Что такое социальная ответственность бизнеса, вроде всем понятно. Разобрались – всего-то понадобилось 10 лет разговоров. А про социальную ответственность СМИ — нет. То есть ее упоминают то и дело, обсуждают походя то здесь, то там. Но возьмите в руки пульт, попереключайте: сможете вы из всех каналов общественно-политического профиля выбрать стопроцентно социально ответственные или, наоборот, совершенно социально безответственные? Я нет.

Конечно, существуют уже кое-какие примеры. Однако обратите внимание, речь идет либо об отдельных программах, либо о тех или иных приоритетах канала, которые более или менее соответствуют представлениям о социальной ответственности, при наличии других приоритетов, нисколько ей не соответствующих.

Я поясню. НТВ охотно размещает социальную рекламу. Бесплатно. Это социально ответственное поведение? Да, без вопросов (ведь законодательство «О рекламе» лишь констатирует, что телеканалы могут соцрекламу размещать в пределах пяти процентов годового рекламного объема). Но при этом НТВ с пионерским рвением и явным удовольствием участвует в широкомасштабной операции устрашения некоммерческих организаций по всей стране. Вроде, только подзабылось, как с милицией выпроваживали НТВ-шников из офисов НКО в первую волну массовых проверок, и вот, пожалуйста: НТВ участвует в казачьем налете на Общество защиты прав потребителей. Это социально ответственное поведение?

Вот Общественное телевидение. У него рейтинг растет, много интересных программ появилось, и если в начале ОТР обвиняли в некоторой тенденциозности, теперь и в журналистской среде, и среди экспертов говорят о том, что канал движется в правильном направлении. Информация подается более объективно, нам предлагают разные точки зрения. Не только журналистов и специалистов — канал предоставляет слово гражданским активистам, лидерам НКО, благотворительных организаций. Финансовые проблемы все эти успехи могут перечеркнуть. Поразительно, но в самом начале, когда решали, за счет каких средств будет существовать и развиваться ОТР, говорили даже о том, что он может зарабатывать, например, за счет платного размещения социальной рекламы! Слава богу, здравый смысл возобладал, и по этому пути не пошли – социальная реклама размещается ОТР безвозмездно… Только на что ему жить, все еще не понятно.

И обязательно про «Дождь» (интересно, есть ли во всем рунете сейчас хоть один пост про СМИ, где он не упоминается?). Канал никогда не позиционировал себя как общественно полезное телевидение, и тем не менее, с моей точки зрения, таковым являлся и является. На «Дожде» мы смотрели о том, что действительно волнует общество. Не только про политику, экономику и спорт, но и про инвалидов, детей-сирот, пожилых, про экологические проблемы, про благотворительность… Многие из этих отдельных сюжетов и целых программ готовились в сотрудничестве с благотворительными организациями. Они оценили «Дождь» именно как социально ответственный телеканал, потому и выступили с письмом в его защиту.

Злосчастный «блокадный опрос» — это, конечно, не социально ответственное поведение. Но и социально безответственным я бы его не стала называть. Оно какое-то несерьезное. И даже непрофессиональное. Спрашивая, профессиональный журналист всегда знает, какой ответ получит, а главное, знает, что будет делать с полученным ответом. Может, это не азы журналистики, но где-то рядом. Придумали вопрос, задевающий за живое, – так надо ж понять сначала, какой именно будет реакция, и о чем она говорит! Допускаю, что и после такого анализа возможных последствий «Дождь» все же спросил бы зрителей про блокаду. Но это было бы осмысленное, неспонтанное решение. И были бы заранее готовы внятные ответы на все те вопросы, которые «Дождю» в итоге задали. А у них получилось явно «с колес». И именно поэтому, как мне кажется, выносить вердикт о социальной безответственности только из-за одного опроса, неправильно.

СМИ, сознательно и последовательно придерживающихся принципов социальной ответственности во всей своей деятельности, сделавших это неотъемлемой частью своей информационной политики и стратегии развития, у нас пока нет. Зато есть те, кто уже во многих аспектах ведет себя как социально ответственное медиа.

Социальная ответственность СМИ складывается из целого ряда показателей. Насколько правдива информация, распространяемая СМИ? Оно продвигает точку зрения владельца, какой-то социальной группы или, действительно, стремится к максимальной объективности? Аудитория ему доверяет? Вопрос, может быть, наивный, но не праздный: у нас 60% населения считают, что СМИ постоянно врут. Опять-таки вопрос профессионализма, но, с точки зрения зрительской (читательской) аудитории – это аспект социальной ответственности. Насколько распространяемая информация соответствует запросам общества? Какой вклад вносит СМИ в развитие общества — она вредит ему или, наоборот, благотворно на него влияет? И если да, то каким образом? И т.д. и т.п.

По производству сериалов Россия вышла на первое место. На нашем телевидении это самый массовый тип программ. Нас научили любить сериалы – вне всякого сомнения, это заслуга телеканалов, предлагающих нам ежедневно одну и ту же пошлую сериальную жвачку, бытовые склоки звезд, агрессию и насилие. Никто не предлагает выкинуть их за это из эфира. Мы понимаем, что не всё одной краской: там грандиозный благотворительный марафон прошел, здесь социальную рекламу показали, сделали сюжет про то, как люди сами решают свои проблемы. И эти проблески внушают надежду, что со временем общий фон будет меняться. Но почему тогда один неосторожный опрос – это почти приговор тем, кто так долго и разнообразно говорил с нами о том, что для нас в самом деле важно?

Рекомендуем

Общественные организации, работающие в сфере борьбы с ВИЧ, просят вернуть «Дождь» в пакеты кабельного и спутникового телевидения

Представители общественных организаций, работающих в странах Восточной Европы и Центральной Азии в сфере профилактики ВИЧ-инфекции и других социально значимых заболеваний, обратились к операторам кабельного и…

«Гражданская сила»: социальный репортер с ДЦП снимает о тех, кому нужна помощь

В понедельник, 25 сентября, в программе «Большая страна» на ОТР выйдет сюжет Агентства социальной информации о социальном репортере с ДЦП, лидере инклюзивного клуба волонтеров «Искорка добра» Ксении Каминской из…