Новости
Новости
28.03.2024
27.03.2024
26.03.2024
18+
Статьи

В Самарской области планируют создать тьюторское сопровождение особенных людей на рабочих местах

АНО «Взрослые дети» завершила проект, направленный на решение проблем, связанных с трудоустройством особенных детей.

Фото: pixabay.com

Проект реализует АНО «Взрослые дети» при поддержке Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области. С родителями из 20 семей, в которых есть дети с особенностями, работают психолог и специалист системного развития детей.

По словам психолога организации Ивана Титкова, начинать работать над развитием трудовых навыков и компетенций у особенных детей нужно сильно загодя. Поэтому в проекте участвуют родители детей от 12 лет и старше. Он отметил, что вырастающие дети с особенностями развития находятся в «мертвой зоне внимания». Их рост и потребности не всегда могут заметить и удовлетворить даже родители.

«Определенная замкнутость семьи, необходимость прикладывать большие усилия для обеспечения нетравматичного быта ребенку съедают большую часть времени и внимания родителей. Остановиться и оценить необходимость дополнительных действий для удаленных во времени перспектив трудоустройства — нетривиальная задача. На нее часто у семьи нет сил и ресурсов. Опять же — классных программ трудоустройства для особых молодых людей нет в обсуждаемом общественном пространстве.

Это означает, что родитель, который и так каждый день должен справляться с вызовами в воспитании и лечении, еще должен заглянуть в темную пропасть будущего, самостоятельно там включить свет и создать что-то. Это морально тяжело», — рассказал АСИ Иван Титков.

Большинство оттягивает этот вопрос до самого конца, отметил специалист. В России этот рубеж — 18 лет, после которых большинство организаций по реабилитации просто закрывается для семьи. Привычный быт рушится, и семья остается один на один с необходимостью строить время по-новому и как-то решать вопрос занятости для своего ребенка.

Между тем, как отметил Иван Титков, сегодня рабочих мест, доступных для людей с особенностями, практически нет. Ситуация ухудшилась с уходом ряда компаний с российского рынка, имеющих или специальные программы по трудоустройству, или предлагающих комфортные условия труда для людей с особенностями развития. Есть интересные и креативные предложения от некоммерческого сектора, но эти предложения точечные и зависят от активности той или иной НКО. Общей работающей модели трудоустройства пока нет, подчеркнул специалист.

Параллельно идет работа с установками родителей, их страхами, специалисты им объясняют, как развивать и поддерживать те или иные навыки в домашней среде. При этом родителей настраивают на многолетнюю работу.

«Работа с родителями – филигранная и сложная. По сути, это похоже на психотерапию. Перспектива на будущее – двигаться по плану развития детей, компоновать их навыки в компетенции, подыскивать труд, учитывающий эти компетенции. Следующий этап – мы хотим создать несколько рабочих мест у себя в организации и адресно договариваться по поводу трудоустройства конкретных молодых людей в компании. Планируем создать тьюторское сопровождение на рабочих местах для того, чтобы с одной стороны было легче адаптироваться на рабочем месте, а с другой стороны снять вопрос адаптации с работодателя», — отметил Иван Титков.

По его мнению, при таком подходе удастся снизить риски ухода или увольнений. Для части молодых людей, которые не смогут претендовать на рабочее место в силу своих особенностей, организуются постоянные мастерские, куда человек будет приходить на весь день и выполнять те операции, на которые способен. Так он будет чувствовать свою нужность, будет более счастлив и автономен от стареющих родителей.

АНО «Взрослые дети» также организовала «Мастерские дневной занятости» (при поддержке Фонда президентских грантов) для детей-подростков родителей, которые участвовали в проекте. Развитием навыков с ними занимаются те же самые два специалиста, которые работают с родителями. Как правило, для детей с особенностями важно развитие навыков общения, эмоциональной стабильности, понимание основ профессиональной коммуникации, умение выполнять инструкции. Кроме того, нужны навыки работы в группе, развитые навыки самообслуживания. Не менее важно уметь самостоятельно передвигаться в городе, владеть понятием времени, уметь изолироваться от стресса (резких звуков/света), а также иметь режим дня, точный распорядок жизни.

«Мы собираемся в следующем году продолжать этот проект с этими же детьми и родителями. То есть эта группа у нас взята в большую трехгодичную программу по подготовке особого подростка к трудоустройству», — рассказала АСИ директор АНО «Взрослые дети» Ольга Титкова.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике