В рамках проходящего в Москве 20-21 ноября IV Международного форума МГИМО «Социальная ответственность: вызовы времени» состоялось ток-шоу «Социальная ответственность: как сохранить общие ценности в период нестабильности?» Участники мероприятия попытались найти ответы на вопросы: что такое социальная ответственность — ценностный выбор или рациональное решение; что помогает людям и организациям оставаться ответственными в трудные времена; как оставаться ответственными, даже когда это «невыгодно»; что нужно делать, чтобы формировать социальную ответственность в людях.

Елена Зелинская

Елена Зелинская, президент общественной журналистской организации «МедиаСоюз»

Я считаю, что в основе всего лежит личная ответственность. Если правительство, администрация, кто угодно, проявляет социальную ответственность, это значит, что ее взял на себя конкретный человек. Вопрос о том, как сохранить общие ценности в период нестабильности, означает, что мы с вами фиксируем уровень нестабильности. Третье — общие ценности. Мне еще не удалось добиться списка этих ценностей. Если мы говорим о периоде нестабильности, то жизненный опыт показывает, что помогает выжить, сохранить себя то, что тебе в стабильное время кажется не обязательным. В период блокады Ленинграда смогли выжить только те, кто помогал друг другу. Это очень важно. Самым действенным методом выживания оказалась помощь друг другу. Мы можем называть ее социальной ответственностью, гражданской ответственностью, но в ее основе всегда лежит личный выбор человека — помогать или нет.

Владимир ЛЕгойда

Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата, профессор МГИМО

Если человек считает, что он начнет заниматься благотворительностью при каких-то условиях, например, когда станет богаче, то это каким-то образом противоречит тому, что можно отнести к общим ценностям. Есть некая двойственность в заявленной теме. Смотрите, [вопрос звучит] как сохранить общие ценности в период нестабильности? Иными словами, мы хотим сказать, что период нестабильности бросает вызов общим ценностям. Напротив, если мы не сохраняем общие ценности в период нестабильности, это плохо. Здесь обратная причинно-следственная связь: только апелляция к общим ценностям общества, человечности помогает их сохранить. Какие это общие ценности? Выдающийся отечественный мыслитель Юрий Лотман определял культурного воспитанного человека одним вопросом: отчего человеку больно? Кому-то от удара, другим — если задели близких. Когда больно от чужой боли — это и есть самый правильный ответ. Ценности и помогают людям и организациям оставаться людьми в трудные времена.

Успенская

Екатерина Успенская, заместитель генерального директора по управлению персоналом и корпоративной культуре ФК «Уралсиб»

Многие компании занимаются социальной ответственностью, потому что это социально ожидаемое поведение, это обеспечивает позитивный пиар, что помогает выходить на позиции публичной компании. Если это исключительно такой мотив, хорошо это или плохо? В чистом виде этого мало, но с точки зрения того, что хотя бы с таким мотивом удается оказать помощь тем, кто в ней нуждается, это лучше чем ничего. Вместе с тем есть компании, которые действуют исходя из других мотивов.
В разных религиях, в большинстве философских течений красной нитью проходит следующая идея: подобное привлекает подобное, чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Это практически стало мудростью тысячелетий. Если в стольких философиях проходит, значит, веками апробировано. Когда человек открыто позиционирует ценности, к нему притягиваются люди соответствующие. Если в обществе станет неприличным быть равнодушным, циничным, глухим, слепым к таким вещам, то многое будет сдвигаться с мертвой точки. И это уже происходит. Часть людей уже готова к этому. Искренне, по зову души следовать этим принципам. Отдавать не десятину, а большую часть на социальную деятельность. Со временем все перерастет в качество.

Якобсон

Лев Якобсон, первый проректор НИУ «ВШЭ»

В истории России стабильности было мало. В общем, тосковать по стабильности не стоит. Во все времена есть нестабильность. Важно понять, какие она дает возможности. Мы говорим о сохранении общих ценностей и начинаем гадать, а каковы они-  эти общие ценности? Результат оказывается предсказуемым. Это базовые вещи, которые отличают человека. Проблема в том, что для общества характерно глубокое несовпадение разнообразных ценностных ориентаций. Это заметно даже в отдельных группах общества.

Если человек чувственен к чужой боли, это хорошо. Но разным людям больно от разного. Отсюда проблема взаимопонимания, диалога. Много фоновых вещей, с которыми надо что-то делать. «Мне хочется одного, общество требует другое», и человек делает выбор.

Мы регулярно опрашиваем людей, есть ли у них чувство ответственности за то, что происходит в городе, поселке, стране, Мы видим, что чувство ответственности за происходящее в стране растет. В 2006 году [это была] треть граждан, сейчас — больше половины.

Важно, от чего зависит это чувство ответственности. У людей, вовлеченных в структуры гражданского общества, причем в самые разные, выше чувство ответственности между ощущением ответственности и тем, что можно изменить хотя бы в своей окрестности. КСО — это все равно ответственность людей, а не корпораций, ответственность людей, принимающих решения.

ЗЕлькова

Лариса Зелькова, заместитель генерального директора по социальной политике и связям с общественностью компании «Норильский никель»

Невозможно заниматься бизнесом, не отвечая за обременения, которые бизнес создает. Невозможно заниматься бизнесом, не занимаясь людьми. Приятно, что с каждым годом количество компаний, которые определяют для себя ценностью ответственность перед собой, своей семьей, своими работниками, растет. В России практически не осталось компаний, которые не занимались бы и не проводили бы социальную ответственность.

Бадер

Андрей Бадер, директор по корпоративным делам компании «Нестле Россия и Евразия»

Социальная ответственность — для нас это один из важнейших способов иметь лучший, более сплоченный коллектив, преданный компании. Ценности компании со временем не меняются, мы в России работаем уже 150 лет, пережили не один период нестабильности. Ценности, прежде всего, идут от людей. Я считаю, что не нужно противопоставлять корпоративные программы и те программы, которые делаются волонтерами в свободное время. У нас есть и то, и другое. Это хорошо сплачивает коллектив. Мы делаем это не для пиара, а потому что хотим. Это естественно для коллектива, который рад общему делу.

Ясина

Ирина Ясина, экономист, публицист

На мой взгляд, помогают не богатые и не бедные, не ответственные и безответственные. Помогают добрые. Никакие социальные ответственности не помогут. В нашей стране сложно выбрать из дилеммы: быть лучше или жить лучше? Руководствуясь ценностями, иногда жить лучше не получается. Другие обходят по карьерной лестнице, не брезгуют встать и сказать неправду. Хочется дожить до того времени, когда наши дети, внуки не будут выбирать, а, стараясь быть лучше, одновременно будут повышать карьерные стандарты , материальные и другие.

Рекомендуем

В Москве открылся IV Международный форум МГИМО «Социальная ответственность: вызовы времени»

20–21 ноября Московский государственный институт международных отношений проводит IV Международный форум МГИМО «Социальная ответственность: вызовы времени». Сегодня на социальную ответственность нужно смотреть другим взглядом, отмечают…

Участники форума «Социальная ответственность: вызовы времени»: студенческое волонтерство должно быть тесно связано с учебным процессом

В рамках IV Международного форума МГИМО «Социальная ответственность: вызовы времени» участники обсудили развитие студенческого волонтерского движения. Эксперты выступают за интеграцию волонтерства в учебный процесс. При…