Новости
Новости
24.04.2024
23.04.2024
22.04.2024
18+
Статьи

Вовремя увидеть «слезинку ребенка»

В Калининском, Фрунзенском и Невском районах Петербурга апробируют новые модели комплексной социально-психологической помощи детям и женщинам – жертвам жестокого обращения и насилия в семье, включая службу социально-психологической реабилитации на базе многопрофильной детской больницы и социальные гостиницы для подростков. Пилотный проект, стартовавший в марте 2010 года, продлится до конца года, в нем будет отрабатываться междисциплинарный подход к решению проблемы в целом и каждого случая в отдельности.

Сам проект был представлен на Международной научно-практической конференции «Семья. Ребенок. Общество: проблемы и пути решения». Организаторами конференции выступили НКО «Врачи детям», международная организация «Право на здоровье» (в прошлом «Врачи мира – США») при поддержке Комитета по социальной политике правительства Санкт-Петербурга. Заместитель председателя Комитета по социальной политике Сергей Литвинов отметил роль НКО в решении проблем профилактики и противодействия жестокому обращению в семье. По его словам, опыт НКО используют государственные службы, и мы даже просим переходить работать в наши открывающиеся госучреждения профессионалов из НКО, которых так не хватает. Принявшая участие в конференции детский омбудсмен в Петербурге телеведущая Светлана Агапитова подчеркнула, что среди заявлений и жалоб, поступающих к ней и ее помощникам, значительный процент составляют проблемы жесткого обращения и насилия.

Между тем, достоверной статистики о юных россиянах и петербуржцах в частности, пострадавших от насилия, не существует. Нет единого и доступного, понятного всем ведомствам и четко прописанного механизма выявления таких детей. Возможно, проблема во многом прояснилась бы, если бы в России появилась единая многоканальная горячая линия по примеру ряда стран, тогда все звонки на нее можно было бы аккумулировать. А по результатам реагирования на звонки увидеть более четкую картину. У нас в стране не развита система учета и переадресации случаев жестокого обращения в семье. Вот данные, которые приводит на основании открытых данных МВД и данных партнеров из США НКО «Врачи детям»: «В 2008 году 1126,5 тыс. несовершеннолетних в РФ стали жертвами преступных посягательств, что составляет 4,8 случая на 1 тыс. детского населения страны (в Санкт-Петербурге соответственно – 3 тыс. 19 преступлений против несовершеннолетних, или 4,6 на 1 тыс. детского населения).

Для сравнения: в 2007 году в США было зарегистрировано 3,2 млн сообщений о предполагаемых случаях жестокого обращения, которые касались примерно 5,2 млн детей. Из этих сообщений 61,7% подлежали последующему расследованию, и 25,2% были подтверждены фактами. Таким образом, в США в 2007 году 794 тыс. детей стали жертвами насилия и пренебрежительного отношения, что составляет 10,6 случаев на 1 тыс. детского населения. При этом в США погибли 3 тыс. 260 детей, что составляет 4,35 на 100 тыс. детского населения. В России в 2008 году этот показатель составил 1,914 несовершеннолетних, погибших от преступных посягательств, или 7,35 на 100 тыс. детского населения, что в 1,7 раза больше, чем в США. То есть большая часть случаев жестокого обращения и пренебрежения нуждами детей в России, не приводящих к гибели ребенка, остается без внимания соответствующих служб. Это позволяет предположить, что частота случаев насилия над детьми в России пропорционально выше, чем в США и составляет 18,0 на 1 тыс. детского населения, или 470 тыс. детей, ежегодно страдающих от пренебрежения и жестокого обращения». Эти данные опубликованы в «Справочнике по выявлению и оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и пренебрежения их нуждами», подготовленного общественной организацией «Врачи детям» и представленного на конференции. Справочник предназначен для специалистов учреждений соцзащиты населения, образования, здравоохранения, отделов опеки и попечительства, органов МВД – тех, кто должен работать мультикомандой по профилактике жестокого обращения, выявлению таких случаев и работе с ними. Издание содержит информацию о том, как распознать признаки жестокого обращения с ребенком, включая грудных детей; каковы факторы, которые провоцируют и способствуют жестокому обращению; как в мультикомандном подходе оценить ситуацию в семье; как правильно, без травмирующих последствий, выстроить беседу с пострадавшим ребенком; как организовать межведомственное взаимодействие служб, реабилитацию ребенка и семьи. Здесь же собраны необходимые правовые акты, контактная информация ведомств и учреждений Санкт-Петербурга.

Началу пилотного проекта предшествовал успешный опыт взаимодействия НКО «Врачи детям» и государственных социальных служб в Калининском и Фрунзенском районах, где уже апробирована модель межведомственного взаимодействия в центре помощи семье и детям и в целом ряде учреждений, включая многопрофильную детскую больницу N5. Как рассказала исполнительный директор НКО Светлана Суворова, за год работы в Калининском районе на 28% женщин стали больше обращаться за профессиональной помощью. В 2009 году 179 женщин, из них 81 – ВИЧ-положительная женщина получили помощь в Калининском районе по программе оказания помощи женщинам, подвергшимся насилию, которую «Врачи детям» осуществляли совместно с Центром помощи семье и детям.

 «За год мы увидели некоторые тенденции – маргинальных семей из обратившихся к нам насчитывается около 40%. Это алкоголизированные или наркозависимые мужчины, как правило, но есть и женщины. В других семьях женщины полностью бесправны и зависимы – это не работающие домохозяйки, дезадаптированные и потерявшие профессиональные навыки. Был случай, когда муж оформил на себя детские пособия», – отмечает Суворова и подчеркивает, что таких женщин очень трудно расшевелить, убедить пойти учиться, поменять образ жизни. Увы, только в двух случаях женщины с детьми после пребывания в социальной гостинице и реабилитации возвратились к мужьям, за этими семьями наблюдают психологи. Одна пара развелась, женщина получила профессию и сняла с ребенком комнату. По-прежнему трудно работать с мужчинами, которые неохотно идут на терапию. Среди важных задач пилотного проекта Светлана Суворова видит подготовку специалистов, в частности, обучение навыкам выявления детей, пострадавших от насилия. Важнейшую роль в проекте играет человеческий фактор – доверие клиентов к специалистам – медикам, соцработникам, участковым милиционерам. Сейчас на согласовании в правительстве Петербурга находится разработанный на основе опыта «Врачей детям» и государственных служб документ о межведомственном взаимодействии сторон, которые совместно должны реагировать на случаи жестокого обращения с женщинами и их детьми.

Как рассказала Суворова, если такой документ будет принят, в нем будут прописаны на уровне города действия милиции, здравоохранения, соцслужб, органов опеки и образования по ведению случая и помощи жертве. В документе предусмотрено и подписание женщиной информированного согласия о том, что ее случай (если она обратится к врачу по факту побоев) станет известен участковому, психологу и соцработнику, которые, соблюдая конфиденциальность, будут совместно ей помогать. В Калининском районе практически все обратившиеся за помощью женщины подписывали это информированное согласие.

Начальник отдела соцзащиты администрации Фрунзенского района Елена Згурская рассказала, как НКО и государственные службы выстроили систему оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от насилия. В районе работает многопрофильный детский стационар-больница N5, где есть пять специализированных коек для детей – жертв сексуального насилия, а также специальные травматологические и хирургичес кие койки.

Вопрос: куда детям отправляться после больницы? Формально, если родители не лишены родительских прав, медики не праве не отпустить детей в семью, где зачастую и было совершено жестокое обращение. НКО и соцслужбы разработали алгоритм помощи детям – две социальные гостиницы, отделение кризисного размещения. За год через стационар прошли 450 детей, а всего помощь получили 595 детей (причем не только Фрунзенского района) и 256 их родственников. В рамках пилотного проекта, сообщила его координатор Зинаида Кузьмина, по ведению каждого случая планируются межведомственные консилиумы специалистов, но в консилиумах не предусмотрено участие родителей.

Прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Санкт-Петербурга Ирина Зверева сообщила, что в 2009 году в городе было возбуждено 95 уголовных дел в отношении родителей, связанных именно с жестоким обращением с детьми, но случаев жестокости гораздо больше: родители не кормят детей, не выполняют предписаний медиков. Если дети болеют, систематически применяют физическое и психическое насилие к детям близкие родственники. Поэтому прокуратура готова принимать напрямую звонки от граждан и представителей различных служб по фактам насилия над детьми по телефону: (812) 351-56-91. «Мы проведем проверку и дадим правовую оценку случившемуся», – пообещала прокурор.

Одна из участников конференции – директор негосударственного приюта для детей и подростков «Берег» Марина Иванова – в беседе с корреспондентом АСИ высказала свое мнение: «Межведомственное взаимодействие, конечно, необходимо. Но его нет, и долго не будет. Посмотрите на представительство государственных служб на конференции – по одному от района города. Такую разнарядку прислали из Комитета по образованию. Нет ни одного представителя комитета, а ведь случаи насилия на ранней стадии могут выявить в детском саду, школе, но система образования дистанцируется от проблемы». На конференции не получилось массовой встречи всех субъектов профилактики жестокого обращения с женщинами и детьми, нет представителей Комитета по здравоохранению города, – отметила специалист.

Иванова привела недавний пример «взаимодействия», когда службы опеки нескольких районов так и не смогли договориться об ответственности за случай, в результате насильник не понес наказания: «К нам в приют поступила 14-летняя беременная девочка, которую изнасиловал попечитель – субъект с двойным гражданством — России и Бельгии. Он хотел вывезти ребенка в Бельгию. Мы обратились за помощью к детскому омбудсмену Светлане Агапитовой. В больнице к девочке пришел представитель прокуратуры, и жертва поменяла показания. А Комитет по соцзащите проверил органы опеки муниципального образования «Владимирский округ» и указал им, чтобы они контролировали наш приют. И это взаимодействие? Никто из трех органов опеки – по месту регистрации, территориальный и по месту оформления попечительства не хотел брать ответственность и заниматься этим случаем. Мы сами организовывали и операцию по прерыванию беременности, и реабилитацию девочки. Но у нас нет направления ни от одного органа опеки на помещение ребенка к нам, то есть по закону мы нелегально ею занимаемся… А насильник сидит преспокойно в Бельгии. Вот такое получилось «взаимодействие». Без указки сверху все боятся что-то предпринять». Марина Иванова считает, что в подобных ситуациях и родители, и попечители могут делать с детьми что угодно и оставаться безнаказанными. Нет механизма истинной профилактики жестокого обращения.

Об этом же говорила корреспонденту АСИ президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (Москва) Марина Егорова: «На федеральном уровне должна быть подведена законодательная база под профилактические меры, когда нарушаются права детей в семье. В законодательстве очень хорошо прописано по часам и по дням, что надо делать, когда признано, что ребенок остался без попечения. Но не прописаны на федеральном уровне действия органов опеки по отношению к ребенку, который нуждается в государственной защите, но находится в семье. Действительно, детей не кормят, не водят к медикам, они не учатся в школе. И все это происходит в семьях и у попечителей. Не говоря уже о случаях насилия. И у опеки нет реального механизма контроля и вмешательства. Нередки случаи, когда лишать родительских прав не надо, а надо контролировать родителей и помогать им. Но четких правил здесь тоже нет. Отсюда и произвол некоторых органов опеки или их бездействие. Поэтому надо на федеральном уровне написать четко, что делать в случаях, когда ребенок еще не получил статуса сироты и находится в семье, но уже нуждается в государственной защите». Напомню, в Санкт-Петербурге 3 тыс. 661 родитель состоит на учете в связи с ненадлежащим выполнением родительских обязанностей.

Санкт-петербургская общественная организация «Врачи детям» телефон: (812) 380-30-92, e-mail: info@vd-spb.ru, сайт: www.vd-spb.ru

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике