«Теплица социальных технологий» («Теплица») — общественный образовательный проект, действующий на базе Агентства социальной информации. Его цель – соединить усилия IT- специалистов и инициативы некоммерческих организаций и общественных объединений в реализации социальных проектов. На счету у «Теплицы» сотрудничество с такими НКО, как Некоммерческое партнерство грантодающих организаций «Форум Доноров», Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», Фонд «Димина мечта» и др. На сегодня «Теплица» активно работает над созданием 25-ти гражданских инициатив. К концу года планируется реализовать еще десять социально значимых проектов. 27-28 октября в Екатеринбурге прошел уже третий ТеСТ-кэмп — творческая лаборатория по созданию интернет-приложений. О том, чему был посвящен прошедший ТеСТ-кэмп и почему для НКО так важно иметь хороший сайт, рассказал корреспонденту АСИ руководитель проекта Алексей Сидоренко.

 

Проект «Теплица социальных технологий» стартовал в феврале. Можно уже подводить промежуточные итоги?

— Да, на сегодня «Теплица» провела 27 мероприятий, связанных с тематикой гражданских приложений в 10 регионах страны. Сейчас мы активно работаем над 25 проектами по созданию интернет-приложений. За время существования нашего сайта его посетили уже 23 тыс. пользователей. По нашим данным, 80% посетителей не «уходят» с сайта после просмотра первой страницы, а переходят к другим материалам. Это значит, что люди заинтересованы в том, что мы делаем.

Алексей, меньше чем за год вашей работы «Теплица» приобрела немало партнеров в лице НКО. Почти ежедневно к вам приходят с идеями новых гражданских приложений. Как о вас узнают?

— Во-первых, это «сарафанное радио». Но для того, чтобы оно работало, нужно заботиться о своей репутации. Мы ею очень дорожим. Во-вторых, это активная работа в социальных сетях (Facebook, ВКонтакте, Twitter). Но гораздо важнее те мероприятия, которые мы проводим.

В эти выходные (27-28 октября) в Екатеринбурге прошел уже третий ТеСТ-кэмп. Меняется ли тематика присланных на конкурс приложений? Какие социальные проблемы хотят решить разработчики?

— Всегда очень много идей по разработке разного рода интерактивных карт и баз данных. Гражданские активисты предлагают идеи по решению проблем экологии, сферы детства и инвалидности. В целом идеи отражают проблемы, волнующие гражданское общество в регионах. Если в Санкт-Петербурге авторами проектов были архитекторы, социологи, художники, то в Нижнем Новгороде большинство проектов принадлежали социальным работникам.

ТеСТ-кэмп — это российский аналог западной формы открытых дискуссий на тему взаимодействия IT-технологий и гражданского общества?

— Наиболее близким аналогом нашего ТеСт-кэмпа является европейский формат Social Innovation Camp. Конечно, мы адаптировали условия его проведения к российской действительности. Практика проведенных трех ТеСТ-кэмпов позволяет нам каждый раз улучшать правила отбора проектов и дальнейшую работу с ними.

У «Теплицы» есть представительства в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. Как устроена работа ваших региональных представителей?

— Агентство социальной информации нам очень помогло в формировании региональных команд. Наши региональные партнеры организуют информационные кампании – рассказывают о новых инструментах по созданию сайтов, проводят неформальные встречи по поводу новых гражданских приложений.

К вам часто обращаются НКО, занимающиеся оказанием помощи инвалидам, благотворительностью, краудфандингом… По вашему опыту общения с некоммерческими организациями, насколько они готовы менять свою работу — активнее использовать ресурсы Интернета, мобильные приложения?

— Все больше представителей некоммерческого сектора понимают, что пора активно принимать участие в работе в Сети, используя уже наработанные мировой практикой инструменты. Роль «Теплицы» как раз в том, чтобы показать НКО, как эффективно можно использовать эти возможности. Согласно некоторым исследованиям, и опыт нашей работы подтверждает это, многие НКО довольны тем, что у них есть: сайт, созданный годы назад, какая-то страничка в социальных сетях…. Наша задача показать, на что способны эти ресурсы, возбудить их воображение – ведь Интернет предлагает абсолютно безграничные возможности. И «Теплица», конечно, заинтересована в том, чтобы как можно больше НКО, используя эти возможности, работали максимально эффективно в сфере предоставления услуг населению.

А часто ли к вам обращаются с просьбой оценить эффективность сайтов общественных организаций? В каких доработках, чаще всего, нуждаются интернет-ресурсы НКО?

— Практически каждый день к нам обращаются НКО с просьбой оценить их сайт, реже — с просьбами в создании каких-то гражданских приложений. Если речь идет просто об аудите сайта, то мы в течение часа-полтора проводим его осмотр, даем рекомендации — что-то улучшить, что-то поменять. Если у организации есть ресурсы для изменения сайта, они делают это сами, а через какое-то время мы возвращаемся и оцениваем то, что сделано.

В каких изменениях чаще всего нуждаются сайты?

— Конечно, многие сайты нужно полностью «перерисовывать». Как правило, многие из них просто устарели. Организации не занимались ими достаточно долгое время, а ведь созданы они тогда, когда технологии были не устоявшимися. Хотя сложно говорить об устоявшихся технологиях в области Интернета. Очень часто бывает так, что НКО кто-то когда-то давно сделал сайт, они долгое время не обращали на него внимание и решили заняться им только сейчас. Хорошо, что в этом плане многое меняется. Сайт и работа в социальных сетях для организаций начинают играть все большую и большую роль. Фактически для многих НКО работа становится Интернет-центрической, то есть с их виртуальными услугами во главе. Поэтому сайтам требуется комплексная переработка. Но одной технологии недостаточно. Здесь очень важно учитывать социальные практики, работать с сообществами.

Какие вы можете назвать наиболее яркие проекты, реализованные совместно с «Теплицей»?

— Большинство проектов реализуются в течение или после ТеСТ-кэмпов. Например, «Дом, двор, дороги». Проект, реализованный усилиями программиста Александра Музыченко совместно с учителями Новосибирской области, — «Зарплаты учителей меняются» (при поддержке межрегионального профсоюза педагогических работников «Учитель» ). Также продуктом ТеСТ-кэмпа была помощь в создании российской версии проекта «Вики любит памятники» вместе с Некоммерческим партнерством «Викимедия РУ». WikiLovesMonuments – это крупнейший фотоконкурс в мире. «Теплица» помогала в создании российского портала для поиска памятников культуры и архитектуры и последующего добавления их фотографий в Вики-склад, бесплатное хранилище фотографий для использования всеми, кто в этом заинтересован.

Надеюсь, что после третьего ТеСТ-кэмпа также появятся проекты, которые мы с удовольствием осуществим, а к концу года — еще, как минимум, 10 проектов, которые были реализованы в результате сотрудничества «Теплицы» и различных НКО.

Алексей, Вы были создателем «Карты помощи пострадавшим от пожаров» в 2010 году. Можно ли сказать, что со старта этого проекта в обществе началось активное создание гражданских приложений?

— Не совсем так. Первые гражданские приложения появились в России еще в 2006 году. И «Карта помощи пострадавшим от пожаров» была только частью большого волонтерского движения. Он был успешным благодаря усилиям многих волонтерских организаций. А в 2010 году одновременно с «Картой» появились такие проекты, как Некоммерческое объединение «Лиза Алерт», сообщество волонтеров «Тугеза» и др.

Рекомендуем

На всех парусах

Эксперты о том, как современные интернет-технологии помогают развитию социально ориентированных некоомерческих организаций и на какие инструменты, которые пока не так активно используются НКО, стоит обратить…

Виталий Никонович: социальные сети могут сделать добровольчество массовым

По мнению заместителя председателя Белорусской ассоциации клубов ЮНЕСКО, социальные сети помогут сформировать новый подход к волонтерству: добровольцами может быть все население России, важно только говорить…