Новости
Новости
28.03.2024
27.03.2024
26.03.2024
18+
Колонки

Анна Макарчук: «Природа ксенофобии не столько когнитивна, сколько аффективна»

Директор Центра толерантности о том, что представляет из себя ксенофобия, почему ее не победить доводами разума и как говорить с близкими, которые делят мир на черное и белое.

Проблемы·29.05.2023
Фото: Дима Жаров / АСИ

«Как только я начинаю говорить «вот они все», перестаю видеть человека, а начинаю видеть только его ярлык»

Ксенофобия – это страх или дискомфорт при общении с людьми, которые так или иначе отличаются от нас. Причем отличие может быть любым: достаточно быть незнакомым, непохожим, неизвестным.

При этом важно помнить, что есть грань между простым опасением и ксенофобией. Наша психика устроена так, что она с настороженностью реагирует на все новое и непонятное, включая людей. Граница проходит в плоскости установок.

Между установкой и реакцией есть большая разница. Реакция – это то, что происходит с нами ситуативно, прямо здесь и сейчас после воздействия какого-то стимула. Она непродолжительна, чаще всего бессознательна, и спустя короткое время наша сознательная часть начинает ее отрабатывать. Реакция «бей или беги», реакция замирания, удивления – это нормально.

Но если спустя какое-то количество минут, часов или дней после встречи с непохожим человеком продолжаем чувствовать дискомфорт при общении, и он все дальше нарастает, то, скорее всего, дело уже в установках.

И еще небольшой дисклеймер: конкретный человек может раздражать. И это нормально. Ненормальным это становится, когда неудовлетворяющее поведение мы начинаем объяснять социальной группой этого человека. Как только я начинаю говорить «вот они все» – в этот момент я перестаю видеть человека, а начинаю видеть только его ярлык.

Фото: Valery Tenevoy / Unsplash

Так что любая категоризация, когда мы раскладываем людей по коробочкам и закрываем их, – это уже плохо. Если мы мысленно начинаем говорить «все вот эти вот всегда», то пора задуматься.

«Ксенофобические установки далеко неравномерно “размазаны” по популяции»

Настороженность при встрече с новым присуща каждому из нас. Наш мозг благодаря этому эволюционировал. В свое время это было даже очень полезной функцией.

Тем не менее, ксенофобические установки далеко неравномерно «размазаны» по популяции. Есть люди более открытые к новому, а есть целые этнические культуры, которые наиболее закрыты.

Наша этническая культура (если можно вообще говорить в нашей многонациональной стране о единой этнической культуре) достаточно низкотолерантна к неопределенности. И с этим связан довольно высокий риск ксенофобии.

Как правило, это связано с нашим воспитанием, личным опытом, ценностями, которые нам прививают родители, образованием. Тем, как устроены наши институциональные традиции. Все эти факторы определяют, насколько толерантным или подверженным ксенофобии будет каждый отдельный человек.

К сожалению, у ксенофобии есть еще одна особенность: ее уровень повышается даже в толерантном обществе во время кризисных ситуаций, потому что в целом повышается ощущение уязвимости и настороженность. А если разделение на «мы» и «они» является специфическим спутником данной ситуации, то это еще больше обостряет ксенофобию.

«Поблагодарите себя, что заметили у себя такую символическую мысль»

Борьба с внутренней ксенофобией – это вопрос мотивации. Очень часто нам с этим ничего не хочется делать. Потому что «они» и «мы» позволяет нам в кризисной ситуации структурировать этот мир и дает чувство безопасности.

Мои практические рекомендации по борьбе с ксенофобией будут полезны только тому, кто рефлексирует на эту тему и не хочет ощущать у себя такие настроения. То есть полезны они будут тем, кто нуждается в них меньше остальных. Но тем не менее:

  • Обратите внимание на то, почему это произошло. Для многих деление на «мы» и «они» – проявление защитной реакции. Значит, что-то на нас давит. А воздействие стресса, который мы долго не замечаем, может привести на больничную койку. Поэтому первое – понять, что вообще происходит вокруг нас, что нас настораживает и заставляет испуганно смотреть на людей.
  • Следите за словами, которые используете в повседневной жизни. Наша психика формируется под влиянием языка. Поэтому слова важны. Используя ту или иную лексику, мы программируем наш мозг.
  • Во всех случаях, когда думаете «а может мне обратиться к психологу за помощью», ответ один – «Да». Хуже не будет. Но будьте готовы, что проблема, на которую вы выйдете в итоге, может сильно отличаться от того повода, который заставил вас открыть эту дверь.
  • Если у вас вдруг просыпаются мысли «Если у меня есть страх “непохожих”, то я плохой человек?», то помните: у вас есть право испытывать то, что вы испытываете. И поблагодарите себя, что заметили у себя такую символическую мысль.

«Строить коммуникацию лучше на языке чувств»

Ну а прежде, чем что-то делать и объяснять своим близким, нужно расставить для себя приоритеты.

Первое – поймите, что желание некоторых людей делить мир на «белое» и «черное» – это их проявление уязвимости и попытка защитить себя перед тем миром, в котором они оказались. Подумайте, что для вас важнее: «отмаркировать» свои красные линии или позаботиться о психологическом благополучии близкого человека.

Второе – бесполезно переубеждать ксенофоба. В одном из тренингов у нас есть упражнение. Я начну говорить предложение, а вы мысленно закончите: «Все женщины за рулем – это…». Это как раз тот самый стереотип и начало ксенофобии, которое хорошо было бы заметить у себя в сознании.

А теперь представьте, что я вас познакомила с женщиной, которая работает инструктором по экстремальному вождению. И когда я после этого попрошу закончить фразу «Все женщины за рулем – это…», изменится ли что-то? Скорее всего нет. Вы просто подумаете: «Да, есть такая женщина, но она исключение, а все остальные за рулем – именно такие».

Фото: Jan Baborák / Unsplash

Это я к тому, что стереотипы, на которых строится ксенофобия, – это очень устойчивая субстанция. Она не чувствительна к логике и нашему опыту. И чем более эмоционально заряжен стереотип, тем он устойчивее.

Поэтому переубеждать человека, который твердо верит в эти стереотипы, практически бесполезно. Но если вы вдруг решили, что самое важное для вас – прокачать свои скиллы убеждения, то можно попробовать.

Третье – попытайтесь поговорить с близким о своих и его чувствах. Природа ксенофобии не столько когнитивна, сколько аффективна. Поэтому строить коммуникацию в этом случае лучше на языке чувств.

Можно сказать: «Я очень огорчаюсь/расстраиваюсь/злюсь (и любое другое испытываемое вами чувство), когда слышу от тебя такие вещи. Для меня это важно. Могу я попросить тебя воздержаться в моем присутствии?». Это «я-высказывание», и оно всегда помогает в такие моменты.

Есть другой вариант, но он сложнее. Он строится на грани дружеской поддержки и психологической работы. Можно попробовать вытащить на уровень осознания то, что чувствует человек: «Я вижу, что ты неспокоен. Я тоже испытываю смешанные эмоции. Могу я побыть с тобой?». В этом случае вы встаете на путь человека и помогаете ему пережить то, с чем он столкнулся.

«Мы не будем делать за вас выводы»

Вообще у Центра толерантности уже разбит лоб о борьбу с ксенофобией. Мы стараемся разрывать стереотипы: у нас много нетривиальных событий и технологий, цель которых – помочь получить опыт. Это тренинги, воркшопы, интерактивные спектакли, иногда дискуссии.

Мы хотим, чтобы каждый сделал свой выбор. Даже если мы считаем толерантность очень полезным явлением, а ксенофобию – очень вредным, это не делает нам права заставлять других людей думать также.

Поэтому приходите, если готовы получить новый опыт, подвергнуть сомнению свои убеждения или проверить их на крепость. Мы покажем спектакль, проведем тренинг, расскажем обо всем. Но самое главное – мы не будем делать за вас выводы. Потому что их должны сделать вы сами.

Записала Марина Некрасова

Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике