Новости
Новости
24.04.2024
23.04.2024
18+
Серии

О спорте доступно: как НКО популяризируют активный образ жизни

Зачем некоммерческие организации продвигают спорт и что для этого нужно? Разбираем три примера того, как НКО рассказывают об активном образе жизни.

Фото: Fitsum Admasu / Unsplash

Вариант 1. Открыть спортивный блог

Весной 2022 года Фонд борьбы с инсультом ОРБИ зарегистрировал свой блог на спортивном портале Sports.ru. В организации говорят, что писать на спортивную тематику планировали давно: но именно в прошлом году желания совпали с возможностями.

«Это была идея наших друзей из редакции Sports.ru. Они нам рассказали про свой формат блогов и спросили, будет ли интересно фонду публиковаться там? Мы сразу согласились: в тот момент мы как раз искали новые каналы, на которые могли бы выйти и познакомиться с новой аудиторией», – говорит Андрей Саитов, руководитель отдела коммуникаций фонда ОРБИ.

Хотя поначалу может показаться, что специфика работы ОРБИ не связана со спортом, на самом деле это не так. Физическая активность важна как при реабилитации после инсульта, так и при профилактике этого заболевания.

80%
случаев инсульта можно предотвратить, если заниматься профилактикой

Поэтому первая задача, ради которой фонд ведет блог, – это популяризация физической активности среди разной аудитории.

«Нам кажется, что пользователи Sports.ru как раз открыты к таким идеям, поскольку они следят за спортом и интересуются активным образом жизни», – объясняет Андрей Саитов.

Что нужно, чтобы вести спортивный блог?

Первое – найти тему и героев. Например, в спортивном блоге ОРБИ публикуются истории подопечных фонда, которые занимаются или увлекаются спортом. У организации есть готовый список потенциальных героев: люди, готовые говорить о своем опыте и жизни после инсульта.

Если будущий герой соглашается, то с ним связывается автор, беседует и готовит текст для блога. «Но сейчас у нас выходит первый “гибридный” блог: текст пишет автор и частично сам герой», – рассказывает Саитов.

Второе – найти авторов. Первые истории для блога писал сотрудник ОРБИ – PR-специалист, который знаком со спецификой инсульта, знает, как говорить о проблеме понятно и на чем сделать акцент. Поэтому подготовка таких текстов шла быстро.

«Хотя вообще ведение блога занимает много времени. Поэтому мы поняли, что нам надо привлекать дополнительных авторов: стали искать специалистов на фрилансе. Но у них подготовка текстов занимает больше времени из-за того, что они не так глубоко погружены в тему. Поэтому сейчас мы учимся на ошибках, выстраиваем медиаплан с привлечением как штатных, так и внештатных авторов», — объясняет руководитель отдела коммуникаций ОРБИ.

Фото: Thought Catalog / Unsplash

Третье – определиться со стилем. Например, в фонде ОРБИ есть правило: все внешние коммуникации должны быть про надежду. Поэтому в блоге решили рассказывать истории в позитивном ключе.

«Также мы стараемся показывать не только экстраординарные истории успеха. У нас есть истории, когда человек после курса реабилитации еще не восстановился так, как ожидал. Главное — показать, что любой шаг на пути восстановления – это уже победа».

Зачем это нужно?

Ведение блога – это не только возможность информировать читателей и выходить на новые аудитории, но и знакомить их с подопечными организации. А также оставаться на связи с теми, кто уже сделал первые шаги в реабилитации и начинает отдаляться от фонда.

«Например, благодаря блогу мы узнали, что один наш подопечный мечтает побывать на стадионе. Сейчас думаем, что мы могли бы еще для него сделать. Такие тексты – это еще и возможность увидеть, как помощь фонда отразилась на жизни людей спустя полгода или год после первого обращения», – уверен Андрей Саитов.

В ОРБИ еще не готовы говорить о результатах: в блоге вышло всего четыре истории. Поскольку аудитория на Sports.ru плохо знакома с этим диагнозом и его особенностями, пока фонд видит задачу просто в информировании.

К счастью, отторжения темы у пользователей не было во многом потому, что фонд не делает акцент на страданиях, а старается концентрироваться на победах своих героев.

Вариант 2. Развивать социальные сети

«Атлет во благо» – спортивный проект фонда «Синдром любви». В 2018 году у атлетов появилось свое сообщество «ВКонтакте»: сейчас оно объединяет почти 3 тысячи спортсменов. В группе публикуют истории благоатлетов, анонсы спортивных событий и новости о прошедших мероприятиях.

«Группа “ВКонтакте” – это не только место, где мы показываем примеры помощи атлетов детям с синдромом Дауна, но и площадка для общения. В сообществе участники находят благоатлетов в своем городе, начинают общаться с ними и объединяются на фоне своих спортивных интересов», – объясняет Мария Помазуева, руководитель проекта «Атлет во благо».

Группа объединяет любителей и профессионалов, занимающихся разными видами спорта. Они читают истории других атлетов, ставят лайки, делают репосты. Благодаря этому друзья благоатлетов видят эти посты и начинают больше узнавать о проекте и о самом фонде.

«При помощи сообщества “ВКонтакте” мы продвигаем наш спортивный проект и привлекаем к нему внимание других спортсменов, потенциальных участников», – добавляет Мария Помазуева.

Что нужно, чтобы развивать соцсети?

Первое – человек, который будет вести страницы НКО или проекта в соцсетях. Это может быть SMM-менеджер или другой сотрудник, в чьи обязанности будет входить подготовка и публикация контента, общение с подписчиками и т.д.

Например, у «Синдрома любви» есть отдельный специалист, который ведет все соцсети фонда, в том числе группу «Атлет во благо» во «ВКонтакте».

«Алгоритм выглядит так: я выбираю какую-то новость или историю и отправляю эту идею в PR-отдел. После мы пишем пост, подбираем фотографии, добавляем при необходимости ссылки и публикуем. Это не минутная работа, а полноценный рабочий день», – говорит Помазуева.

Второе – база «теплых» контактов. Это люди, которые смогут рассказать о себе для публикации. Это необходимо, если основные посты в соцсетях будут о подопечных/волонтерах/друзьях организации.

В случае «Атлетов во благо» – это спортсмены, которые открывают сборы в поддержку фонда.

«Со спортсменами я обычно связываюсь сама: уточняю какие-то факты, личную историю, достижения. Всегда спрашиваю фотографии, которые герой хотел бы видеть в публикации. Если есть фотография с нашим мерчем, то это всегда здорово. Так люди лучше считывают, что человек связан с проектом», – объясняет руководитель проекта «Атлет во благо».

Фото: Adem AY / Unsplash

Обычно спортсмены охотно рассказывают свои истории. Но если вдруг герой не готов, в проекте не настаивают: предлагают подумать пару дней, а потом спрашивают повторно. Если человек отказывается и во второй раз, ищут другого героя для публикации. Но такое бывает редко.

Третье – следить за событиями, которые связаны с деятельностью НКО или проекта. Например, в группе «Атлет во благо» также публикуют анонсы или отчеты о прошедших забегах. Чтобы собирать информацию о прошедших мероприях было проще, у проекта есть специальный чат для спортсменов.

«Также в соцсетях мы транслируем крупные мероприятия нашего фонда. Рассказываем, что кроме проекта “Атлет в благо” у нас есть и другие спортивные проекты: например, футбольные тренировки для детей с синдромом Дауна. Это полезно, когда люди не могут выбрать свою спортивную цель, но хотят заняться благотворительностью», – говорит Мария Помазуева.

Зачем это нужно?

С одной стороны, такое сообщество – это место, где могут объединиться все благоатлеты. Они могут читать истории друг друга, поддерживать и мотивировать.

«Хотелось бы, чтобы наши соцсети были интересны для всех атлетов, чтобы их это цепляло, и они тоже хотели стать благоспортсменами. Это одна из наших задач – показывать, как круто совмещать спорт с благотворительностью», – рассказывает Мария Помазуева.

Очень часто друзья благоатлетов видят репосты из сообщества, подписываются, а позже сами присоединяются к движению. Так, «по следам» благобегуна Михаила Долгого к проекту присоединились более десяти спортсменов из одного бегового сообщества.

Но это не единственная цель сообщества. Вторая – мотивировать заниматься спортом тех, кто до этого не решался.

«Мы всегда объясняем нашим атлетам, что не важно, какое расстояние вы пробежите или какой поступок открываете. Если вы хотите стать благоспортсменами, то даже прогулка в парке может подойти в качестве цели. И это мотивирует тех, кто не занимается спортом, присоединиться к движению и выйти на свою первую тренировку», – заключает руководитель проекта «Атлет во благо».

Вариант 3. Организовывать спортивные акции

Фонд «Футболка дарит жизнь» с 2015 года помогает детям с тяжелыми заболеваниями и тем, кто остался без попечения родителей. Главная особенность в том, что фонду в этом помогают профессиональные спортсмены.

Для своих подопечных организация проводит спортивные акции. Их можно разделить на два типа: «домашние» (спортсмены приезжают в больницы, знакомятся с детьми и проводят для них занятия) и «гостевые» (фонд организует для детей поездки на стадионы, матчи и т.д.).

«На “домашних” встречах каждый ребенок заполняет специальный паспорт желаний, в котором можно написать о своей спортивной мечте, увлечениях и других желаниях. В конце встречи мы собираем эти паспорта и с командой думаем, как бы это все исполнить», – рассказывает Елена Ульрих, программный директор фонда «Футболка дарит жизнь».

Мечты бывают разные: сходить на матч, сделать первый символический удар по мечу, посетить мастер-классы от спортсменов, получить видеопривет от кумира.

«Наша задача – помочь забыть о больничных буднях и на время отдаться энергии трибун», – добавляет Ульрих.

Что нужно, чтобы проводить спортивные акции?

Первое – контакты спортсменов, которые будут готовы принять участие в таких акциях.

«Когда наш фонд начинал работу в 2015 году, мы практически никого не знали из спортсменов, хотя они – неотъемлемая часть нашей работы. Поэтому сначала мы познакомились с женской сборной по фехтованию. Так, постепенно, один за одним, мы начали знакомиться с другими спортсменами», – объясняет Елена Ульрих.

Фото: cal gao / Unsplash

Знакомиться с профессиональными спортсменами можно через их коллег, спортивные федерации, соцсети.

Второе – связи с больницами или другими учреждениями, если НКО планирует проводить свои акции «в гостях» у детей. Поначалу это может занимать много времени, но чем чаще будут проходить акции, тем меньше усилий придется тратить на договоренности.

«Когда мы только начинали работу, то готовились к таким акциям за месяц, потому что нужно договориться с учреждением, выбрать дату, собрать команду спортсменов. Плюс надо объяснить спортсменам, что их ждет, с каким настроем лучше прийти, как себя корректно вести. Ну и технические моменты: принести экипировку, написать сценарий, настроить оборудование», – говорит программный директор фонда.

Третье – команда. Например, в фонде «Футболка дарит жизнь» постоянно работают три специалиста, но при необходимости организация привлекает профессионалов «со стороны».

Зачем это нужно?

Задача фонда – не только поддержать детей в трудной жизненной ситуации и помочь им отвлечься от проблем, но и мотивировать их в будущем.

«Когда мы с коллегами впервые встречаемся со спортсменами, у нас есть ритуал: каждый из них должен рассказать короткую историю, минуты на три, о своем успехе или опыте преодоления. И вот эти истории, когда спортсмен преодолел многое, чтобы прийти к победе, это заряжает как детей, так и взрослых», – говорит Елена Ульрих.

В 2020 году, когда в мире началась пандемия коронавируса, ситуация в фонде стала критической: ушла часть спонсоров и доноров, а проводить мероприятия в учреждениях было невозможно. Тогда фонд решил снять короткие ролики, в которых спортсмены проводили бы короткую зарядку. Сначала это были видео только для пациентов, но сейчас они доступны для всех- посмотреть их можно на сайте фонда.

«Если ты заряжен на победу, тебе все покорится. И эта идея очень близка спортсменам. Они постоянно работают над собой, умеют падать и подниматься. Они проходят через поражения, но продолжают борьбу. Поэтому мы привлекаем их для работы с детьми, которым нужна эмоциональная поддержка. Так они берут с них пример и видят, что опускать руки не надо», – отмечает программный директор фонда «Футболка дарит жизнь».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике