«Нет шашлыков на природе. Нет одежды, которую привык носить. Нет мобильного телефона. Нет здоровья. Нет друзей. Нет мамы. Нет свободы. Зато есть строгий распорядок дня, стены, одиночество и охранники», – так описали жизнь в заключении несовершеннолетние осужденные Можайской воспитательной колонии. Эти высказывания приведены на плакатах, изданных в рамках выставки «Осторожно, тюрьма!» Центра содействия реформе уголовного правосудия. В начале декабря выставка была показана в ЦДХ в рамках детской программы «Детский Non/fictiоn» XI Международной ярмарки интеллектуальной литературы «Non/fiction».

Выставка создана при непосредственном участии воспитанников Можайской ВК – они стали ее первыми зрителями и экспертами. Экспозиция состоит из 36-ти небольших листов, которые легко крепятся двусторонним скотчем к любой поверхности. Благодаря мобильности выставку удалось показать в школах и галереях Москвы и Московской области. Сотрудники Центра содействия реформе уголовного правосудия считают, что представленная на стендах информация способна предостеречь молодых людей группы риска от нарушения закона, а остальным ребятам поможет не стать жертвой преступления. «Выставка рассказывает школьникам о правонарушениях, которые совершают ребята их возраста. Мы даем подросткам понять, что они могут помочь решению проблемы преступности несовершеннолетних, если будут соблюдать правила безопасного поведения и учиться находить выход из сложных ситуаций», – заявила заместитель директора центра Наталия Дзядко. Выставка также заставляет задуматься о том, почему появились тюрьмы и как они устроены. «Тюрьмы нужны для того, чтобы изолировать провинившегося человека от общества. Сидя за решеткой, он не сможет обидеть других. И, может быть, поймет, что совершил ошибку», – гласит надпись на одном из плакатов. Экспозиция обращена, прежде всего, к подросткам группы риска. Для создания экспонатов использованы сочинения несовершеннолетних осужденных и письма в адрес центра из следственных изоляторов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Так, воспитанники Ангарской, Валуйской, Колпинской, Можайской, Новооскольской и Шаховской воспитательных колоний рассказали сверстникам о жизни за решеткой. «Самое трудное было смотреть раз в месяц на маму через стекло. Я видел ее только час в месяц, и почти весь этот час она плакала», – пишет Максим Р.

Вместе с сотрудниками центра подростки сформулировали основные правила безопасного поведения: «За 15 минут острых ощущений ты можешь получить до 10 унылых лет за решеткой. Адреналин можно получить другим способом, например, заняться экстремальными видами спорта». «Контролю над собой мешают алкоголь, наркотики и приятели, которые тоже ищут приключений». Для подростков, преступивших закон, создан стенд «Глазами жертвы», где представлены истории людей, подвергшихся насилию. Вместе со стендами организаторы выставки отправляют в школы путеводитель и методическое сопровождение, которые помогут учителям сделать посещение выставки максимально полезным. Методическое сопровождение содержит, кроме того, небольшой опросник для посетителей и примерные сценарии тематических тренингов, которые следует провести после знакомства с выставкой. По мнению организаторов, это необходимо для того, чтобы посетители задумались о поставленной проблеме.

В рамках программы «Осторожно, тюрьма!» в ЦДХ прошел также ряд мероприятий, посвященных вопросам профилактики противоправного поведения несовершеннолетних. Так, члены Молодежного общественного объединения «Поколение Lex» (г. Ростов-на-Дону) представили свой опыт арт-работы с подростками группы риска. Деятельность объединения во многом можно назвать новаторской – это одна из немногих инициатив, содействующих формированию в России службы пробации. Система пробации подразумевает взаимодействие государственных служб с НКО, специализированными учреждениями или центрами. Совместно они решают задачу: как воздействовать на правонарушителя и помочь ему исправиться без лишения свободы. Руководитель «Поколения Lех» Светлана Пахомова говорит, что система пробации в России только формируется. Перспективы этого института еще неопределенны: неизвестно, будет ли создана независимая Федеральная служба пробации или произойдет «косметическое обновление» уголовно-исполнительной системы. Так или иначе, «Поколение Lех» уже внедряет в социальную систему новые креативные практики. Так, проект «АВК. Премьера», реализуемый при поддержке ГУФСИН России по Ростовской области, направлен на развитие общественных инициатив в работе с несовершеннолетними правонарушителями. «Проект заключается в том, что наши ребята – юристы и психологи, участники «Поколение Lex» и студенты Ростовского филиала Российской академии правосудия, – рассказывает один из координаторов «Поколение Lех» Екатерина Сачкова, – приезжают в Азовскую воспитательную колонию и вместе с несовершеннолетними заключенными готовят театрализованные номера». Характер номеров, их содержание определяют воспитанники колонии. К моменту проведения проекта был накоплен опыт привлечения подростков к творческой активности: через кружки, в рамках исправительных учреждений. Но, как правило, «добровольно-принудительная» самодеятельность не приносит существенной пользы самим ребятам, и не имеет какой-либо весомой художественной ценности. Кроме того, современную молодежь зачастую не привлекают традиционные формы творческого самовыражения. По словам Е. Сачковой, волонтеры вместе с воспитанниками и выпускниками колонии занимались постановкой спектаклей теневого театра, рэп-выступлений, номеров с элементами паркура, капоэйры и акробатики. По замыслу организаторов, проект содействует ресоциализации молодых людей, находящихся в конфликте с законом. В ходе конкретных репетиций были проведены тренинги, которые переводят личную агрессию заключенных в позитивную творческую активность. Организаторы уверены: коллективная артистическая деятельность дает подросткам импульс к самостоятельной личностной работе и указывает им путь возможной позитивной самореализации. Промежуточные итоги проекта 2009 года был представлен в виде публичной премьеры в одном из театров Ростова-на-Дону, посетить которую мог любой желающий. В настоящий момент волонтеры «Поколения Lех» продолжают проводить арт-занятия с трудными подростками по принципу «равный – равному». Весной 2010 планируется очередной этап проекта — постановка мюзикла на сцене театра Ростова-на-Дону и широкое экспертное обсуждение перспектив пробации в России.

Руководители объединения «Поколения Lех» пригласили в ЦДХ студентов, будущих социальных работников и дизайнеров для участия в круглом столе «Арт-работа с подростками группы риска: новые креативные практики в старых социальных системах». В рамках круглого стола, директор по развитию проекта «Дизайн-завод Флакон» Анна Манюк прочитала для студентов лекцию о новых приемах в создании социально ориентированного искусства. По ее словам, все большую популярность приобретает культура граффити, которая из девиантной превратилась в массовую. Столь же популярным становится дизайн одежды, обуви и аксессуаров. Технологии дизайна (графика, шрифты и пр.) в сочетании с актуальными способами передачи информации могут совершить прорыв в социально ориентированном искусстве, считает А. Манюк. Вдохновленные новыми идеями, студенты приняли участие в работе мастерской «Город будущего» под руководством художников Веры Колгановой и Наталии Карельской, которая также открылась в рамках выставки «Осторожно, тюрьма!» Студентам и посетителям выставки было предложено нарисовать город будущего: изобразить его внешний облик и административное устройство. Ранее это задание получили воспитанники колоний для несовершеннолетних. Девочки, отбывающие наказание в Новооскольской воспитательной колонии, нарисовали город будущего без государства, так как оно, по их мнению, мешает… жить. «Нам, взрослым, – говорит Наталия Дзядко, – стоит серьезно задуматься о том, что мы не можем обеспечить детям такой миропорядок в наших городах, чтобы они могли бы комфортно жить и развиваться».

Рекомендуем

Ярославский омбудсмен: федеральный закон не защищает права детей в СИЗО на обучение

Уполномоченный по правам человека в Ярославской области обнаружил, что в новом законе об образовании оказались неотрегулированными порядок организации и финансирования образовательного процесса в изоляторах.