Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Статьи

«Нет людей, на которых можно поставить крест»

Южноуральский волонтер рассказал, как спасает нуждающихся от голода и помогает встать на ноги.

Фото из личного архива Артема Марфина

Шестой год простой мастер по реставрации старых ванн реализует в Златоусте ряд уникальных для города социальных проектов. Артем Марфин собрал команду единомышленников, большая часть из которых сами когда-то обратились к нему за помощью. Волонтеры кормят, одевают, подстригают нуждающихся. Только за прошлый год в социальной столовой раздали более 6 тысяч порций горячих обедов. Артем рассказал АСИ, как справился с зависимостями и посвятил жизнь благотворительности.

«Убеждали, что есть другой выход»

С подросткового возраста и до 25 лет у меня были проблемы с алкоголем и наркотиками. Ничего такого серьезного в жизни не произошло: просто плохая компания, плохой челябинский район.

Всегда понимал, что это неправильно, но не знал, как завязать. В армию забрали, думал, пройдет, но это не сработало. Наставления родителей, поход к бабке-целительнице – тоже мимо.

Мне помогли в реабилитационном центре в Златоусте. Знакомые посоветовали съездить туда. Через девять месяцев будто заново родился. Поменялось мировоззрение, поборол зависимости и с 2014 года живу трезвой жизнью.

Вернулся в Челябинск другим человеком, а по прошествии некоторого времени решил переехать в Златоуст. Очень понравился этот город, тут живописные места. Устроился волонтером в благотворительный фонд «Дело жизни» и стал помогать вести сборы в пользу детей с тяжелыми заболеваниями.

Также с ребятами кормили бездомных на улице, мотивировали пройти реабилитацию. Убеждали, что есть другой выход, улица — не ваша жизнь. Потом пришла идея открыть социальную столовую. Нашли помещение, взялся за дело.

Артем реставрирует ванны. Фото из личного архива Артема Марфина

Еду бесплатно готовит кафе «Светлячок». На раздаче – волонтеры. Так как нас никто не знал, и не было особого доверия у жителей, год-полтора на свои средства закупали продукты и платили за аренду. Несмотря на сложности, кормили нуждающихся каждый будний день. Вскоре нашлись спонсоры, люди начали жертвовать, стало полегче. Правда, когда грянула пандемия, а потом началась СВО, количество пожертвований резко сократилось. Большая часть трат снова легла на семейный бюджет. Хотели вторую столовую открыть, но пока все сошло на нет.

Ежедневно у нас обедают около 30 человек. Это бездомные и алкоголики, которых отовсюду выгнали, бывшие заключенные, малообеспеченные пенсионеры, матери с детьми, попавшие в сложную жизненную ситуацию.

Я знакомился с посетителями и подолгу с ними общался, искал подход, давал надежду на лучшую жизнь. Порой нам люди доверяют больше, чем родным. Однажды подсел за столик к мужчине. Он был не особо разговорчив. Потом сам прервал неловкое молчание, рассказав анекдот. На следующий день я тоже специально подготовил парочку, чтобы завязался диалог. Он рассказал, что всю жизнь трудился дальнобойщиком, но начали отказывать ноги. На работе уже не нужен, занялся оформлением инвалидности. Денег на еду не было, поэтому ходил к нам обедать. Прошло какое-то время, и он мне позвонил. Оказалось, что его разбил инсульт. Попросил сходить в магазин. Я, конечно, помог.

Немало историй, когда для нуждающихся наша столовая стала неким трамплином. Помню, пришла многодетная женщина. Глаза на мокром месте. Мы их накормили, и она поделилась, что работала переводчицей, уехала в Испанию, там, в гражданском браке родились трое прекрасных детей. А когда муж умер, родственники сказали, езжай обратно в Россию. И вот они только вернулись, ютились в комнатке без ванной – детей в тазике купала. Фонд «Дело жизни» выделил средства, а я сделал им душевую. Потихоньку встали на ноги, сейчас у семьи все хорошо. Теперь сами волонтерят в столовой.

Мы не только кормим, но и отправляем на реабилитацию людей с алкогольной и наркотической зависимостями. К примеру, Родион всю семью похоронил и от одиночества запил. Теперь после реабилитации живет благополучно и нам помогает.

В беседах с подопечными всегда привожу свой пример, потому что нередко слышу: «Ты не был на моем месте, ты ничего не знаешь!». Я отвечаю: «Там, где ты сейчас, я был, а где сейчас я — ты не был. Пойдем со мной!» Многие отказываются, кто-то со второго-третьего раза доходит до конца.

За прошлый год около десяти человек согласились поехать в реабилитационный центр. Еще несколько подопечных самостоятельно бросили пить, устроились на работу, вернулись в семьи.

От бесплатных стрижек до мастер-классов для детей

Одним кормлением и помощи в реабилитации не ограничились. Исходя из потребностей посетителей столовой, один за другим родились еще несколько социальных проектов.

Так, в столовой заметил много лохматых и обросших посетителей. Захотелось, чтобы было как можно меньше неопрятных горожан. Купил машинку, стал подстригать. Потом меня сменили волонтеры.

Также увидел, что люди очень плохо одеты и обуты. Стали им свои вещи отдавать, а потом жители начали приносить. Одежды накопилось столько, что решили проводить каждую неделю бесплатные ярмарки. Только за час приходят до полусотни человек. Остатки развозим в близлежащие деревни. Сельчане очень рады такой помощи.

Делясь вещами, златоустовцы говорили, что у них есть хорошая мебель, кресла, диваны. Так появился еще один проект – первый в городе ресурсный центр для пострадавших от пожаров и стихийных бедствий. На специальном складе собираем гуманитарную помощь. Мы и до этого  активно участвовали в судьбе погорельцев: помогали с вещами, стройматериалами, ремонтом и не только. Также мебель отдаем семьям, которые переехали и обустраиваются.

Как-то в столовую стали забегать школьники. Им интересно было после уроков посидеть, пообщаться. Это дети как из неблагополучных, так и обычных семей. Пришла идея организовать для них досуг. У многих ведь родители на работе пропадают, кому-то скучно и нечем заняться. К тому же за эти годы понял, что в основном у подопечных проблемы с зависимостями начались в детстве. Родители пили, они были предоставлены сами себе, появилась привычка много пить и не работать. Поэтому нужно с детства прививать правильные ценности, чем-то увлечь.

Еженедельно мы с аниматорами, волонтерами, различными мастерскими, арт-клубами стали проводить творческие мастер-классы, благотворительные мероприятия. Дети рисуют песком, мастерят поделки, плетут браслеты, ходят бесплатно в батутный центр, играют в настольные игры, участвуют в конкурсах. Плюс раз в две недели провожу с ними уроки по воспитанию характера. Беседуем о честности, смелости, о качествах, которые должны быть у людей. Делюсь жизненными ошибками, а они потом своими. Вместе разбираем, как постараться их не совершать или поступить по-другому. Мечтаю открыть досуговый центр для детей, чтобы они могли себя в чем-то увидеть и открыть в себе талант.

Фото из личного архива Артема Марфина

Во время пандемии от многодетных и нуждающихся семей узнал, что им не хватает компьютеров для дистанционных занятий. Попросил жителей приносить ненужные или сломанные компьютеры и комплектующие. Рабочую технику сразу отдаем семьям, а неисправную – после починки мастерами-волонтерами. Такая помощь оказалась довольно востребованной. Ведь сейчас без компьютера очень сложно.

Эти и другие инициативы я не смог бы реализовать в одиночку. Меня поддерживает команда из 15 волонтеров. Вот Сергей постоянно трудится в столовой, мы его на улице еще кормили, прошел реабилитацию, помогает другим. Еще один доброволец — его тезка — в такси работает и попросился людей подстригать. Ему это нравится. Есть волонтеры, которые вещи перебирают, занимаются их доставкой в поселки.

Вообще с кем ни познакомлюсь, потом человек помогает в моем деле. Как-то снимал квартиру недалеко от столовой и вот буквально через пару месяцев половина соседей стали волонтерами. По-другому со мной дружить сложно. Заражаю добром. Недавно женился и супругу сразу задействовал: с детьми занимается, мастер-классы проводит. Они ее любят.

Я с уверенностью могу сказать, что нашел свое место. Лет семь не был в отпуске, но благотворительность — мое дело жизни. Без этого не кайфово и внутри пустота.

Фото из личного архива Артема Марфина

Да, есть проблемы, но результаты труда мотивируют идти дальше. Это как поле вспахать: дико устаешь, а потом смотришь, плоды взошли и радуешься. Если бы их не было, давно бы руки опустились. Также моим вдохновением является Иисус.

Хотелось бы еще много сделать полезного для города. Конечно, слышу и много критики «мол, зачем этим тунеядцам помогать». А как по-другому? Я понял, что нет ничего невозможного и нет людей, на которых можно поставить крест. К каждому находится ключик и можно вселить веру в то, что получится все изменить.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике