В России 28 июня отпраздновали Международный день социального бизнеса. Четкого определения того, что такое социальное предпринимательство, в России до сих пор нет. В самом общем виде — это бизнес, который направлен на решение наиболее острых социальных проблем: возрождение культурных традиций, социализация инвалидов, трудоустройство незащищенных групп граждан, образование и просвещение, ответственное отношение к ресурсам, развитие института семьи, спорт и здоровье. Какие социальные проекты необходимы городу, как они могут решать социальные проблемы, как поддерживается социальное предпринимательство, чем социальный бизнес отличается от обычного, какие есть эффективные практики социального предпринимательства, — своим мнением на эту тему делятся эксперты.

Александр Дерюгин

Александр Дерюгин, начальник Управления поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы:

Социальному предпринимательству в последнее время уделяется повышенное внимание. Так и должно быть, потому что социальное предпринимательство в первую очередь нацелено на решение конкретных социальных проблем города, региона. Сейчас по инициативе Минэкономразвития в регионах создаются центры инноваций социальной сферы. Их цель – обратить внимание на проблемы социального предпринимательства, привлечение предпринимателей в данную сферу деятельности, помощь в открытии бизнеса, в реализации социальных проектов, социальные франшизы. Реализуется много образовательных программ, в том числе адаптированных для людей с инвалидностью, проводятся круглые столы. Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы в первую очередь будет поддерживать приоритетные проекты. Акцент мы ставим на реализации проектов в области социального бизнеса, то есть те предприниматели, которые работают в данной сфере, будут получать максимальный балл на финансовой комиссии. Нам, чиновникам, хотелось бы, чтобы в первую очередь инициатива о том, какая помощь требуется, исходила от самих социальных предпринимателей.

 Ирина Павлова

Ирина Павлова, заместитель руководителя департамента благотворительных и социальных проектов Фонда региональных социальных программ «Наше будущее»:

Для социальных предпринимателей невзгода – это возможность, а не проблема. Люди настолько ориентированы на того, на кого они работают, что они умеют выстраивать новые связи, умеют создавать новую атмосферу вокруг себя, которая приводит к изменению качества жизни. Я благодарю всех социальных предпринимателей в нашей стране, кто, несмотря ни на какие сложности, остается верен своей социальной миссии.

Выдавая беспроцентные займы на поддержку предпринимателей, мы (фонд «Наше будущее») понимаем, что получим обратно совсем другие деньги, они будут иметь другую стоимость. Но так или иначе это элемент обучения. Когда ты получаешь деньги, кредит доверия, консалтинговую и информационную поддержку, — все это тебя укрепляет как социального предпринимателя. Именно на это сделал ставку Вагит Алекперов (учредитель фонда «Наше будущее» — прим. ред.), потому что это усиление людей в регионах, которые готовы быть гражданами своей страны через свою деятельность. Социальные предприниматели все очень разные. У нас есть Роман Аранин, потерявший мобильность и передвигающийся на коляске. Но он успешный социальный предприниматель. Человек, который организовал всероссийскую сеть мастерских для ремонта инвалидных колясок. Представляете, какая сила духа! Все предприниматели, которые жалуются на жизнь, — к нему на обучение!

Игорь Соболев

Игорь Соболев, председатель Комитета по корпоративной социальной ответственности Ассоциации менеджеров России, член Координационного совета по развитию социального бизнеса и предпринимательства ТПП РФ, член Комитета по корпоративной социальной ответственности и демографической политике РСПП:

Социальный предприниматель отличается тем, что готов идти на грани убытка и без убытка, тянуть лямку настолько далеко, насколько позволяет его желание решить социальную проблему. Обычный предприниматель, когда терпит убыток, просто закрывает дело, а социальный предприниматель борется до конца.

Мировой опыт показывает, что подходы в сфере предпринимательства меняются. Все больше социалки поднимается на знамена, все больше смещается акцент на то, чтобы не только зарабатывать, но и решать социальную проблематику. Кроме того, все больше инвесторов вкладываются в социально ответственные компании. Для этого существуют целые системы инвестиционной инфраструктуры. Есть индексы, есть агентства, рейтинги на биржах, которые проводят отбор проектов и компаний, социально ответственных, чтобы инвесторы, которые хотят вкладывать в такие компании, получили эту возможность.

Я считаю, что социальное предпринимательство – это предельная форма корпоративной социальной ответственности. Компания может в такой степени соблюсти баланс всех интересов перед всеми группами стейкхолдеров, сотрудниками, потребителями продукциями по своей социальной ответственности, что может стать действительно социальным предприятием. Для этого требуется концепция развития и поддержки социального предпринимательства, а также концепция развития и поддержки социальной ответственности.

Александра Московская

Александра Московская, директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ:

Наука стала называть социальных предпринимателей гибридами, потому что, как правило, несмотря на то, что предприниматель, допустим, вышел из бюджетного сектора и стал создавать что-то в частной области, не может действовать изолированно от двух других секторов. Если это частное предприятие, он отчасти работает с НКО, одновременно взаимодействует с органами власти, как правило, на местном уровне. Многие вопросы и эксперименты, связанные с развитием социального предпринимательства, об этом говорит международный опыт, происходят не на федеральном уровне, а на локальном. Именно здесь происходят проблемы, и представители разных секторов ищут пути их решения. Международный опыт показывает, что развивать социальное предпринимательство можно и в крупном, и в небольшом городе. Это разные модели. А российский опыт свидетельствует, что социальное предпринимательство развивается там, где нет уже никаких других ресурсов. Казалось бы, Москва должна быть благоприятным городом для развития соцпредпринимательства, но по статистике малого бизнеса, Москва не очень благоприятный для этого город.

Фото: Юлия Вяткина, philanthropy.ru

Юлия Вяткина - автор Агентства социальной информации

Рекомендуем

В Общественной палате обсудили проект постановления правительства об «исполнителях общественно полезных услуг»

Закон об «исполнителях общественно полезных услуг», предусматривающий возможность наделения некоммерческих организаций новым статусом и предоставление таким организациям льгот и преференций, должен вступить в силу с…

Жители столицы выберут «лиц душевной Москвы»

Ресурсный центр НКО Комитета общественных связей (КОС) города Москвы объявил конкурс "Лица душевной Москвы". В конкурсе участвуют сотрудники некоммерческих организаций, волонтеры, представители государственных структур и…

Круглый стол «Безопасность внутригородских и межрегиональных перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом»

Страшная автокатастрофа под Ханты-Мансийском, унесшая жизни детей, заставила задуматься о дополнительных и действенных мерах по безопасности перевозок автотранспортом. Участники круглого стола попытаются разобраться в проблеме…