Новости
Новости
29.03.2024
28.03.2024
27.03.2024
18+
Статьи

Заповедное и общественное пространство

11 января в России отмечается День заповедников и национальных парков. В 2016 году российской заповедной системе исполнится 100 лет. Начало одной из самых развитых в мире природоохранных систем было положено в конце 1916-го, когда в Забайкалье появился первый российский заповедник – Баргузинский. Сейчас в России 103 заповедника и 47 национальных парков.

 

Охранять или использовать?

Основная цель создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ) — сохранение и изучение нетронутой природы, а также изучение воздействия на нее человека (в биосферных заповедниках). Об использовании природной среды на особо охраняемых природных территориях речь идет в том числе потому, что лишь некоторые из них создавались на «пустом месте», в местности без единого населенного пункта (как, например, Путоранский заповедник), а в остальных случаях – рядом с деревнями и поселками, жители которых годами заготавливали дрова и собирали грибы-ягоды в ближайшем лесу, ставшем вдруг заповедным. Риск конфликтов в такой ситуации велик, и чтобы их избежать ООПТ налаживают сотрудничество с местным населением.

Алтайский заповедник_2
Алтайский государственный природный биосферный заповедник

Смена парадигмы

Взаимоотношения ООПТ и общества на протяжении последних 30 лет менялись во всем мире, рассказывает директор Экоцентра «Заповедники» Наталья Данилина. «Об этом можно судить, например, по девизам всемирных конгрессов ООПТ: 1992, Каракас — «Парки для жизни»; 2003, Дурбан — «Выгоды за пределами границ»; 2014, Сидней — «Парки, люди, планета: вдохновляющие решения». Люди, их взаимоотношения с ООПТ всегда присутствовали в повестках конгресса, — говорит Данилина. – В документах Дурбанского конгресса участники прямо говорят о том, что ООПТ не могут существовать в изоляции от окружающих территорий и акваторий, не могут игнорировать местное население и хозяйствующих субъектов».

Эти процессы заметны и в России. В 1995 году вышел закон об ООПТ. Среди ключевых задач заповедников и национальных парков он называет экологическое просвещение.

94-04k
В национальном парке «Башкирия»

Взаимный интерес

Охраняемая территория благополучна, когда благополучны люди, живущие рядом, подчеркивают эксперты. Если вокруг ООПТ голодное, «депрессивное» население, возрастает опасность неграмотного использования территории, браконьерства. Если заповедники и национальные парки инициируют и поддерживают программы социального развития прилегающих территорий, это благотворно сказывается на ООПТ, способствует их развитию.

Кенозерский парк_1
Кенозерский национальный парк

Передовое Кенозерье

Яркий пример взаимодействия ООПТ с населением – программы Кенозерского национального парка.

Нацпарк организует обучение для местных жителей, создает рабочие места, предоставляет возможность для заработка. Местные жители принимают в гостевых домах туриста, привлекаются к реставрации исторических памятников Кенозерья, продают сушеные грибы, травы, ягоды.

Кенозерский парк
«Азбука древодела» в Кенозерском национальном парке

В нацпарке проложили экотропу «Тропа раздумий», построили «Чайный дом» и отдали их местным жителям – они сами проводят экскурсии, угощают туристов домашними пирогами и вареньем. Открылись мастерские, в которых молодежь обучают забытым ремеслам, учат работать по дереву, валять валенки, шить лоскутные покрывала – готовые работы продаются потом в сувенирных лавочках нацпарка. Некоторые жители работают гидами в национальном парке.

Кенозерский парк_мастер класс по плетению из бересты
Мастер-класс по плетению из бересты в Кенозерском национальном парке

«Конечно, все это влияет на отношение к нацпарку, — говорит Наталья Данилина. — Парк сделал жизнь местного населения более насыщенной и прибыльной, не уходя от своей основной функции сохранения природного и культурного наследия».

Кенозерский парк_мастер класс по валянию валенка
Мастер-класс по валянию валенка в Кенозерском национальном парке

Познавательный туризм без нормативной базы

Ключевым направлением для нацпарков и заповедников становится развитие познавательного туризма. К сожалению, в России до сих пор отсутствует нормативная база, регламентирующая развитие туризма на ООПТ, которая могла бы в том числе и ограничивать численность посетителей. Пока же есть только общие слова и концепции, а также рекомендации не использовать под развитие туризма более 5% территории.

Спорт и спортивный туризм на ООПТ

Туристические маршруты, проложенные еще в советские времена на Кавказе, Алтае, Урале и в других регионах страны, в ряде случаев проходят по территориям, сегодня имеющим статус особо охраняемых. ООПТ не стали эти маршруты перекрывать, ведь при грамотной работе с туристами в их лице можно приобрести новых сторонников.

На некоторых ООПТ продолжают проводиться традиционные спортивные соревнования. Например, в Красноярских «Столбах» издавна проводятся соревнования по скалолазанию. В природном парке «Ергаки» в Саянах проходят Скальные фестивали. В нацпарке «Лосиный остров» — беговые марафоны и полумарафоны: спортсмены бегут только по аллеям и дорожкам парка и не наносят ему ущерба. В заповедник «Пасвик» в Мурманской области в середине марта приезжают лыжники, чтобы пробежать по территориям трех стран вокруг точки стыка границ России, Финляндии и Норвегии — виза для участия в 14-километровой гонке не требуется.

ООПТ и гражданское общество

«Для эффективного сохранения природной территории необходимо и развитие гражданского общества в населенных пунктах, находящихся в сфере их влияния», — считает Наталья Данилина.

В том же Кенозерье парк инициировал создание женсоветов и клуба друзей парка, который помогает взаимодействовать с населением. Сейчас нацпарк активно работает с органами территориального общественного самоуправления, и они хорошо помогают друг другу.

Алтайский заповедник_1
Алтайский государственный природный биосферный заповедник

При поддержке Алтайского заповедника в близлежащих поселках созданы общественные советы: например, Совет Телецкого озера — он объединяет жителей поселков, находящихся по берегам озера. Заповедник навел порядок у водопада Корбу, создал там инфраструктуру, благодаря чему местные жители могут зарабатывать, обслуживая туристов (кафе, продажа сувениров). А недавно именно заповедник установил в Яйлю первую на Алтае опытную солнечную электростанцию, и теперь поселок бесперебойно снабжается энергией.

ООПТ и современное искусство

Известный культовый фестиваль «Архстояние», проходящий каждое лето в Никола-Ленивце Калужской области, — интересный пример взаимодействия художников, местного населения и нацпарка «Угра». Художники не сразу осознали, что принадлежность этой территории к национальному парку накладывает определенные ограничения на их фантазию. В частности, идущий от деревни к реке Угре склон  — «визитная карточка» парка, и этот уникальный ландшафт должен оставаться неизменным. Постепенно удалось добиться взаимопонимания, были найдены подходящие участки для творчества. На фестивале о нацпарке говорят не так много, но все равно эта акция работает на имидж национального парка и его развитие. К тому же в подготовку фестиваля вовлечены местные жители. Они не только помогают художникам воплощать их фантазии на местности, но и учатся у них, организуют артели, которые делают деревянные скульптуры на продажу.

Фестиваль Архстояние в парке Угра-2
Фестиваль «Архстояние» в национальном парке «Урга»

 Заповедное волонтерство

Бесплатная работа на ООПТ широко распространена во всем мире. В России заповедное волонтерство развивается сравнительно недавно, с 2001 года. Поначалу к такому сотрудничеству не были готовы сами ООПТ. Ведь надо не только доверять волонтерам, но и подготовить фронт работы, обеспечить их материалами и инструментами, создать условия для проживания. Сейчас без волонтеров обойтись сложно — у заповедников и нацпарков огромные площади и ограниченный штат, поэтому помощь всегда нужна. Волонтерская работа бывает очень разная, у каждого заповедника есть свои программы для волонтеров. Часто это физическая работа — расчистка экотроп, уборка мусора, который оставляют туристы.

В Кроноцком заповеднике волонтеры за три недели прошли более 100 км пешком, обустраивая по пути экотропы, ночуя то на кордонах, то в палатках.

Большой объем работ и в Долине гейзеров — там каждый год приходится менять настилы экотроп, и этим тоже под руководством сотрудников заповедника занимаются волонтеры.

«В Байкальском заповеднике в 2013 году для волонтеров проводили фотолагерь, — рассказывает руководитель волонтерского центра «Бурундук» Юлия Верещак. — Каждый вечер после работы пейзажный фотограф Дмитрий Арбузов читал волонтерам лекции, учил фотографировать, давал задания, которые надо было выполнить до следующей лекции. Волонтеры отдавали свой труд, получая за это обучение искусству фотографии». А в 2014 году волонтеры помогали биологам на станции кольцевания: выпутывали птиц из сетей, измеряли и взвешивали их, вели журналы учета. Вообще на Байкале для волонтеров большой фронт работы и много волонтерских проектов, самый известный из них — «Большая Байкальская тропа».

В нацпарке «Таганай» на Южном Урале волонтеры занимаются маркировкой троп, помечают краской «живые» камни, на которые лучше не наступать.

Совсем недавно появился новый вид волонтерства — профессиональная фотосъемка территории заповедника или нацпарка для сайта, путеводителей и буклетов заповедника. Волонтеры помогают создавать сайты ООПТ, переводят их рекламные материалы на иностранные языки и т.д.

Байкал_Баргузинский заповедник
Баргузинский государственный природный биосферный заповедник

Воспитание на ООПТ

Интересный опыт есть в Алтайском заповеднике, где для трудных подростков уже несколько лет проводят парусную регату на Телецком озере. Ребят учат ходить под парусом, жить в походных условиях, и это на них благоприятно воздействует.

Чему учиться за границей

В зарубежных нацпарках местное население широко вовлечено в прием туристов и предоставление услуг по их размещению. Там это может быть организовано в форме частных гостиниц, гостевых домов, размещения в своем доме. Если у нас случится туристический бум, то заповедники просто не смогут разместить всех приехавших. Например, в заповедник «Шульган-Таш» на Южном Урале иногда приезжает до тысячи человек в день. Надо ли заповеднику строить свою собственную гостиницу или дать возможность зарабатывать на гостиничных услугах местному бизнесу и жителям? Частные гостевые домики и мини-отели очень развиты в Восточной Европе, в Прибалтике, даже в соседней Белоруссии. Видимо, стоит перенимать зарубежный опыт концессионных отношений, когда вся служба по приему туристов принадлежит частным лицам и компаниям, с которыми у ООПТ заключены договоры. Но для этого надо выиграть конкурс и взять на себя обширные обязательства по соблюдению экологических стандартов — вплоть до химического состава стиральных порошков, которые не должны загрязнять окружающую среду. А главное, для этого нужна прочная законодательная база.

Фото: Вадим Кантор

 

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике