Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Статьи

Консорциум женских НПО: «В некоторых делах мы видим системную халатность со стороны правоохранительных органов»

В Екатеринбурге бывший сожитель задушил женщину, которая неоднократно обращалась за помощью в полицию. Почему так происходит и можно ли это изменить, АСИ узнало у Консорциума женских НПО.

Фото: Salah Ait Mokhtar / Unsplash

История Валентины

17 апреля 2023 года женщину по имени Валентина Бушуева задушил ее бывший сожитель. Историю Валентины рассказывают в Консорциуме женских неправительственных объединений. 

Избиения начались в 2021 году. После первого случая Валентина обратилась к участковому, но ей отказали в возбуждении дела. К концу 2021 года ситуация повторилась: Валентина зафиксировала побои и в тот же день обратилась в полицию (копии обращений есть в распоряжении АСИ). Полиция снова не усмотрела признаков правонарушения.

В 2022 году Валентина попросила помощи в Центре защиты пострадавших от домашнего насилия, и адвокат Александра Кузнецова обжаловала отказы полиции в возбуждении дел и сообщила о бездействии сотрудников. После жалоб прокуратура выявила «волокиту» со стороны полиции и потребовала устранить нарушения, но дела так и не возбудили. В это время Валентина вместе с ребенком жила в кризисной квартире, однако бывший сожитель продолжал ее преследовать, вычислял адреса и вынуждал постоянно менять место жительства. 

В феврале 2023 года Валентина снова обратилась к участковому, сообщив, что бывший преследует ее и угрожает. Участковый провел с агрессором беседу и взял расписку, что тот обещает «не применять физическую силу, не конфликтовать со своей бывшей супругой Валентиной в присутствии совместного ребенка».

После этого участковый сообщил адвокату Валентины, что не может продвинуть расследование побоев дальше, потому что полиции неизвестно местонахождение ее бывшего сожителя. Эту переписку участковый впоследствии удалил, сообщают в Консорциуме. 

В середине апреля 2023 года адвокат Александра Кузнецова в последний раз общалась с Валентиной: та рассказала, что бывший вернулся с заработков и пришел к ней. Валентина снова обратилась к участковому, он пообещал довести дело до суда. 

21 апреля управление МВД по Свердловской области сообщило , что раскрыло убийство женщины «по горячим следам». 

«Эпилогом семейной драмы стала почти шекспировская развязка. Любовник в порыве гнева задушил свою сожительницу, о чем чистосердечно и покаялся сыщикам уголовного розыска, а затем и следователям СКР», – прокомментировал дело руководитель пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области Валерий Горелых.

Почему так происходит

Дела о домашнем насилии, заканчивающиеся убийством, тем более которое можно было предотвратить, – самое сложное в работе консорциума, рассказывает Софья Русова, пресс-секретарь Консорциума женских неправительственных объединений.

«К сожалению, в некоторых делах, которые есть в сопровождении нашего центра, мы видим системную халатность со стороны правоохранительных органов. Неумение полиции вовремя оценить риски, небрежное отношение сотрудников к своей службе в ситуациях, когда сигналы поступали к ним неоднократно, как в деле Бушуевой в Екатеринбурге», – говорит Софья. 

Даже по самым резонансным делам, по ее словам, бывает трудно привлечь сотрудников полиции к реальной ответственности за халатность. Например, в деле Маргариты Грачевой, которое вела адвокат Мари Давтян, сотрудники полиции теряли заявления, не реагировали на сигналы об угрозах даже после служебной проверки. В итоге часть сотрудников получили предупреждения и выговоры, только двое были уволены, и никто не был привлечен к уголовной ответственности. 

Из практики Консорциума женских НПО, даже если дело о халатности сотрудников полиции доводят до суда, они получают срок условно и даже могут быть не ограничены в возможности вернуться на службу.

По мнению Софьи, пока в МВД не появятся инструкции и понимание, как работать с делами о домашнем насилии, подобные ситуации могут повторяться. В ноябре 2020 года Консорциум и другие правозащитные организации просили главу МВД Владимира Колокольцева разработать и внедрить протоколы оценки и управления рисками для пострадавших от домашнего насилия. Эта практика используется в ряде стран, и организации подготовили свой вариант опросника, который помог бы полиции оценивать риски, правильно реагировать и принимать решения по делам о домашнем насилии. Но продолжения это предложение не получило. 

Фото: Mick Haupt / Unsplash

Русова напоминает, что в ситуации домашнего насилия или угроз насилия можно обращаться к планам действий, разработанным некоммерческими организациями. Например, на сайте Консорциума есть специальный раздел с информацией для пострадавших от домашнего насилия. Нужно оценивать свои риски и иметь «тревожную сумку» с необходимыми документами и вещами, а также контакты знакомых, кризисных центров и правозащитных организаций, у которых можно попросить помощь. Если полиция бездействует, нужно покинуть опасное помещение. 

В организации могут помочь обжаловать бездействие или халатность правоохранительных органов. 

«Но в опасной ситуации, когда насилие совершается здесь и сейчас, будет человек жить или нет, зависит от того, как отреагируют сотрудники полиции», – замечает Софья. 

Уход от ответственности рождает следующую безнаказанность, считает Софья. Поэтому понимание, что домашнее насилие это системная проблема, нужна всем: от участкового до главы МВД. 

29 апреля председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил доложить ему о ходе расследования этого дела. Заявление вышло после того, как «в средствах массовой информации был опубликован материал с критикой правоохранительных органов».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике