Юлия Вяткина

Участники Общероссийского форума «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» представили рекомендации по стимулированию негосударственных доноров, увеличения объема негосударственных инвестиций в СО НКО и повышения их эффективности. Итоговый документ содержит семь рекомендаций, большая часть предложений описана впервые, подчеркивают участники форума.

В Москве 14-15 января проходил Общероссийский форум «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития», основной темой которого стали последние изменения закона о некоммерческих организациях (НКО). На тематических круглых столах участники обсудили вопросы, связанные с финансированием НКО, деятельностью некоммерческого сектора в области защиты прав и свобод человека, повышением общественной активности граждан. На площадке Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, посвященной социальным инвестициям, участники искали ответ на вопрос, как сделать НКО более привлекательным объектом социальных инвестиций, как стимулировать негосударственных игроков поддерживать НКО, какие есть механизмы достижения измеримых результатов социальных инвестиций.

«Мы очень довольны нашим итоговым документом, многие вещи там описаны впервые», — говорит модератор круглого стола Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Елена Тополева, член Общественной палаты РФ.

Однако в ходе пленарного заседания второго дня работы форума, который посетил Президент России Владимир Путин, рекомендации не озвучивались.

«Конечно, на мой взгляд, было бы интересно, чтобы президент послушал рекомендации всех круглых столов и как-то на них прореагировал, как это бывало раньше на других форумах и встречах с гражданским обществом. Но здесь был выбран другой формат, серии вопросов и ответов не было. Из выступлений, что прозвучали на пленарном заседании, было блестящее выступление Эллы Памфиловой, интересное выступление Александра Бречалова и сам доклад президента», — сказала Елена Тополева.

Как отмечает Елена Тополева, отличие этого форума от других встреч, конференций и съездов с участием гражданского общества, — присутствие чиновников высокого уровня. В работе форума принимали участие председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, министр юстиции Александр Коновалов, руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин.

Представляем пакет рекомендаций по привлечению негосударственных инвестиций в НКО. Документ будет представлен в администрацию Президента РФ, Общественную палату РФ.

Рекомендации участников круглого стола «Социальные инвестиции в НКО» (организатор — Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека)

В России на сегодняшний день достигнут впечатляющий прогресс в развитии благотворительности частных лиц, бизнеса и фондов. Объем социальных инвестиций крупных российских компаний сопоставим с мировым: они жертвуют на благотворительность от одного до трех и более процентов от своей прибыли. Партнерами в реализации программ социальных инвестиций компаний нередко являются социально ориентированные НКО. Они же выступают и как важнейший объект этих инвестиций. Однако далеко не все компании ориентируются на подобный подход в реализации социальных программ в рамках своей корпоративной ответственности. Кроме того, компании отмечают, что далеко не всегда могут найти профессиональных надежных партнеров среди НКО. В некоторых регионах присутствия компаний таковые полностью отсутствуют, нет и ресурсных центров НКО, которые могли бы поддерживать начинающие организации.

Для тиражирования лучших практик, для стимулирования негосударственных доноров, увеличения объема негосударственных инвестиций в СО НКО и повышения их эффективности необходимо предпринять ряд мер. Участники круглого стола, в частности, рекомендуют:

1) Разработать систему налогового стимулирования благотворительной деятельности бизнеса. Россия является сегодня единственной среди развитых стран, где полностью отсутствуют налоговые стимулы для корпоративных благотворителей. Здесь возможны разные подходы, в том числе не предполагающие никаких выпадающих доходов бюджета.

Предлагается принять следующие поправки в федеральное законодательство:

— В Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Поправки предусматривают признание пожертвований на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческих организаций благотворительной деятельностью, если такие пожертвования осуществляются в целях, соответствующих целям благотворительной деятельности.

— В статьи 270 и 274 части второй Налогового кодекса РФ». Изменения предусматривают предоставление налогоплательщикам налога на прибыль организаций права уменьшить полученную в текущем налоговом периоде налогооблагаемую прибыль на сумму денежных средств, перечисленных налогоплательщиком некоммерческим организациям в виде пожертвований, в пределах действующего лимита расходов на иные виды рекламы, установленного абзацем пятым пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (один процент выручки от реализации), и одного процента внереализационных доходов. Таким образом, предлагается предоставить налогоплательщикам право выбора между текущими расходами на спонсорство, проведение розыгрышей и пожертвованиями некоммерческим организациям, которые создают налогоплательщикам положительный имидж и соответствующий эффект от которых будет долгосрочным.

— Устранить препятствия к безвозмездной передаче НКО товаров народного потребления в качестве гуманитарной помощи нуждающимся. Для этого приравнять налогообложение товарных пожертвований к налогообложению утилизации товаров народного потребления.

Также эксперты предлагают рассмотреть возможность включения затрат бизнеса на социальные программы, реализуемые СО НКО, в перечень затрат, снижающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

2) Сформировать систему поощрения и морального стимулирования негосударственных доноров, в частности, корпоративных (награды, общественные статусы и др.), а также поощрения и тиражирования лучших практик, просвещения пока еще не вовлеченных в процесс социальных инвестиций российских компаний. Для этого ввести должность чиновника высокого уровня, ответственного за формирование государственной политики в сфере корпоративной социальной ответственности и благотворительности, за разработку и внедрение государственной Концепции содействия развитию корпоративной социальной ответственности и социальных инвестиций; обязать государственные СМИ, в первую очередь, телеканалы, регулярно освещать деятельность социальных инвесторов и СО НКО, реализуемые ими проекты.

3) В целях повышения привлекательности НКО как объекта социальных инвестиций для негосударственных доноров требуется содействие их устойчивому развитию. Для этого необходимо поддержать развитие социального предпринимательства (платной деятельности) в НКО, закрепив данный термин в законодательстве. Необходимо устранить административные барьеры для ведения НКО деятельности, приносящейся доход, в частности, отменив требование ведения раздельного учета в случае, если НКО применяет упрощенную систему налогообложения. Кроме того, надо обеспечить доступ НКО к инфраструктуре поддержки малого и среднего бизнеса, центрам поддержки предпринимательства. Предусмотреть возможность создания центров инноваций в социальной сфере на базе действующих ресурсных центров НКО.

Необходимо обеспечить реальный доступ СО НКО к государственному заказу, прозрачность конкурсных процедур и их результатов, а также общественный контроль в этой сфере. Считаем целесообразным, в частности, наделить соответствующими полномочиями общественные советы при органах исполнительной власти.

Ускорить утверждение и принятие дорожной карты «Поддержка доступа организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», разработанной Агентством стратегических инициатив совместно с Минэкономразвития РФ и внесенной в Правительство РФ 1 декабря 2014 года.

В перспективе участники обсуждения предлагают рассмотреть возможность введения дополнительных налоговых мер стимулирующего характера, в частности, льготы по налогу на прибыль и НДС для НКО, занимающихся платной деятельностью (социальных предприятий).

4) Для стимулирования создания новых НКО (стартапов) упростить систему регистрации, предусмотрев возможность заявительной формы в электронном виде с регистрацией по месту жительства. На период становления НКО (до трех лет) упростить для них порядок отчетности и налогообложения в случае, если они не претендуют на особый налоговый статус, в том числе при незначительных однократных нарушениях ведения учета ограничиваться предупреждениями. Для небольших НКО предусмотреть отчетность и учет по аналогии с индивидуальными частными предпринимателями. Для НКО, не претендующих на особый налоговый статус, который планируется предоставлять социально ориентированным организациям, привести процедуры регистрации, отчетности и добровольной ликвидации в соответствие с теми, которые предусмотрены для малого бизнеса. Внедрять программы государственной финансовой поддержки начинающих НКО на уровне субъектов РФ и муниципалитетов.

Отказаться от 10-процентного секвестирования Программы поддержки СО НКО, реализуемой Минэкономразвития РФ в целях развития инфраструктуры некоммерческого сектора. Напротив, в качестве антикризисной меры они предложили увеличение финансирования данной программы не менее, чем на 10 процентов. Создавать подобные программы поддержки инфраструктуры НКО в субъектах РФ.

5) Развивать культуру оценки проектов НКО с целью повышения качества их работы и эффективности социальных инвестиций. Ввести обязательное проведение независимой оценки проектов и публикацию их результатов в случае, если проекты финансируются из государственных источников. Организациям – операторам президентских грантов показать пример открытости и прозрачности, публикуя в публичном пространстве перечни всех поданных на конкурсы и поддержанных проектов, а также отчеты об их реализации, выделенных средствах. Способствовать совершенствованию системы открытых данных министерств социального блока, в том числе с участием НКО, и активно привлекать НКО к использованию открытых данных для оценки результатов их собственных проектов.

6) В целях системного развития социального инвестирования рекомендовать всем министерствам социального блока определить заместителей министров, ответственных за развитие взаимодействия с негосударственными инвесторами и СО НКО; перейти на исключительно конкурсную, прозрачную и открытую поддержку проектов НКО. Поручить Министерству экономического развития РФ координировать эту деятельность.

7) Предложить бизнес-ассоциациям в целях дальнейшей поддержки СО НКО содействовать развитию корпоративного волонтерство в НКО, выражающегося, в частности, в передаче навыков корпоративного управления, маркетинга, финансового планирования, управления персоналом. Стимулировать вхождение представителей бизнеса в управляющие советы СО НКО с целью развития культуры корпоративного управления и подотчетности в секторе.

Фото: Юлия Вяткина

Рекомендуем

Эксперты предложили меры по стимулированию социальных инвестиций в проекты СО НКО

В Москве 14-15 января проходит Общероссийский форум «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития», основной темой которого стали последние изменения закона о некоммерческих организациях…

В Москве прошел Всероссийский слет социальных предпринимателей

Сфера социального предпринимательства в России расширяется, но эта деятельность до сих пор не имеет законодательной базы. Участники Всероссийского слета социальных предпринимателей обсудили, зачем закреплять в…