Новости
Новости
28.03.2024
27.03.2024
26.03.2024
18+
Статьи

Урбанизация заповедных зон Сочи: ученые говорят о непоправимом уроне экосистеме заповедных территорий

В проект Генплана внесены автобаны и железнодорожные пути через Кавказский заповедник.

Фото предоставлено АНО «Западный Кавказ»

Экспертный совет по заповедному делу, в который входят признанные эксперты — академики РАН, доктора и кандидаты наук, — призвал исключить из проекта Генерального плана Сочи строительство железных дорог Черкесск — Адлер, Кривенковская — Адлер, автомобильной дороги Красная Поляна — Гузерипль, а также ряда объектов горнолыжной и туристической инфраструктуры курорта «Долина Васта».

Дело в том, что строительство запланировано на территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника, причем в его центральной, наиболее ценной части, а также на территории заповедной зоны Сочинского национального парка.

Фото предоставлено АНО «Западный Кавказ»

По мнению ученых, эти природоохранные зоны имеют огромное значение для поддержания экологического баланса и сохранения биологического и ландшафтного разнообразия региона.

Строительство дорог в этих местах неизбежно приведет к фрагментации мест обитания краснокнижных животных (в том числе переднеазиатского леопарда, программа восстановления которого на Кавказе поддержана президентом России), а затем и гибели их популяций.

Более того, эксперты отмечают, что строительство попросту небезопасно для жителей города. Существенное расширение горного курорта «Роза Хутор» в верхнюю часть долины Мзымты с сопутствующими вырубками леса под трассы, постройками дороги и земляными работами неизбежно вызовет резкое увеличение поверхностного стока в периоды снеготаяния и дождевых паводков, а это, в свою очередь, увеличит селевую, эрозионную и паводковую активность рек и, соответственно, риск чрезвычайных ситуаций.

Фото предоставлено АНО «Западный Кавказ»

«Проекты вызваны желанием частных лиц увеличить прибыль своего бизнеса. При этом строительство и содержание в условиях высокогорья дорог, влекущее за собой колоссальные затраты, планируется осуществить за государственные (бюджетные) деньги», — отмечает президент АНО «Западный Кавказ», член Экологического совета при главе Сочи Юлия Набережная.

Ученые напоминают, что совсем недавно при реализации олимпийского проекта и сопутствующего развития горнолыжных курортов уже произошло снижение лесистости бассейна Мзымты, притом что сохранение естественного лесного покрова в верховьях Мзымты предполагалось обязательным условием компенсации негативных воздействий человека на территорию. В Экспертном совете по заповедному делу убеждены, что причины большинства негативных экологических эффектов, которыми так богата территория Большого Сочи в последние годы, заключаются в несоразмерности нагрузок имеющимся ресурсам пригодного пространства и устойчивости ландшафтов.

Фото предоставлено АНО «Западный Кавказ»

«Планы по строительству автомобильных и железных дорог на территории Кавказского заповедника и Сочинского национального парка вынашиваются не один десяток лет. У Сочи есть транспортные проблемы, но порождаются они взрывным ростом населения и наличием огромного количества индивидуального автотранспорта. Ресурсы территории не безграничны, и проведенный разработчиками Генплана города (НИИ ПГ) градостроительный анализ территории показал это четко.

Город уже имеет переуплотненную застройку, дефицит социальной инфраструктуры и огромный дефицит зеленых насаждений общего пользования — два квадратных метра на человека при нормативе 21 квадратный метр», — рассказывает Юлия Набережная.

Также эксперт отмечает, что новые автодороги не решат проблему, а лишь нанесут непоправимый ущерб природе, которая, по сути, и привлекает сюда огромное количество людей со всей России.

Фото предоставлено АНО «Западный Кавказ»

«Запланированные дороги по Сочинскому национальному парку отсекают треть территории, которая неизбежно будет подвергнута урбанизации и дальнейшей застройке. Будут перерезаны водосборные бассейны рек, что совместно с освоением верховьев долины реки Мзымты приведет к дефициту и проблемам с питьевой водой», — объясняет Юлия Набережная.

«Проект строительства железных и автодорог по территории Кавказского заповедника, особенно по его центральной части, а также расширение инфраструктуры горнолыжных курортов, рассчитанное на отдых повышенной комфортности, нанесут значительный ущерб уникальным экосистемам».

Ученые подчеркивают, что на сегодняшний день намеченное строительство противоречит действующему законодательству РФ. Однако опыт последнего десятилетия позволяет им с большой долей уверенности предполагать, что, скорее всего, лоббисты и бенефициары этих проектов инициируют изменения в действующем законодательстве, за счет чего строительство станет возможным.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике