Новости
Новости
23.04.2024
22.04.2024
19.04.2024
18+
Статьи

Дефициты и точки роста: на «Сообществе» составили дорожные карты для пяти регионов-участников рейтинга «Регион-НКО»

Как выявить показатели, мешающие развитию поддержки НКО-сектора в регионе, и какие мероприятия помогут исправить ситуацию.

Фото: Евгения Федорова / АСИ

2 июня на региональном форуме «Сообщество» в Воронеже прошла сессия «Особенности формирования регионального рейтинга «Регион-НКО» в 2023 году», на которой участники могли помочь регионам улучшить свое положение в рейтинге.

Рейтинг «Регион-НКО» с 2020 года готовят Общественная палата РФ совместно с рейтинговым агентством RAEX. Он отвечает на вопрос, насколько развит некоммерческий сектор в том или ином регионе РФ.

В рейтинге считают девять факторов, 58 показателей, более 150 метрик. Среди факторов – экономическая значимость НКО-сектора, устойчивость их существования, активность деятельности НКО, поддержка от региональной власти, медиаактивность, социальная значимость НКО-сектора, значимость ресурсных центров и региональных общественных палат. Подробнее о методиках рейтинга можно прочитать тут.

Каждый год происходит небольшая настройка рейтинга, но кардинально он не меняется, чтобы можно было отслеживать динамику, рассказывает Елена Тополева, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО. По ее словам, с выпуском первого рейтинга стала очевидна разница в уровнях качества развития некоммерческого сектора в разных регионах.

При этом развитие НКО-сектора не всегда коррелирует с финансовым благополучием региона. Во многом на позицию в рейтинге влияет то, как конкретный человек, например, губернатор, руководители ресурсного центра и инициативные группы людей относятся к НКО-сектору и насколько им важно развитие институтов гражданского общества в своем регионе.

Даже сильный некоммерческий сектор не может успешно развиваться, если у него совсем не будет поддержки от государства, замечает Тополева.

За эти годы рейтинг стал большим мотиватором для регионов, чтобы улучшать ситуацию и сглаживать диспропорции. Регионы стали анализировать свои показатели и проводить стратегические сессии. Еще одним инструментом для улучшения в позиции рейтинга может стать деловая игра.

Как играть

Ранее такую игру проводили на региональном форуме «Сообщество» в Новосибирске, тогда участники работали с показателями только Новосибирской области. Теперь в качестве эксперимента в игру включили пять разных регионов, с показателями которых участникам нужно работать в группах. Участникам нужно проанализировать позицию в рейтинге соответствующего региона и составить план дорожной карты, которая помогла бы ему занять более высокие места. Для игры выбрали Московскую, Рязанскую, Брянскую, Ивановскую и Тверскую области.  

Цель игры – не только помочь регионам с дорожными картами, но и освоить технологию, с помощью которой можно работать с результатами рейтинга в своих регионах, говорит Оксана Коротеева, директор Научно-образовательного центра «Общественно-государственное взаимодействие, некоммерческий сектор и социальное предпринимательство» ИГСУ РАНХиГС.

Во время игры участникам нужно выявить по два показателя дефицитов и точек роста региона. Дефициты – это показатели, которые мешают региону подниматься в рейтинге, точки роста – наоборот, показатели, которые помогают держать позиции и развиваться.

На это дается пятнадцать минут. Следующие пятнадцать минут участники придумывают мероприятия, которые будут защищать и укреплять выбранные показатели. В мероприятиях нужно выделить срок, ответственного за проведение и желаемый результат.

Так, в Тверской области отметили факторы-дефициты: экономическую и социальную значимость НКО. Чтобы повышать экономическую значимость, Министерству внутренней политики региона и местной Общественной палате предлагают увеличить поддержку НКО. Для социальной значимости предложили работать с людьми, привлекать кадры и волонтеров. Это направления мероприятий, говорит Оксана Коротеева, чтобы карта заработала, нужно придумывать конкретные решения. Например, для привлечения новых людей – устраивать ярмарки волонтеров и социальных проектов.

В Брянской области среди точек роста выделили устойчивость существования НКО. Но с успешными показателями тоже нужно работать, чтобы поддерживать их. Для укрепления фактора участники предложили проводить инкубатор для молодых некоммерческих организаций, в котором им бы помогали с типовыми проблемами, возникающими в первые годы работы, оказывали юридическую помощь и информационную поддержку.

В Рязанской области дефицитом стала поддержка НКО со стороны органов государственной власти, а точкой роста при этом – онлайн-доступность информации о государственной поддержке. Чтобы развивать одно и поддерживать другое, информацию о конкурсах предложили размещать на сайтах не только профильных министерств, но и администрации, а еще в социальных сетях. Ответственным за это мероприятие должен стать региональный грантооператор.

Фото: Евгения Федорова / АСИ

Все получившиеся дорожные карты передали представителям регионов. С подобной практикой не в первый раз сталкиваются представители Орловской области, участника программы НКО-СОКРАТ.

Программа НКО-СОКРАТ была разработана Благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» совместно с Агентством социальной информации в 2019 году и в настоящее время реализуется Агентством социальной информации.

«Второй раз наблюдаю один и тот же эффект: это как диагноз у врача, который помогает понять по пунктам, что в области не так и что нужно улучшить» – рассказал Роман Скобляков, руководитель проекта Департамента по проектам развития территорий Орловской области.

В регионе по программе НКО-СОКРАТ проходила похожая сессия с участием некоммерческого сектора и департамента внутренней политики, рассказала АСИ Екатерина Княгнитская, исполнительный директор фонда «Орловский социальный кластер», председатель комиссии по развитию некоммерческого сектора и СМИ Общественной палаты Орловской области. По ее словам, несмотря на прошлый опыт, в результате игры и на примере других регионов все равно удалось вынести что-то новое.

«Конкретно для нашего региона прекрасной оказалась идея у Московской области – для повышения медиактивности там предложили создать ресурсный медиацентр. Мне прямо хочется приехать домой и реализовать такой проект», – рассказала Екатерина.

В таком центре, по ее словам, можно было освещать только некоммерческую деятельность.

Форум «Сообщество» проводит Общественная палата РФ с 2015 года. Форум – площадка для встречи представителей власти, гражданского общества, некоммерческих организаций, бизнеса и просто заинтересованных в социальной сфере граждан. Его главная задача — выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике