Город·25.01.2012

Вопрос о введении единого налога, которым планируется заменить земельный налог и налог на имущество, обсуждался органами государственной власти еще пять лет назад. Тогда же Госдума РФ в первом чтении приняла соответствующий проект закона. Однако в конце 2011 года министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила, что единый налог на недвижимость может появиться в России не раньше, чем через пять лет. По ее словам, перейти на взимание налога можно будет постепенно, когда граждане начнут регистрировать свою собственность как единый объект. Но уже с 2013 года некоторые регионы по желанию смогут взимать налог на имущество по рыночной стоимости. Чего ждать гражданам с появлением единого налога? Как он будет рассчитываться? И смогут ли справиться с такой нагрузкой малообеспеченные россияне? Об этом корреспонденту Агентства социальной информации рассказала председатель Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская.

 

Почему вообще возникла идея введения единого налога?

— В настоящее время население платит лишь налог на жилое помещение. А там, где земельный участок вокруг многоквартирного дома сформирован (поставлен на кадастровый учет), люди также платят налог на землю пропорционально общей площади занимаемого жилого помещения (за свою долю в праве на земельный участок). От этих налогов освобождены/имеют льготы пенсионеры, инвалиды… Но зачастую с оформлением земельного участка у граждан возникают проблемы, связанные с бюрократическими препонами. При прежнем мэре Москвы земельные участки формировались только в новостройках, где без этого нельзя было принять дом в эксплуатацию, или по решению суда. Сейчас процедура постановки участков на кадастровый учет состоит из нескольких этапов. Для того чтобы приступить к формированию земельного участка вокруг конкретного дома, нужно провести межевание квартала, и только после этого ставить на учет отдельный участок.

Идет процесс объединения органов регистрации, инвентаризации и картографии. Процесс этот не завершен, что также не позволяет пока ввести единый налог. Кроме того, когда законопроект о введении налога был принят в первом чтении Госдумой РФ, в регионах, например, в Тверской области, запустили пилотные проекты. Их реализация показала, что малообеспеченные граждане с такой нагрузкой не справятся. Оценка стоимости жилищных объектов будет осуществляться не по остаточной стоимости, которую предоставляет Бюро технической инвентаризации, а по рыночной. Чем престижнее район, тем выше будет налог! От региона размер налога тоже будет зависеть. Рыночная стоимость земельного участка может измениться в течение года, поэтому речь идет об определении стоимости по определенной методике. Несмотря на то, что единый налог будет взиматься раз в год и граждане смогут платить его в рассрочку, он будет расти. Для малообеспеченных россиян, одиноких пенсионеров налог может оказаться непосильным. Методику, по которой проводились пилотные проекты, признали неудовлетворительной. Теперь разработали новую, вновь запущены экспериментальные проекты.

Как данное нововведение скажется на гражданах?

— Предполагалось, что документ примут во втором чтении после президентских выборов, и налог будет введен с 2013 года. Хотя последние заявления Э. Набиуллиной говорят о его введении в 2015 году. Точный размер налога неизвестен, но, судя по результатам пилотных проектов, позволить себе платить такую сумму смогут не все. Молодым людям найти выход легче. Они могут продать квартиру и купить более дешевую, сдавать жилье в престижном районе и снимать на эти деньги жилье на окраине.

Пенсионерам решиться на такой шаг тяжелее. Если одинокий пенсионер живет в центре Москвы, то налог, скорее всего, для него будет непосильным. Менять уклад жизни, инфраструктуру, социальную среду, сменив место жительства, в 80-90 лет непросто. В таких случаях стоит задуматься о деприватизации квартиры. Но, к сожалению, срок деприватизации заканчивается одновременно с приватизацией — в марте 2013 года. Россияне, не зная, каким будет налог, и смогут ли они справится с этой нагрузкой, должны будут принять серьезное решение «вслепую».

Разве льготы для определенных категорий граждан в проекте закона не предусмотрены?

— Сейчас не платят налог собственники жилья — льготники, самая массовая категория льготников – пенсионеры. Пока непонятно, получат ли они льготу на оплату единого налога — он будет поступать в местный бюджет. Поскольку 90% муниципальных образований дотационные, вряд ли они примут решение в пользу введения новых льгот. Куда направить средства от уплаты налога, будут решать депутаты на местах. Скорее всего, решения о введении льгот будут приниматься на уровне субъектов РФ. Москва такие льготы может ввести, а вот сделают ли это дотационные регионы? Не уверена.

Вы советуете собственникам задуматься о деприватизации?

— Кадастровая стоимость земли будет ежегодно пересчитываться и возрастать. Когда речь идет о земельном участке при многоквартирном, а не о загородном доме, то увеличение стоимости не сильно ощутимо в сравнении с загородным домом. Но чем больше земельный участок, прилегающий к многоквартирному дому и престижней район проживания, тем выше налог.

В будущем на плечи собственников также ляжет капитальный ремонт. Кроме того, станет дополнительным бременем страхование жилья. В связи с этим я планирую внести законопроект о расширении возможности деприватизации и о том, чтобы она была бессрочной, чтобы граждане смогли взвесить все «за» и «против», прежде чем принять решение о деприватизации. Ведь если после деприватизации гражданин заключает договор социального найма, то бесплатно приватизировать жилье повторно он не сможет – это право дается только один раз (исключение предусмотрено только для детей после достижения ими совершеннолетия).

В чем плюсы и минусы системы социального найма?

— Социальный наниматель не платит налог, не платит за капитальный ремонт, не обязан страховать жилье. Но он не может передать свою квартиру по наследству или продать. Кроме того, для социальных нанимателей существуют ограничения по вселению. Наймодатель может запретить вселение, если после этого у социального нанимателя будет менее учетной нормы, что позволит претендовать на постановку на учет. Хотя ограничение это избыточное. Жилищный кодекс РФ содержит норму, которая запрещает постановку на учет граждан, ухудшивших жилищные условия, в течение последних пяти лет. Исключение предусмотрено для несовершеннолетних. Собственникам есть о чем задуматься, когда они принимают решение о деприватизации (а тем, кто еще не приватизировал жилье – о том, насколько это необходимо).

Есть ли положительные стороны введения единого налога?

— Местный бюджет получит дополнительный источник для его пополнения и, следовательно, для решения социальных проблем жителей муниципального образования.

Рекомендуем