Новости
Новости
28.03.2024
27.03.2024
26.03.2024
18+
Серии

Как региональные власти поддерживают благотворительный сектор: изучаем рейтинг «Регион-НКО»

Поддержка НКО региональной властью и прозрачность этой поддержки — важные критерии, по которым оценивается работа регионов с некоммерческими организациями во Всероссийском рейтинге «Регион-НКО». Статистика показывает, что власти субъектов РФ все более открыто взаимодействуют с благотворительным сектором, что влияет на уровень социальной жизни в регионах.

Фото: Евгения Федорова / АСИ

Агентство социальной информации продолжает анализировать результаты рейтинга «Регион-НКО», который описывает включенность в благотворительную деятельность 85 регионов России. Очередной рейтинг вышел в конце 2022 года. Исследование ежегодно готовит рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) при партнерстве с Общественной палатой РФ, сейчас идет работа над следующим выпуском.

Как отмечают авторы рейтинга, главной задачей было дать полноценную и независимую информацию об уровне и качестве развития некоммерческого сектора в регионах России. В Общественной палате РФ надеются, что итоги рейтинга будут востребованы регионами, как самими НКО, так и местными властными структурами и общественностью. «Мы верим также в то, что иногда остановиться и посмотреть новым взглядом на привычные, рутинные вещи не менее важно, чем трудиться над делом своей жизни изо дня в день», — замечают составители рейтинга.

Ключевой элемент исследования – это рейтинговый вопрос о том, насколько развит некоммерческий сектор в регионе, каков его потенциал и как он используется. 

Немаловажным фактором, оцениваемым в рейтинге, стал критерий «Поддержка НКО региональной властью». Кстати, его удельный вес среди других факторов составляет 15%, столько же, сколько у критериев «Активность деятельности НКО» и «Экономическая значимость сектора в регионе», которые мы уже подробно разбирали. Сопутствующий фактор – «Онлайн-доступность информации о поддержке СО НКО в регионах РФ» (его удельный вес в рейтинге — 5%).

Анализ поддержки со стороны местных властей

Оценивая помощь властных структур некоммерческим организациям, авторы рейтинга учитывали объем поддержки СО НКО, оказанной регионом из местного бюджета, количество благотворительных организаций, которые получили такую региональную поддержку, а также объем поддержки инфраструктуры СО НКО региона.

Определяя уровень онлайн-доступности информации о поддержке СО НКО в регионах (то есть фактически прозрачность такой работы), в ходе работы над рейтингом изучались информационные интернет-ресурсы региона.

Социологи оценивали, насколько наполнен источник информации данными о господдержке социально ориентированных НКО регионом, а также, как позиционируется этот источник (интернет-ресурс) в поисковых системах и в социальных сетях.

Как рассказывает Евгений Мальцев, исполнительный директор Рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика), данные об объемах поддержки, направляемых субъектами РФ в региональный некоммерческий сектор, анализируются Министерством экономического развития РФ в ходе ежегодного анкетирования регионов (представители региональной власти заполняют специальные анкеты и отправляют в ведомство), эта информация и бралась за основу в ходе подготовки рейтинга «Регион-НКО».  

Фото из личного архива Сергея Мальцева

При этом сейчас агентство RAEX и Ассоциация составителей рейтингов (АСР) совместно разрабатывают интерактивную информационно-коммуникационную платформу НКО.РФ (проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов). На платформе будет аккумулирована наиболее полная информация о мерах поддержки, доступной некоммерческому сектору на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном.

«Эта информация будет использована и как источник данных о поддержке НКО региональной властью в одном из ближайших выпусков рейтинга “Регион-НКО”, — рассказывает Евгений Мальцев. — Логика проста: если информация есть на платформе, то она доступна некоммерческому сектору, и мы ее учитываем в рейтинге. Если же информации нет, то даже если региональная власть и помогает, то некоммерческий сектор, с большой степенью вероятности, о такой помощи не знает и, следовательно, не пользуется ею, и в рейтинге она учитываться не будет».

Этот момент снова возвращает нас к вопросу о важности прозрачности и доступности такой помощи благотворительному сектору.

«Недостаточно просто выделить средства из бюджета на развитие некоммерческого сектора. Необходимо донести до НКО информацию об этом, а иначе велик риск того, что значительная доля выделенных средств может быть направлена на поддержку ограниченного круга НКО, решающих локальные задачи, при этом критерии отбора этих НКО могут оказаться непрозрачными», — подчеркивает Евгений Мальцев.

Так что, чем более открытой является информация о предоставляемых мерах поддержки, тем выше шанс, что выделяемые средства будут распределены наиболее справедливым образом и в конечном счете дойдут до конечных благополучателей, нуждающихся в решении проблем сектора. Вот почему крайне важен и фактор прозрачности помощи региональной власти.

Кстати, чиновники на местах это понимают и стараются поддерживать некоммерческий сектор более открыто. Как рассказывает Евгений Мальцев, анализируя тренды, которые наблюдаются по итогам трех выпусков рейтинга «Регион-НКО», можно отметить ряд моментов.

Относительные объемы поддержки на протяжении трех лет незначительно сокращаются: в рейтинге-2022 средний балл субъектов по масштабам поддержки составил 2,30 против 2,35 в 2020 году. При этом, несмотря на то что общий объем средств, выделяемых социально ориентированным НКО, за два года вырос почти в полтора раза (с 48,7 млрд рублей в 2020-м до 70,6 млрд рублей в 2022-м), то количество НКО, получивших такую поддержку, сократилось почти в 2,5 раза.

«А вот прозрачность (информационная открытость) поддержки СО НКО значительно возросла – в 2022 году средний балл по этому фактору составил 3,32 против 2,48 в 2020-м, — говорит Евгений Мальцев. – И по фактору информационной открытости мы также наблюдаем сокращение “расслоения” регионов. Среднеквадратичное отклонение по данному фактору сократилось с 1,12 балла в 2020-м до 0,93 балла в 2022-м. “Расслоение” же по фактору масштабов поддержки остается сравнительно стабильным – 1,15 балла в 2022-м против 1,14 балла в 2020-м».

Делай добро и беги? Нужна доступность информации

Интересный момент: помощь со стороны власти в адрес НКО и прозрачность этой помощи не совпадают в регионах. Возникает вопрос: разве властям невыгодно быть открытыми, говорить о такой своей поддержке и вовлеченности в социальную сферу? 

«В ходе подготовки рейтинга мы проводили тщательный анализ этой проблематики и пришли к достаточно неожиданным выводам. При выполнении корреляционного анализа двух рейтинговых факторов – объема поддержки сектора регионом и прозрачности этой поддержки, значение ранговой корреляции между ними составило минус 3%!

Что свидетельствует о полном отсутствии какой-либо взаимосвязи между объемами, масштабами региональной поддержки сектора, и полнотой и доступностью открытой информации об этом, — отмечает Евгений Мальцев. — Это парадоксальное наблюдение говорит о том, что регионам предстоит немалая работа по перениманию опыта наиболее успешных субъектов в области информационной открытости».

По итогам анализа мы можем наблюдать регионы со сравнительно небольшими объемами поддержки, выделяемой некоммерческому сектору, однако информация об этой поддержке доступна и абсолютно исчерпывающая: любая СО НКО может ее найти в открытом доступе и принять участие в конкурсном отборе для ее получения.

В лидерах (топ-10) по информационной открытости о поддержке сектора НКО можно отметить такие регионы, как Республика Карелия, Пензенская область, Пермский край, Свердловская область, Республика Калмыкия, Москва, Тульская область, Вологодская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Магаданская область. При этом из этой десятки только три региона (Вологодская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Москва) вошли в двадцатку по объемам поддержки сектора.

И наоборот, замечает Евгений Мальцев, существуют регионы, выделяющие значительные средства на поддержку сектора СО НКО, но не особо открывающие информацию об этом.

Топ-10 регионов по фактору экономической поддержки властью НКО: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Челябинская область, Ленинградская область, Самарская область, Вологодская область, Белгородская область, Тюменская область и Ненецкий автономный округ. При этом из перечисленных регионов в двадцатку по прозрачности поддержки вошли всего три субъекта – Вологодская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Челябинская область.

«Регионы, которые показывают одновременное лидерство как по масштабам поддержки, так и по ее открытости, действительно провели огромную работу, итоги которой нашли свое достойное отражение в рейтинге», — подчеркивает эксперт.

Истории успеха

Из общих примеров успеха в рейтинге выделяется, например, Курская область. Регион с 2020 года ведет активную работу в тесном контакте с ОП РФ по развитию некоммерческого сектора. Поддержка СО НКО регионом возросла на 66% (143 млн в 2021-м против 86 млн рублей в 2020-м). Поддержка инфраструктуры СО НКО выросла на 118% (8,1 млн против 3,8 млн рублей). По поддержке НКО местной властью область занимает 35 место, также поднявшись по этой цифре на 13 баллов. 

«Курская область демонстрирует выдающийся рост как по общим объемам выделенных средств из регионального бюджета, так и по количеству СО НКО, получившим эту поддержку. Количество поддержанных социально ориентированных НКО выросло с 57 до 81. С учетом того, что Курская область находится на 53-м месте по сумме расходов регионального бюджета среди субъектов РФ, такую динамику масштабов поддержки можно действительно назвать выдающейся, — говорит Евгений Мальцев. — Одновременно с этим область продемонстрировала качественный рывок и в открытости информации о мерах поддержки некоммерческого сектора – по этому фактору за год регион поднялся с 64-го на 31-е место».

Приморский край также с 2020 года при взаимодействии с ОП РФ развивает благотворительный сектор на своей территории. Поддержка инфраструктуры СО НКО в регионе выросла на 125% (12,5 млн против 5,5 млн рублей). По фактору прозрачности и информационной открытости мер поддержки регион поднялся в рейтинге с 69-го на 18-е место.

«Безусловно, все это – итог планомерной и скрупулезной работы, предпринимаемой регионами, результаты которой нашли свое достойное отражение в позициях региона в рейтинге», — отмечает эксперт.

Как именно власти помогают НКО, рейтинг НКО не показывает. В рамках подготовки трех первых выпусков рейтинга «Регион-НКО» специалисты не углублялись в структуру и не выделяли направления мер поддержки.

Однако такие планы есть. Создаваемая платформа НКО.РФ позволит классифицировать меры поддержки и рассматривать ее в различных срезах – по видам такой поддержки, направлениям, категориям НКО, которые могут такую поддержку получить, и другим аспектам.

«Безусловно, с запуском платформы проект рейтинга получит качественный рывок в наполненности, детализации и достоверности информации о поддержке некоммерческого сектора в регионах РФ. Мы приглашаем всех, кто заинтересован в развитии некоммерческого сектора, принять участие в работе над проектом», — говорит Евгений Мальцев.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике