Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Статьи

Как инклюзия появляется в цифровых технологиях

Почему бизнес задумывается об инклюзии и как делает свои продукты доступнее – итоги секции «Инклюзивность = новая реальность» Российского интернет-форума.

Фото: freestocks / Unsplash

Инклюзивность или инклюзия в прямом смысле означает «включение»: включение людей в жизнь государства и обществе вне зависимости от их пола, культурных особенностей, состояния здоровья, говорит Юлия Атанова, руководитель проектов отдела дизайна mos.ru.

В разговорах об инклюзии в первую очередь вспоминают окружающую среду – пандусы, звуковые светофоры, цветную разметку. Но инклюзия бывает и цифровой. Чтобы людям с разными потребностями было удобно пользоваться цифровыми сервисами, появляются скринридеры, клавиатуры Брайля, управление голосом и другое.

Но многое из того, что подходит людям с какими-либо ограничениями, полезно и людям без инвалидности. Например, возможность увеличить масштаб и шрифт.

Это подтверждает Василина Дрогичинская, менеджер направления инклюзии сервисов VK. Ограничения, с которыми нужно считаться разработчикам, дизайнерам и другим создателям цифровых продуктов, бывают постоянными, временными и ситуативными:

  • Постоянные: отсутствие слуха или голоса;
  • Временные: отит, ларингит;
  • Ситуативные: сильный шум или сильный акцент.

То есть сделать те же самые субтитры для видеозаписи нужно не только для слабослышащего человека: пользователь без нарушений может ехать в метро без наушников и не слышать звукового сопровождения, рассказывает Василина. По их подсчетам, 43% пользователей мобильных включают хотя бы одну настройку для доступности постоянно – например, изменяют размер шрифта. Более чем половине пользователей такие настройки необходимы в моменте, то есть ситуативно.

Кроме того, замечает Василина Дрогичинская, доступность и адаптированность расширяет аудиторию продуктов, сервисов и услуг компании. Согласно данным исследования проекта Everland, 52% людей с инвалидностью отказываются от сервиса и меняют его на другой, если он оказывается недостаточно доступным или неудобным.

В Росбанке стали заниматься инклюзией с физической доступности, рассказывает Екатерина Плужник, руководитель направления устойчивого развития Росбанк. В 2014 году компания поняла, что некоторые их клиенты просто не могут зайти в офисы банка, с тех пор их стали адаптировать. А потом – сайт и мобильное приложение. С 2018 года Росбанк и Impact Hub Moscow проводят акселератор «Начни иначе», в котором поддерживают НКО и социальных предпринимателей, занимающихся инклюзивными проектами.

Компания в области веб-разработки JetStyle готовила сервис для молодых спортсменов с ментальными особенностями по заказу общественной организации «ДИСпО-центр» (представляет Специальное олимпийское движение в Свердловской области). Сайт и мобильную версию адаптировали для детей с РАС и синдромом Дауна.

При разработке учитывались особенности, которые по сути удобны и обычным пользователям, рассказывает Максим Смирнов, арт-директор JetStyle. Например, нужна понятная навигация, видео и аудио не должны автоматически запускаться, лучше не использовать иконический язык, а на кнопках писать соответствующий текст.

Шрифты использовали такие, где нет одинаковых символов для разных знаков – например, 0 и О. Аудиозаписи не должны быть резкими и громкими, а у видео должны быть настроены субтитры.

Российский интернет-форум (РИФ) проходит в Подмосковье с 24 по 26 мая.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике