Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, объявил результаты проведения независимой оценки официальных сайтов органов исполнительной власти, уполномоченных заниматься опекой и попечительством. На основе изучения представленности сведений о государственных услугах в сфере семейного устройства, информации о детях, которые могут быть усыновлены или переданы на иные формы семейного воспитания, в конкретном регионе исследователи оценили, как на практике реализуются пункты госполитики по широкому информированию потенциальных родителей для детей-сирот.

Проект такого информационного мониторинга, впервые реализованный экспертами российских общественных организаций, стал частью масштабной работы по претворению в жизнь государственной политики по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его цель – оценить легкость нахождения и доступность тематических сайтов, полноту, достоверность размещенной на них информации и актуальность данных о детях. Причем оценить с точки зрения будущих усыновителей, опекунов и приемных родителей.

Оценку проводили в период с 6 октября по 20 октября 2013 года десять экспертов из шести профильных НКО (Амурская региональная общественная организация «Мамонтенок»; Свердловская региональной общественная организация «Аистенок»; Новосибирская городская общественная организация «День аиста»; Благотворительный фонд «СЕМЬЯ», Москва; Школа приемных родителей при АНО ДПО «Институт развития семейного устройства», Московская область; Региональный благотворительный фонд «Сохраняя жизнь», Оренбург), давно и успешно занимающихся поддержкой семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, защитой прав опекунов, усыновителей и детей-сирот.

Проводившие мониторинг эксперты оценивали, «выпадает» ли нужный сайт в первых строках по поисковому запросу в Yandex или Google, нет ли на сайте «мертвых» ссылок, работают ли указанные каналы обратной связи, достаточно ли содержательна информация о ребенке. Разработанные независимыми экспертами критерии и методики оценки позволили выделить лучшие тематические сайты, а также выявить регионы, где подобные интернет-проекты не отвечают современным требованиям.

Результатом аналитической работы стали два рейтинга и Таблица поисковой доступности сайтов в сети Интернет.

С нуля

Так, согласно Таблице поисковой доступности сайтов в сети Интернет, первое место поделили семь интернет-ресурсов — органов исполнительной власти Красноярского и Приморского краев, Республики Татарстан, Самарской, Саратовской, Тверской и Тюменской областей. Данные сайты, по результатам мониторинга, хорошо структурированы и содержат тексты со значительным количеством ключевых фраз, по которым граждане ищут информацию в Интернете, например, «Как усыновить ребенка в Саратовской области», «Куда обращаться для усыновления в Приморском крае» и т.п.

Согласно рейтингу регионов, первое место среди субъектов РФ занимает Астраханская область (81,7 балла), второе – Тамбовская область (76,7), третье – Тюменская область (74,3). Профильные сетевые ресурсы данных российских регионов получили высокие оценки за полноту, достоверность и качество нормативно-правовой и иной официальной информации, предоставляемой потенциальным опекунам и усыновителям.

Сайт Астрахани - 1 место в рейтинге Сайт Саратов - поиск лучший

При этом значимое число регионов — 16 — получили в рейтинге ноль баллов. Среди них – Волгоградская область, Республика Алтай, Республика Ингушетия, Чукотский автономный округ. У данных субъектов РФ либо вообще нет сайтов, либо на указанном сайте не найдена информация об услугах или не может быть найден искомый раздел, раздел не индексирован и не учтен.

Как сообщают в Фонде поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 10 регионов не сообщили о наличии/отсутствии информационных ресурсов для граждан. Кроме того, два региона прислали не ссылки на сайты, а адреса электронной почты. Также среди указанных в письмах сайтов есть сайты нерабочие и с истекшим сроком регистрации, выставленные на продажу или заблокированные. Один регион сообщает, что сайт есть, но его адрес в письме не указан. Многие регионы указали адреса федеральных сайтов Усыновите.ру, сайты общественных организаций, журналов, коммерческих электронных газет, телевидения.

«Это свидетельствует о непонимании того, что размещение информации на этих сайтах (даже очень качественно подготовленной) не освобождает их от обязанности иметь официальную информацию, предоставляемую гражданам органом власти», — подчеркивают  в фонде.

Сайт Республики Алтай - 0 баллов Сайт Магадан - 0 баллов в рейтинге

Приведенные данные свидетельствуют, что контроль за информированием граждан по проблемам, связанным с семейным устройством детей, оставшихся без попечения родителей, слабый – не проверяются адреса сайтов, даже не уточняется их наличие и работоспособность, сообщают исследователи.

Они есть, но их не видно

Согласно данным мониторинга, имеется часть сайтов, которые вообще не находятся с использованием любого из пяти поисковых запросов (например, «Усыновление в … (указывается название региона), даже если сами сайты существуют. Такие сайты, как правило, имеют целый ряд характерных особенностей и ошибок: отсутствует актуальная информация (однажды залитые на сайт статьи или выдержки устарели и долго не обновлялись); никаких действий владельцем, заказчиком или исполнителем для продвижения сайта не предпринималось: после создания сайта не производилась принудительная индексация через сервисы поисковых машин для администраторов; в свойствах главной страницы сайта отсутствуют описание сайта и страниц. Кроме того, зачастую в ряде регионов на сайтах вместо статей и текстов даны ссылки на скачивание документов, а названия ссылок даны не разговорным, а канцелярским языком. Например, вместо слов «дети» употребляется термин «несовершеннолетние», вместо усыновители и опекуны — «замещающие семьи», подчеркивают эксперты.

«Очевидно, что часть сайтов создана по принципам «Чтобы было» и «Чтобы отчитаться». Доказать это сложно, но есть общие характеризующие их особенности. А возможно, что при создании таких сайтов организаторы преследовали другие цели, вероятно, намеревались быстро создать качественный сайт и начали над ним трудиться, однако пыл вскоре угас и сайт оказался заброшен», — говорится в результатах мониторинга.

Формальный подход, который демонстрируют создатели таких сайтов, является, по мнению экспертов, массовой проблемой для государственных органов исполнительной власти.

«Такие сайты явно предназначены для отчета о проделанной работе, а не для информирования граждан и создания поддерживающей среды для граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью. Структура у таких сайтов не продумана, материалы фрагментарны. Чаще всего приведены устаревшие, неполные и недостоверные сведения. Эти сведения уточняются от случая к случаю», — отмечается в итогах мониторинга.

Не «юзерфрендли»

Существенными проблемами для восприятия сведений о возможностях устройства детей-сирот эксперты считают плохо структурированную информацию на сайтах, наличие фрагментарной информации по формам семейного устройства детей. Часто на таких сайтах содержатся разделы, ряд информации которые вовсе не адресована гражданам и создающие у них ощущение, что «их сюда не звали» и им не доверяют (когда в одном разделе собрано все и для специалистов, и отчет для правительства, и информация для граждан). Кроме того, почти на всех сайтах информация о требованиях к гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью, устаревшая и частично недостоверная, а фотографии детей, нуждающихся в семейном устройстве, низкого качества и имеют плохое разрешение (малый размер).

Качественно, когда с участием общества

Наиболее качественные и часто посещаемые сайты созданы в регионах, которые сейчас находятся на активном этапе развития семейного устройства. Кроме того, они созданы при участии общественных организаций и движений.

«Качественная информация, а не только меры материальной поддержки являются основным стимулирующим фактором для увеличения числа устроенных в семьи детей. При этом прослеживается закономерность, что качественные сайты, особенно с информацией о детях, нуждающихся в передаче в семью, как правило, созданы при участии НКО или добровольцев», — подчеркивают эксперты.

Собранные в ходе оценки материалы направлены в субъекты РФ и в Минобрнауки России. Фонд планирует разработать рекомендации по оптимизации веб-ресурсов и предложить их регионам, затем повторно провести оценку. Ее результаты будут известны уже в 2014 году.

С методикой оценки, ее результатами и рейтингами интернет-сайтов, посвященных семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно ознакомиться здесь.

Рекомендуем

«Найди меня, мама»: детям из столичных детских домов ищут семьи

Благотворительный фонд «Сафмар», Фонд поддержки кинематографии Николая Расторгуева и МИА «Россия сегодня» дали официальный старт программе по поиску родителей для воспитанников московских детских домов. Детям…

В Москве назвали лауреатов премии «Крылья аиста»

Премию «Крылья аиста» вручают усыновителям, опекунам, приемным семьям, общественным организациям, которые внесли вклад в развитие семейного устройства детей-сирот. В 2015 году ее лауреатами стали фонд…

Более миллиона рублей собрал благотворительный марафон «Птенец.ру» в Новосибирске

Подведены итоги марафона, который провел Детский благотворительный фонд «Солнечный город». Фонд собирал пожертвования на проекты по семейному устройству воспитанников детских домов, которые помогают детям найти…