Новости
Новости
24.04.2024
23.04.2024
18+
Статьи

От цифровизации до смены коллективов: какие изменения ждут соцзащиту в будущем

Цифровизация, нейросети, ориентация на человека – какой из этих трендов главный в социальной сфере в 2023 году? На этот и другие вопросы искали ответы на конференции «Компас социальной работы» в Москве.

Фото: Kelly Sikkema / Unsplash

Конференция «Компас социальной работы» прошла в третий раз. Главная тема обсуждения в этом году — как меняются профессии в социальной сфере под влиянием трендов. Участие в обсуждении принимали представители департаментов и бюджетных учреждений Москвы. 

Сейчас адресную и регулярную помощь в Москве получают более 4,5 млн человек – каждый третий москвич. Это пожилые, люди с инвалидностью, многодетные семьи, семьи участников специальной военной операции и другие.

«Чтобы и дальше отвечать реальным потребностям москвичей, надо быть в тренде, чувствовать запросы и использовать современные технологии управления», – говорит Анастасия Ракова, заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития.

Запрос на «человекоцентричность»

Александр Пироженко, директор дивизиона «Качество жизни» направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив, выделяет несколько аспектов, которые, по его мнению, будут влиять на запросы общества в социальной сфере в будущем:

  • демография: сокращение численности населения, рост ожидаемой продолжительности жизни, старение населения и сокращение трудовых ресурсов;
  • технологии: цифровизация, применение технологий искусственного интеллекта, распространение управления на основе данных и вовлечение человека в активный мониторинг своего здоровья;
  • изменение поведенческих моделей: популяризация ЗОЖ и атомизация общества.

В социальной сфере могут появиться новые запросы: не только предоставлять социальные услуги, но и обеспечивать высокое качество жизни, качество коммуникаций, возможность выбора, услуги в проактивном формате и т.д.

«Для людей сейчас важно не только качество услуги, но и то, как к ним относятся. Это вопрос эмпатии, внимания и чувств. «Человекоцентричность» – вот ответ на многие тренды, что мы сейчас наблюдаем», – добавляет Александр Пироженко.

Рост продолжительности жизни и миграция: как меняется население Москвы?

Исследователи отмечают рост ожидаемой продолжительности жизни. В 2022 году этот показатель уже составил 78,2 года. При этом доля молодого населения постепенно снижается. К 2040 году средний возраст москвича составит 47 лет. 

Мобильные приложения и автоматизация: как развивается цифровизация?

Появляется все больше приложений, которые позволяют сотрудникам социальной защиты автоматизировать свою работу. Часть из них разрабатывает Департамент информационных технологий Москвы.

Ведется работа над мобильным приложением для социальных бригад, разрабатывается цифровая система долговременного ухода и стационарного обслуживания. «Создание мобильных рабочих мест позволит соцработнику выйти к гражданину и работать с ним, и меньше работать в кабинете и тратить времени на формальные процедуры», – уверен Борис Назаров, старший руководитель проектов ГКУ «Инфогород».

Фото: Akshar Dave / Unsplash

Разные поколения и форматирование работы: как меняется рынок труда

Сейчас правила на рынке труда диктуют кандидаты, а не работодатели, и это заметно в том числе и в социальной сфере, отмечает Александра Александрова, первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Важно уметь форматировать работу под разных кандидатов: молодых и пожилых, мам с детьми, которые совмещают работу с  семьей, людей с инвалидностью и особыми потребностями.

«Многие говорят, что сейчас рынок труда недостаточно инклюзивен. Дистанционная занятость для людей с инвалидностью — это хороший ресурс повышения инклюзивности рынка труда и включения в него новых сотрудников», – говорит Александрова.


Работодатели должны быть готовы к тому, что вскоре в команде будут сотрудники разных поколений: поколение X, миллениалы, в компании выходит абсолютно цифровое поколение альфа. У всех есть свои особенности мотивации и разные сильные компетенции, которые могут хорошо дополнять друг друга. 

«Раньше в одной команде работало, как правило, два поколения. Руководитель должен уметь сочетать компетенции разных сотрудников, работать с командами, в которых представлено по четыре-пять поколений. Это серьезный вызов на будущее, но, если получится – социальная сфера сможет сформировать лучшие команды, отвечающие на запросы разных клиентов», – считает Александра Александрова.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике