Весенне-летний период богат развлекательно-благотворительными акциями. Можно найти событие на любой вкус: праздник, посвященный Международному дню женщин-мотоциклисток, книжный шоу-рум «Семейная благотворительность и взаимопомощь», разнообразные «пироги-пряники» и т.п. Проведем мини-обзор заметных благотворительных акций, уже ставших традиционными как в столицах, так и в провинции, когда благотворительность в буквальном смысле слова выходит на улицы, и горожане могут лично к ней прикоснуться.

1. «Белые цветы»

Старт одному из первых ярких благотворительных праздников в современной России, распространившемуся потом по городам и весям, был дан в 1998 году. «Белая ромашка» — противотуберкулезная кампания, проходившая в России в 1911-1913 годах, а потом надолго забытая, была возрождена силами нижегородской Ассоциации неправительственных некоммерческих организаций «Служение», Нижегородской службы добровольцев и регионального отделения АСИ.

oldcar
В царской России дни «Белой ромашки» позволяли собрать десятки тысяч рублей золотом, которые шли на организацию лазаретов и лечебниц, обеспечение больных медикаментами и продуктами, и что немаловажно — на просветительскую работу.

В 1998-м подобных кампаний в РФ практически не было, да и о благотворительности мало кто знал. В интернете удалось найти всего несколько упоминаний о благотворительных акциях в тот год — даже в «продвинутой» Москве. Среди них, например, спортивно-развлекательные праздники, проводимые «на благотворительной основе» правительством столицы, некая «благотворительная молодежная акция в ЦПКиО им. Горького» в рамках Дня города, а также — «Новогодний и рождественский концерт», организованный Национальным комитетом Европейской фольклорной культурной организации.

То есть праздничные фандрайзинговые акции еще только начали развиваться, и кампания «Белые цветы» для своего времени была очень яркой и необычной. Она сразу привлекла множество волонтеров и позволила решить конкретную проблему. В 1998 году в Нижегородской области было зафиксировано резкое увеличение числа детей и подростков, инфицированных туберкулезом: на 1 июня 1998 года — около 54,5 тыс. (23%) детей в возрасте до 15 лет, а среди подростков – 21,5 тыс. (39,2%). Врачи констатировали, что у областной фтизиатрической службы нет средств для широкомасштабной профилактической работы и информирования населения об опасности заболевания и методах борьбы с ним.

Balashova_Alla_Leonidovna

Алла Балашова, директор по развитию Ассоциации «Служение», координатор акции «Белые цветы» в 2000-2007 годах

Анализируя создавшуюся ситуацию и проводя исторические параллели с началом ХХ века, когда проблемой распространения туберкулеза на территории России занималось общественное объединение — Русская лига для борьбы с чахоткой, активисты Нижегородской службы добровольцев (на тот момент НДС была одним из подразделений Ассоциации «Служение») выступили с инициативой провести в Нижнем Новгороде благотворительную акцию в пользу детей, больных туберкулезомПо аналогии с Днями Белой ромашки, проводимыми в Нижнем Новгороде и в других городах в 1911-1913 годах, акция получила название «Белые цветы». Раздавая белые цветы — ромашки, гвоздики, розы, пионы — в первый год мы собрали за один день около шести тысяч рублей (для начала это был почти рекорд!), а в последующие годы – более 10 тыс. рублей за день. Кроме того, предприятия и коммерческие компании передавали в детский стационар Нижегородского областного противотуберкулезного диспансера медикаменты , продукты, мебель, канцтовары, игрушки…Мы рады, что наш опыт оказался востребованным в других регионах и принес пользу. Не мы придумали «Белую ромашку», мы просто возродили эту традицию, придав ей новое звучание.

В нижегородскую акцию удалось вовлечь врачей, журналистов, известных людей города. Фтизиатры участвовали в подготовке информационных материалов (профилактических листовок) и помогали волонтерам разобраться в вопросах профилактики, отвечали на вопросы СМИ. Журналисты не только освещали происходящее, но и сами подсчитывали собранные средства.

Опыт Нижнего Новгорода быстро распространился по всей стране. Кто-то консультировался с нижегородцами, а кто-то воспроизводил его самостоятельно.

С 2007 года «Белые цветы» расцветают в Курске, с 2011-го – в Москве.

Скриншот 16.06.2014 140637.bmp
Сегодня акция «Белый цветок» вышла за пределы традиционно «туберкулезной» тематики. Ее все чаще устраивают в поддержку людей, страдающих разными заболеваниями, в пользу разных категорий нуждающихся, причем инициаторами выступают как светские, так и религиозные организации.

Белые цветы можно встретить на улицах Екатеринбурга, Углича, Архангельска, Саранска, Белгорода, Самары, Калуги, Кемерово, Красноярска, Сургута, Томска, Тольятти, Ростова-на-Дону, Волгограда, Орла и других городов России.

Акция набирает обороты с каждым годом. В Москве, например, праздник уже 4 года организует Православная служба помощи «Милосердие». В первый год акции – 2011-й, в пользу детского хосписа было собрано около двух миллионов рублей. А в 2014 году зафиксирован рекорд: более трех миллионов рублей будут направлены на оказание помощи семьям с детьми-инвалидами.

2. Праздник черники

Еще недавно небольшой городок Красновишерск на севере Пермского края был известен редким любителям путешествий красивой уральской рекой Вишерой, тем, что когда-то здесь отбывал свой первый срок писатель Варлам Шаламов, а теперь добываются нефть и алмазы, проходят туристские экстремальные маршруты. В 2012 году все изменилось. 18 августа в городском парке Красновишерска прошел Международный фестиваль «Праздник черники и черничного пирога», который позволил городу оказаться в Книге рекордов Гиннеса. Теперь это особенная дата для города.

pirog
Общий вес пирога, приготовленного для праздника 18 августа 2012 года, составил более 300 кг, его длина была более 70 м. На изготовление чуда кондитерского искусства ушло 194 кг муки, 516 яиц, 66 кг сахара, 42 кг черничного джема и 120 кг ягод черники. Причем ягоды собрали всего лишь две местные жительницы.

Идея праздника черничного пирога родилась в районном доме культуры. Его директор Андрей Кулижников стал вдохновителем фестиваля. Чернику выбрали, потому что это ягода, которая растет во всем мире – и в северных российских районах, и в Европе, и в Америке. Черничные праздники популярны во многих странах.

В Красновишерске впервые черничный праздник состоялся в 2008 году. Сначала это был районный фестиваль, со временем стали приглашать соседей. Сейчас вместе с Красновишерским домом культуры «черничный день» проводят Районный фонд социальной поддержки, Вишерский заповедник, клуб «Ратник», Клуб деловых женщин и другие организации. Организаторы говорят, что Праздник черники дал городу импульс к развитию.

Бондаренко

Мария Бондаренко, член правления Районного фонда социальной поддержки

Число туристов, приезжающих к нам в город, после рекорда сильно возросло. Приезжают и на сам праздник, и в другое время. Наш район сегодня в плане производства становится все более депрессивным, много что закрывается. Но мы должны о себе по-другому заявлять, чтобы сохранить себя… Смысл этого праздника в том, чтобы выпечь «пирог дружбы» и пригласить всех его отведать, чтобы «заразиться дружбой». Каждый год программа фестиваля меняется, находятся новые идеи. В прошлом году тесто замешивали прямо на сцене. Представители разных районов клали в тесто свою горсть муки, кто-то заливал воду, кто-то кидал дрожжи. Может быть, в этом году мы устроим сбор средств, предварительно опросив местных жителей, что для них представляется наиболее актуальным. Может, благотворительную копилку поставим или что-то еще.

3. Парад такс

31 мая в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, с полуденным выстрелом пушки начинается «Такс Парад». В 2014 году он состоялся уже в третий раз и был приурочен ко Дню защиты детей. Для участия в параде на сайте taks-parad.ru зарегистрировались почти 200 таксовладельцев.

taxparad
Дресс-код для участников парада — карнавальный костюм. Супермодели на коротеньких лапках дефилировали под музыку по специально установленному подиуму. Пока хозяева готовили оригинальные костюмы, их питомцы учились вести себя в обществе.

Кроме дефиле такс, была подготовлена большая концертная программа, мастер-классы по росписи деревянных такс-сувениров, аква-грим. Парад такс тоже претендует на Книгу рекордов Гиннеса: на празднике был приготовлен хот-дог длиной более 20 метров. Такс-команда, помогающая брошенным таксам, искала на празднике новых хозяев для бездомных питомцев, провела благотворительный аукцион. Все пожертвования, собранные на празднике, переданы в помощь таксам, попавшим в беду.

Праздник организует Общество любителей такс вместе с администрацией Василеостровского района. Для России это явление новое, а в Польше такая традиция существует с конца ХХ века. Первый парад такс проходил в 1994 году в Кракове. Этот город называют польской столицей такс. Первая такса прибыла в Краков в 1515 году, она сопровождала своего хозяина, епископа Яна из Вроцлава — с тех пор таксы стали неотделимой частью городского пейзажа, а также эмблемой города.

fomicheva

Вероника Фомичева, организатор «Такс Парада»

«Такс Парад» показал, что сбор благотворительных средств может носить позитивный характер: можно не только «просить», но и одновременно «развлекать», принося хорошее настроение. Число участников парада с каждым годом растет. Уже есть и постоянные участники. Активность любителей животных в соцсетях выросла после первого же «Такс Парада». К нам приходят люди, оказывающие постоянную поддержу командам, занимающимся реабилитацией и переустройством такс. Они приносят корм, одежду, оказывают и другую помощь, например, содействуют в перевозке собак на личном транспорте, берут на передержки и т.д. Наши партнеры — это представители фирм, которые работают с товарами для животных. Информационную поддержу нам оказывают различные интернет-издания и порталы. Основные же партнеры — администрации районов, где проходит «Такс Парад», которые с большим участием и удовольствием помогают нам в организации праздника.

4. «Большой обед»

1 июня 2014 года в Ярославле во второй раз накрыли большой стол и кормили всех желающих «Большим обедом».

Скриншот 16.06.2014 161323.bmp
«Большой обед» — традиция, призванная объединить живущих по соседству людей за общим столом. Организаторы приглашают приносить с собой то, чем вы готовы поделиться: угощение, музыкальные инструменты, настольные игры и т.д.

Традиция Big Lunch пришла к нам из Великобритании, где в 2009 году проект «Эдем» предложил горожанам отпраздновать день рождения королевы за общим столом под открытым небом. С тех пор акция стала традиционной, в ней участвуют миллионы людей по всему Соединенному Королевству.

В России первый «Большой обед» прошел в Москве, на дизайн-заводе «Флакон». Организаторы предложили другим городам присоединиться к акции. Идею подхватили Ярославль, Нижний Новгород и другие города. Первый же «Большой обед» в Ярославле собрал более 500 человек.

krivzova

Юлия Кривцова, куратор Регионального агентства творческих инициатив, организатор «Большого обеда» в Ярославле

Ценно то, что обед не только подружил соседей и горожан, но и стал ярмаркой разных городских сообществ. Мы пригласили людей, которые популяризируют идеи свободной детской игры, языковых клубов и т.д. Было много разных сообществ, и они знакомили людей с тем, что они делают. Мы проводим много мероприятий и пикников, но почему-то именно «Большой обед» в 2013 году вызвал особый отклик. Так все совпало, что пришло нужное число прекрасных людей. Они, как и мы, воспользовались этим форматом, чтобы решать свои задачи. В 2014 году мы заранее объявили, что ищем организаторов в разных районах Ярославля. Если честно, это все не увенчалось успехом… Горожане хотят участвовать в акции, им интересно, но они не готовы пока сами ее организовывать. Мне казалось, что могут откликнуться школы, — это ведь способ подружить родителей, детей. И очень просто организовать обед на школьной территории: вынести столы и лавки, принести угощения и т.п. Надеемся, что с каждым годом «Большие обеды» будут получаться все лучше и лучше.

В итоге основной ярославский «Большой обед-2014» прошел на «Текстиле» – индустриальной площадке, в прошлом — большой мануфактуре. Организаторы арендовали там цех. Кроме обеда и развлекательной программы, на «Большом обеде» проходил сбор средств на лечение известному местному художнику.

5. Пикник «Афиши»

Если во всех предыдущих примерах речь шла о праздниках, инициированных благотворительными организациями, у этой акции совсем другая история. Пикник «Афиши» был затеян как развлекательный коммерческий праздник, и перед НКО стояла задача в него вписаться.

0_13824_54ae0a7c_orig
Идея собрать на Пикнике «Афиши» некоммерческие организации, которые заинтересованы в контактах с аудиторией фестиваля, была реализована в 2009 году.

Первый опыт оказался успешным. В 2009 году на фестивале работали сразу три благотворительные площадки: Charity village Агентства социальной информации (АСИ), Hospice.help.point Фонда «Вера» и площадка «20 способов сделать свой город лучше», организованная российским представительством Британского совета совместно с CloudWatcher. Места хватило всем. На площадке CloudWatcher проходили экологические, архитектурные и исторические презентации, показы тематических фильмов и мастер-классы. Фонд «Вера» устраивал сбор пожертвований, вечернюю благотворительную лотерею. Гости благотворительной деревни рисовали вместе с WWF, по кирпичику строили из бумаги школу с Благотворительным фондом «Большая перемена», центр «Дети Марии» дарил своим жертвователям украшения, сделанные детьми из художественно-реабилитационного центра. Благотворительная «опция» прижилась на фестивале и стала разрастаться: в 2010 году на площадке, организованной АСИ, было 11 организаций, в 2011 году – 21, в 2012 году – 30. Рос и сбор средств: 2010 год – 250 тыс. руб, 2011-й – 478 тыс. руб, 2012-й. – 497 тыс. руб.

Drozdova1-150x150

Ольга Дроздова, руководитель социальных проектов и программ АСИ

В 2012 году мы поняли, что нужно что-то придумывать. Наша площадка сильно разрослась и уже превратилась во что-то вроде «Душевного базара» наоборот. На «Базар» люди приходят целенаправленно, и развлечения на нем – это попутно, а на Пикнике благотворительность – это попутно. Стало слишком много организаций, и они мало друг от друга отличались. Поэтому мы поняли, что нужно либо придумать какую-то общую историю, либо распределить фонды по всему Пикнику, чтобы они действовали автономно. С ростом числа участников становилось все сложнее находить новые решения. Лучше всего работает нестандартный фандрайзинг. Люди приходят на Пикник не для того, чтобы участвовать в благотворительности, надо их как-то заинтересовать. В 2010-м была жуткая жара и смог. Фонд помощи взрослым «Живой» предложил самое простое и самое нужное — воду, всего по 10 рублей за стаканчик. Выстроилась очередь, и люди не только пили воду, но и подписывали открытки подопечным фонда. Мария Хадеева из проекта РОСТ придумала «брызгалки». Все ходили и брызгали, это было спасение. А на следующий год Мария пригласила клоуна Николя, который делал всякие химические опыты, и это было очень зрелищно…

Но сбор средств не главное, ради чего НКО стоит участвовать в Пикнике «Афиши», — уверены организаторы. Гораздо важнее то, что много столичных жителей могут узнать о тех благотворительных фондах, которые работают в городе.

Фото: beliycvetok.ru, zsno.ru, miloserdie.ru, vrdk.ru, krasnovishersk.permarea.ru, tak-prosto.org

 

Рекомендуем

Пикник «Афиши» продолжает собирать пожертвования

25 июля в музее-заповеднике «Коломенское» в 12-й раз прошел фестиваль «Пикник «Афиши», на котором посетителям снова представилась возможность помочь благотворительным фондам. Гости фестиваля пожертвовали 255…