Нам говорят, век циничен, и потому общественным организациям давно пора становиться на маркетинговые рельсы, говорить не о «благополучателях», а о «клиентах», и говорить совсем другим языком. Книга «Мне не все равно» Светланы Сорокиной, выпущенная в рамках издательского проекта Форума Доноров, впервые рассказывает массовому читателю о современной благотворительности в жанре художественного произведения. Она просто и порой с юмором утверждает, что век не циничен. Что все, как и прежде, держится на тех, кому не все равно.

Это странное впечатление – говорю с точки зрения человека, который регулярно «по долгу службы» читает книги, выпускаемые НКО, и который в принципе любит читать. «Мне не все равно» не похожа на книгу, выпущенную НКО. Во-первых, в ней есть сюжеты. И они захватывают! Первый рассказ я читала в метро и чуть не проехала свою станцию – мне действительно стало интересно, чем там у них – журналистов региональной телекомпании – дело кончится. Во-вторых, сочетание художественных рассказов с комментариями психолога для нас в принципе в новинку. Подобные соавторства – писателя и человека из науки – уже давно вошли в практику западной литературы, но пока в единичных экземплярах представлены на российском книжном рынке. В-третьих, автор – известная журналистка, и действие в ряде написанных ею рассказов происходит при ее непосредственном участии. Пожалуй, достаточно, чтобы прочесть книгу от корки до корки. Но, прочтя ее, понимаешь, что эта книга – гораздо больше, чем увлекательные сюжеты и оригинальная концепция. И больше, чем просто книга о благотворительности.

Несмотря на художественность, книга оставляет впечатление, скорее, публицистики, нежели художественной литературы. Именно абсолютное ощущение реальности и подкупает. Действующие лица – наши современники, хорошо знакомые нам типажи. Это образы собирательные, однако прототипами каждого из них стали реальные люди. Вот что говорит С. Сорокина: «Мои рассказы – это не выдумки, а сумма впечатлений от многочисленных встреч, увиденных и услышанных историй, прочитанных отчетов, всевозможных публикаций, блогов и прочая и прочая. Я просто пересказала своими словами то, что особенно запомнилось, попыталась объяснить действия героев так, как поняла». И не случайно каждый рассказ сопровождает комментарий человека, который в реальной жизни занимается тем, чем герой – на страницах книги. Среди комментаторов – прототипов, у которых для книги были взяты интервью, есть известные (Чулпан Хаматова, Борис Зимин, Ольга Рейман) и менее известные персоны (основатели и сотрудники благотворительных организаций, бизнесмены).

В комментарии к рассказу «Черно-белое кино» Мэри Дадли, основатель Фонда благотворительной помощи детям-сиротам и инвалидам «Димас Дрим», пишет: «Я сама часто задаю себе вопрос, зачем мне это нужно. Я 14 лет занималась тяжелым трудом, помогая российским детям без какого-либо материального вознаграждения. Я могла бы сказать, что делаю это, потому что это доставляет мне радость, но я часто чувствовала себя настолько расстроенной и беспомощной, что это не было бы до конца правдой. Наверное, я делаю … потому что я хочу, чтобы у этих детей было будущее. Но главным образом … я просто делаю это, потому что мне не все равно».

Почему люди начинают заниматься благотворительностью? Сами мы вряд ли занимаемся самоанализом, помогая кому-то. Мы просто помогаем. Зато когда на наших глазах люди жертвуют деньги или время на какое-то, как нам кажется, необязательное для них дело, редко кто назовет это «чистым альтруизмом» и на том успокоится. Нет, говорим мы, есть здесь какая-то причина, не может просто так бизнесмен строить дома для сирот, не станет успешный молодой человек, у которого и так дел невпроворот, тратить свое время на посещение хосписов или расчистку рек. И максималистски оставляем за благотворителями всего два возможных пути: либо дело тут нечисто (откупается, грехи замаливает, пиарится и т.п.), либо причины на то глубоко личные, чаще всего трагические (умер от рака кто-то из близких – вот и помогает хосписам, нет детей – вот и опекает сирот и т.п.). Немного поразмыслив, пожалуй, смягчимся, добавим к этому списку причин «ради забавы, потусоваться» (хотя, понятно, не для любого вида благотворительности подойдет) и, наконец, объясняющую все и навсегда: «он немного не от мира сего».

А как на самом деле? Пожалуй, «Мне не все равно» – это первая попытка такого уровня публично порассуждать о психологических мотивах людей, занимающихся благотворительностью. Психолог Елена Султанова, которая до работы над книгой, по ее собственному признанию, о благотворительности знала не больше, чем любой обыватель, постаралась разобрать глубинные, подсознательные стремления человека, помогающего ближнему. И еще попробовала ответить на вопрос – а что это дает самому человеку, как отражается на его жизни, личности, характере?

В книге пятнадцать историй, у каждой свой герой. И у каждого из них, по мнению психолога, нашлись свои причины заняться благотворительностью. Их гораздо больше, чем можно наскоро «прикинуть»: оказывается, к благотворительности можно прийти разными путями. Для кого-то это осознанный выбор, для других – случайно найденный смысл жизни. Рассказы потому и «цвета» совершенно разного: есть грустные, есть комичные, есть философские, есть трагические.

Но есть то, что все эти истории объединяет. Наповерку оказывается, что, помогая ближнему, благотворитель больше всего помогает себе. «Когда мы помогаем другим, мы больше понимаем про себя и больше понимаем про то, как мы сами хотели бы в трудную минуту получать поддержку. Через сочувствие мы развиваемся, растем, совершенствуемся», – пишет Е. Султанова. Благотворительность помогает нам ощущать себя человеком, дает заряд для личностного роста. Иногда даже в корне меняет судьбу, как случилось с героем рассказа «Плацебо».

Вполне можно было бы рассмотреть эту книгу с точки зрения пособия для личностного роста. Кстати, одно из рабочих названий книги – «Легкий способ стать человеком», отсылающее нас к популярнейшей серии психологических рецептов по кардинальному изменению себя и своих привычек, созданной Аланом Карром. Помощь как жизненная философия – удачно найденный ракурс для разговора о благотворительности, о которой так сложно бывает говорить живым, невысоким слогом. Житейские истории и житейская мудрость – прекрасный тандем, позволяющий нам «переваривать» и «высокую», и «внутрисекторную», как говорят НКО, информацию. А главное – так много узнать о современной благотворительности.

В этом смысле авторы концепции не просчитались – у них получилось поговорить с массовым читателем об этом явлении на простом языке, легко и не морализаторски. И еще получилось заложить в книгу импульс к действию. Уже приобретая книгу, читатель – по сути, даже помимо своей воли, неосознанно – делает доброе дело. С каждого проданного экземпляра книги издательство «ЭКСМО» перечисляет 20 рублей на счет Региональной общественной организации инвалидов и родителей детей инвалидов «Ковчег». Кроме того, читатель, узнав из книги многое о благотворительности и благотворителях, возможно, тоже захочет стать одним из тех, кому не все равно. Тогда он сможет воспользоваться информацией, размещенной в конце книги, рассказывающей, как действовать и кому можно помочь. И как при этом не оказаться обманутым – то есть как проверить добросовестность благотворительных организаций, найти авторов благотворительных акций, которые проводятся в магазинах, на улицах и т.д.

«Мне не все равно» можно назвать и книгой-философией, и книгой-действием – уникальным на сегодняшний день явлением и на российском книжном рынке, и в некоммерческом секторе.

Рекомендуем

В России учреждена независимая ежемесячная премия «Редколлегия»

Премия направлена на поддержку профессиональной журналистики в России, ее будут получать авторы, которые создали и опубликовали журналистские произведения, отвечающие высоким профессиональным стандартам.

Чулпан Хаматова перечислит денежное вознаграждение госпремии в фонд «Подари жизнь»

Народная артистка России, соучредитель благотворительного фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова перечислит денежное вознаграждение Государственной премии РФ за вклад в развитие отечественного театрального и киноискусства на…