, как их эффективно использовать. Защищать деньги от экономической нестабильности, работать с рисками — то, что в большом бизнесе называется «хеджированием». Мы, как видите, уже тоже к этому пришли.

Наш фонд «Дорога вместе», в частности, будет расширять взаимодействие с частными донорами, а также привлекать в качестве жертвователей больше российских компаний. Будем продолжать проводить кампании по социально ориентированному маркетингу, как, например, наша кампания с «Петелинкой» в 2014 году. Мы ставим себе задачу развивать публичную деятельность фонда, в частности, размещать социальную рекламу на улицах Москвы. И не только о деятельности фонда, но и о важных ценностных вещах для сектора в целом. Кроме того, мы пытаемся начать работать с китайскими компаниями и открыть для себя этот рынок как донорский. Это следование российскому экономическому мейнстриму.

Рекомендуем

«Барометр кризиса»: компании рассказали, как развивается в кризис корпоративное волонтерство

Форум Доноров представил итоги июньского опроса «Барометр кризиса». Компаний ответили не только на вопросы, как изменились их благотворительные бюджеты в связи с нестабильной экономической ситуацией,…

Бизнес сокращает бюджеты на благотворительность, настраиваясь на фандрайзинг и партнерство

Результаты январского опроса проекта Форума Доноров «Барометр кризиса» показывают отрицательную динамику в отношении финансирования благотворительных программ. Если в декабре 2014 года компании заявляли об относительной…

«Барометр кризиса»: Форум Доноров начинает проект по мониторингу ситуации в секторе корпоративной благотворительности

Проект «Барометр кризиса» позволит получать актуальную информацию о корпоративной благотворительности, следить за динамикой и изменениями. В современной экономической ситуации вопрос развития корпоративной благотворительности звучит особенно…