Новости
Новости
24.04.2024
23.04.2024
18+
Статьи

Кино и НКО: как социальные проблемы отражаются на экране

Какими отражаются социальные проблемы в российском кинематографе, как режиссеры сотрудничают во время съемок с НКО и почему чрезмерная популяризация важных тем может сыграть против третьего сектора? На эти и другие вопросы отвечали участники медиаклуба «АСИ – Благосфера».

Фото: Avel Chuklanov / Unsplash

История социального кино в России

Отечественные режиссеры обращаются к социальной проблематике еще со времен советского кинематографа, хотя понимание «социального контента» менялось в зависимости от ситуации в стране, говорит Мария Мокина, исполнительный продюсер проекта «Фабрика позитивных изменений».

В 60-е годы центральной «социальной» темой было детство, например, в фильмах «Дети Дон Кихота» (1965 год) или «Республика ШКИД» (1966 год).

На рубеже 1970-1980-х у социального кино появляются темы ответственного отношения к животным («Белый Бим Черное ухо», 1976), школьной травли («Чучело» 1983 года) и другие.

Фото: Denise Jans / Unsplash

Во годы перестройки в кино возникают проблемы наркомании («Игла» 1988 года), проституции («Интердевочка» 1989 года) и т.д.

Вновь социальная тема начнет активно освещаться в кино уже в 2010-х: выйдет фильмы «Класс коррекции», «Нелюбовь», «Айка», «Толя-робот» и другие. Это тенденция сохраняется и в 2020-х.

Тренды в социальном кино

За последние несколько лет в российский прокат вышло несколько фильмов с ярко выраженной социальной составляющей: «Здоровый человек» (про волонтерство и больничных клоунов), «Доктор» (про детей с ментальными особенностями), «Время года зима» (про болезнь Альцгеймера) и другие.

При этом благотворители и волонтеры не всегда предстают исключительно положительными персонажами, говорит Мария Мокина.

Также продолжают выходить короткометражные фильмы, посвященные социальным темам. Режиссер Иван Сосин снял несколько таких короткометражек: про сложные отношения в семье («Невесомость»), защиту животных («Большая восьмерка») и т.д.

В 2022 году компания «Платформа» вместе с Национальной медиагруппой представила исследование, посвященное разработке первого российского рейтинга социальных эффектов кинематографа. Исследование показало, что такие фильмы, как «Нормальный только я», «Система», «Найден, жив» и другие фильмы имеют большой индекс влияния на аудиторию.

НКО и кино: «Время года зима»

В 2022 году в прокат вышла драма режиссера Светланы Устиновой «Время года зима». В центре сюжета – девушка Катя, ее мама начинает вести себя странно: забывает выключить плиту, напевает все время одну песню, пересматривает одну и ту же серию сериала. Врачи ставят диагноз – болезнь Альцгеймера.

Этот фильм для режиссера во многом личный: у матери Светланы Устиновой тоже Альцгеймер.

«Фильмы и сериалы помогают осознать и увидеть со стороны проблему. Мне в свое время помог фильм «Все еще Элис». После просмотра у меня в голове все встало на место: такое случается, моя мама действительно заболела, нужно это принять и дальше жить», – говорит режиссер.

Спустя несколько лет после того, как был поставлен диагноз, она поняла, что хочет «переработать» свой опыт и снять фильм. Во время съемок Устинова обратилась за консультацией в фонд «Альцрус».

«Для меня было важно «зашить» в фильм важную информацию: какие начальные симптомы, куда идти, к какому врачу – все, что я сама не знала. И сказать: «Вы не одни. Людей с таким диагнозом много». А еще – дать в конце свет, что можно жить дальше, нужно найти свой язык любви и общения», – объясняет Светлана Устинова.

В конце фильма есть контакты фонда «Альцрус», которые могут быть полезны зрителям, столкнувшимся с болезнью Альцгеймера у близких. Александра Щеткина, президент фонда, рассказала некоторые истории из своего опыта, чтобы собирательный образ семьи был глубже.

Фото: Aneta Pawlik / Unsplash

Для фонда участие в таких съемках – это возможность показать правдивую информацию о той проблеме, дать ответ на вопрос, что делать в похожей ситуации.

«Важно, чтобы организация хотела направлять силу на такие коллаборации. Например, мы – маленький фонд, но у нас четыре документальных и один художественный фильм, в создании которых мы так или иначе помогали», – добавляет Александра Щеткина.

Когда актеры начинают сотрудничать с НКО

В 2022 году на экраны вышел сериал «Нулевой пациент». События сериала разворачиваются вокруг вспышки ВИЧ-инфекции в детской больнице в Элисте в 1988 году.

После выхода сериала Фонд Светланы Изамбаевой, который помогает детям с ВИЧ, решил провести для своих подопечных встречу с создателями и актерами сериала. В ней согласился принять участие актер Аскар Ильясов – он исполняет в «Нулевом пациенте» главную роль.

«Он приехал на слет для ВИЧ-положительных подростков. И, по его словам, за эти два дня он узнал о ВИЧ столько, сколько не знал во время съемок. Например, про то, что если человек принимает антиретровирусную терапию, то он не может передать ВИЧ партнеру», – говорит Светлана Изамбаева, директор фонда.

Как отмечают в фонде, главный эффект таких фильмов и сериалов – информирование и постепенное снятие стигматизации с темы ВИЧ.

Также подобные произведения – это способ ознакомиться с темой ВИЧ. Когда вышел сериал, стало больше обращений в фонд и тестирований на ВИЧ. Первое знакомство с темой произошло, и многие начали интересоваться ей дальше.

Волонтерство на экране

В мае 2023 года вышел сериал «Плейлист волонтера». В центре сюжета – молодой человек, который вступил в поисково-спасательный отряд. У него есть свои переживания, проблемы в личной жизни и амбиции.

Сценарист сериала – Артём Ляшенко, который сам четыре года был координатором «Лиза Алерт», а также на площадке присутствовал консультант, который тоже состоял в отряде. Поэтому за дополнительными консультациями не обращались.

Как отмечает сценарист, создатели сериала не ставили перед собой задачу привести в отряд миллион людей или собрать миллион пожертвований. Главное – показать, что благородное дело не сделает из тебя другого человека, если дополнительно не работать над собой.

Как отмечает Ляшенко, сейчас к продюсерам приходит много людей с интересными темами, в том числе социальными. Но такую фактуру берут не часто.

«К новой фактуре продюсеры относятся очень тяжело, им страшно. Они лучше сделают привычный детектив. А если и возьмут новую фактуру, то сделают все то же, что и обычно, только в новых декорациях. В этом вся беда», – говорит Ляшенко.

Другая проблема в том, что социальная тематика может стать массовой. Если каждый второй режиссер начнет снимать на социальную тему – это отразится на качестве, уверен Ляшенко. По его мнению, лучше всего, если социальное кино будут снимать те, кто с этим связан лично.

Фото: KAL VISUALS / Unsplash

«Обязательно смотрите фильмографию режиссеров, с которыми планируете работать. Потому что есть риск, что вам не покажут сценарий и не позовут на сьемочную площадку», – говорит Артем Ляшенко.

Роль искренности

Фильм «Здоровый человек» (2022 год) — о телеведущем Егоре. Он решает изменить свою жизнь: сначала становится волонтером в детской онкобольнице, а потом – волонтером «Лиза Алерт». Но чем больше он уходит в волонтерство, тем дальше он отрывается от своей прошлой жизни – семьи, друзей, работы.

«Мне было важно, чтобы на экране был живой герой. Сомневающийся, искренний, неидеальный и борющийся человек. Для меня это кино про выбор, а не про героя без страха и упрека. Это кино про человека, который оказывается перед выбором и вынужден его делать. В этом смысле, это кино про каждого из нас», – говорит Анна Гудкова, продюсер фильма.

По ее словам, сейчас популярными становятся индивидуальные истории. Глянцевые образы не работают – интересны только сложные герои, с проблемами и недостатками. Иначе ему сложно сопереживать: «Если он такой прекрасный, то это точно не я».

Гудкова отмечает: кино не может взаимодействовать со зрителем, если оно все время врет.

«Я не знаю, насколько российское кино будет сейчас способно на искреннее взаимодействие с аудиторией. Но я думаю, что добро побеждает, даже если это происходит медленно», – объясняет продюсер.

НКО важно помнить: чтобы снять фильм, нужно придумать настоящую историю с героями, со своим конфликтами и переживаниями. Поэтому, приходя сотрудничать к режиссерам и продюсерам, можно предлагать свой материал, но стоит быть готовым, что его «доработают» по правилам кино.

Как понять, что ваш фильм – это импакт-кино?

Владимир Вайнер, директор Фабрики позитивных изменений, отмечает: в последнее время появляется все больше профессий, связанных с оценкой результативности кино: например, импакт-продюсер или специалист по оценке.

Но говорить об оценке результативности можно только в том случае, если есть данные, как этот фильм или сериал изменил жизнь людей или повлиял на общество. Сейчас фильмов с реализованной системой оценки и доказанной эффективностью почти нет.

«Но очевидно, есть тренды на создание импакт-кино. Например, кинофестивали начали запрашивать данные о социальном эффекте картин», – говорит Владимир Вайнер.

Еще один тренд – НКО, как источник сюжета для фильмов. Тут важен принцип «ничего для них без них». Поэтому важно, чтобы на площадке были консультанты, а сами участники съемочного процесса были лично знакомы с темой, на которую снимают.

Встречи медиаклуба «АСИ-Благосфера» — часть проекта «НКО-профи: информация, знания, практики», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Медиацентр «АСИ-Благосфера» организован Центром «Благосфера» и Агентством социальной информации. С помощью разных медиаформатов он продвигает в обществе идеи благотворительности, социальной ответственности, социальной активности граждан. Один из таких форматов – медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия для НКО, сообществ, граждан.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике