16 февраля исполняется семь лет с момента вступления в силу Киотского протокола. Это международное соглашение, принятое в Японии в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК), подписали 192 страны. Ведущую роль при его заключении играли США, выступавшие за продвижение идеи торговли квотами на выбросы предприятиями парниковых газов между государствами (после выборов президента США в 2000 году позиция страны по отношению к Киотскому протоколу изменилась). Документ обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой снизить или стабилизировать уровень выбросов парниковых газов. Действие протокола продлится до конца 2012 года. Каких результатов удалось достигнуть за это время? Придет ли на смену новое соглашение? Об этом корреспонденту Агентства социальной информации сообщил координатор программы «Климат и энергетика» WWF Алексей Кокорин.

 

Зачем России понадобилось подписывать соглашение?

— Подписание протокола отразилось на имидже нашей страны за рубежом — благодаря ее участию был ратифицирован этот документ. К тому же, от решения России (подписывать или нет) зависела судьба протокола. Для вступления в силу Киотского протокола была необходима его ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55% выбросов парниковых газов развитыми странами. Таким образом, если бы США не ратифицировали протокол, он не мог бы вступить в силу без РФ. Устные обещания о вступлении в ВТО, которые России были даны руководством Евросоюза, также повлияли на решение нашей страны.

Но ведь США тоже подписали протокол? Почему же отказались его ратифицировать?

— Документ подписывала 12 ноября 1998 года администрация Билла Клинтона. А вот вступивший в 2000 году на пост президента Джордж Буш идею международного экологического соглашения не поддержал и ратифицировать протокол не стал.

С каким результатом страны-участницы подходят к завершению действия договоренностей?

— России удалось снизить уровень выбросов на 35% по сравнению с 1990 годом. Хотя сокращение объема выбросов парниковых газов и произошло в результате ослабления экономики страны и закрытия ряда крупных промышленных предприятий. Поскольку уровень выбросов со стороны России и Украины был снижен больше, чем планировалось по протоколу, даже несмотря на выход из Киото Канады, условия документа могут считаться выполненными. Канада объявила о том, что прерывает свои обязательства по протоколу — в конце 2011 года ей не удалось выполнить условия соглашения. Представители Канады обещали, что по сравнению с 1990-м годом к моменту окончания действия протокола уровень выбросов в стране снизится на 6%, а он …вырос на 17%. Если бы делегаты тогда настояли на повышении уровня выбросов на 10%, Канада смогла бы выполнить возложенные на нее обязательства. Чтобы не отчитываться о невыполнении обязательств в 2013 году, руководство Канады и решило выйти из соглашения. Таким образом, в конце 2012 года Канада формально не будет нести никаких обязательств в соответствие с документом. Кроме того, благодаря Киото странам-участницам удалось апробировать механизмы «чистого развития» и «совместного осуществления».

В чем заключается суть этих механизмов?

— Выбросы парниковых газов наносят вред климату в целом, а не конкретной местности. Поэтому развитым странам дешевле осуществлять проекты по снижению уровня выбросов парниковых газов в других государствах (на предприятиях которых технологии не столь развиты), чем пытаться усовершенствовать свои предприятия. Другими словами, заменить старую турбину на новую дешевле, чем новую на сверхновую. В этом и заключается механизм «чистого развития», факт снижения уровня выбросов в других странах засчитывается им согласно протоколу. Точнее, проекты осуществляются между компаниями разных стран. Например, архангельский ЦБК запланировал усовершенствовать производство, а австрийский ЦБК (который давно работает с новыми технологиями и снизить уровень выбросов у себя не может), чтобы выполнить условия протокола, реализует «проект» с российским предприятием. Австрийский ЦБК вкладывает средства в совершенствование архангельского комбината, снижение уровня выбросов засчитывается австрийцам.

А какая выгода от этого странам, если проекты реализуются между компаниями?

— Непосредственно странам Киотский протокол не приносит материальной выгоды. В то же время государствам выгодно, когда проекты реализуются на их территории и приносят пользу для их бизнеса. Для стран, не имеющих обязательств по протоколу, подобные проекты означают «чистое развитие» в будущем – они получают новые технологии, рабочие места и современное производство. Сейчас действует порядка 4 тыс. таких проектов. Особенно распространены они в Индии, Китае и Бразилии. Другой механизм «совместного осуществления» подходит для сотрудничества стран, имеющих обязательства по протоколу. Многие российские компании участвуют в проектах по снижению уровня выбросов, финансируемых другими государствами — таких проектов в РФ реализуется около 100. Отказ от продления сроков протокола приведет к прекращению иностранного финансирования проектов.

Какие выводы можно сделать по результатам Киотского протокола?

— Его реализация показала, что оба механизма работают. А вот для торговли квотами на выбросы между государствами мировое сообщество не созрело. Об этом свидетельствует и сравнительно небольшое число удачных сделок. Кроме того, протокол, где «численные» обязательства несут только развитые страны (в число которых не входят, например, Сингапур или Кувейт), серьезных изменений для глобального снижения уровня выбросов не принесет. На встрече стран-участниц в Дурбане решилось, каким должно быть новое соглашение. Новых договоренностей планируется достичь к 2020 году. Предполагается, что «численные» обязательства по снижению уровня выбросов должны взять на себя все развитые страны, в том числе США и Китай.

Будет ли продлен на это время Киотский протокол?

— До 2020 года желающие страны могут продлить свои обязательства по протоколу. Восприятие документа, безусловно, изменилось. С 2013 года он станет временной и добровольной договоренностью. Несмотря на это, идею о продлении протокола поддерживает множество государств (страны ЕС, Индия, Китай, Украина, Беларусь и Казахстан, которые стремятся продолжить реализацию проектов по Киото). Официально РФ выступает против продления протокола (к Киото-2 Россия присоединится только после ратификации договора США и Китаем), но российское бизнес-сообщество эту идею поддерживает. Действие Киотского протокола до принятия нового мирового соглашения хотя и не уменьшит общий уровень выбросов, но принесет пользу компаниям благодаря ведению совместных проектов и проектов «чистого развития».

Рекомендуем

Представители гражданского общества в знак протеста покинули заседание климатических переговоров ООН

Фото: Greenpeace В Варшаве во время климатических переговоров ООН несколько сотен человек, представлявших гражданское общество, в том числе представители Гринпис, WWF и «Друзей Земли», покинули…

Гринпис: мировые правительства приближают «точку невозврата» в процессе глобального потепления

Доклад «Точка невозврата» опубликовал Гринпис к открытию Всемирного экономического форума в Давосе (Швейцария). Автор доклада — консалтинговая компания Ecofys — назвала 14 наиболее опасных для…