Новости
Новости
29.03.2024
28.03.2024
27.03.2024
18+
Статьи

Есть ли гендерное неравенство в теме ВИЧ

Какие барьеры выделяют специалисты в доступе к полноценной медицинской помощи и услугам по ВИЧ и при чем тут стигматизация и социальные роли.

Фото: Travis Grossen / Unsplash

В конце 2022 года у ЮНЭЙДС, Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу, вышел доклад под заголовком «Опасность неравенства». В нем одним из ключевых драйверов эпидемии СПИД называют гендерное неравенство. Как тема гендерного неравенства среди людей с ВИЧ отражается в России, АСИ узнало у Ассоциации «Е.В.А». 

Медицинская помощь

В марте Ассоциация «Е.В.А» провела VIII Межрегиональный форум для специалистов, помогающих людям с ВИЧ. На одной из сессий Анастасия Покровская, врач-инфекционист, научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии Роспотребнадзора, рассказала, как гендерные аспекты проявляются в медицинской помощи людям с ВИЧ. 

По мировой статистике, женщины более уязвимы к ВИЧ, чем мужчины: риск получить ВИЧ у молодой женщины в разы выше, чем у молодого мужчины, рассказывает Анастасия Покровская.

По мировым данным на 2021 год, мужчин и женщин с ВИЧ почти поровну, женщин чуть больше. Вместе с тем, по словам Покровской, в мировой статистике именно женщины с ВИЧ больше привержены лечению. Это сказывается и на статистике смертности: у женщин она сокращается больше, чем у мужчин (с 2010 года по 2021 год 57% против 47%). 

В данных на 1 368 849 человек с ВИЧ из 83 субъектов России – 851 267 мужчин и 517 582 женщины.

Среди всех россиян, когда-либо живших с ВИЧ, больше мужчин, их почти две трети от всех случаев, рассказывает Покровская, опираясь на данные исследования причин летальных исходов у людей с ВИЧ в РФ в 2019-2021 гг., проведенное ЦНИИ эпидемиологии по заказу Роспотребнадзора.

Однако если опираться на данные о живущих людях с ВИЧ, гендерное распределение немного выравнивается: 53% мужчин и 47% женщин. Это, по словам Покровской, может объясняться и тем, что смертность среди мужчин выше, и тем, что женщин с ВИЧ из-за их уязвимости становится больше. 

В исследовании также рассчитывали количество людей, принимающих АРТ, регулярно посещающих центры СПИД и «потерянных» из диспансерного наблюдения. По этим данным, в России довольно много людей с ВИЧ, которые не наблюдаются в центрах СПИД, и мужчин среди них больше. Как и в мировой статистике, в России именно женщины с ВИЧ больше наблюдаются у специалистов и принимают терапию (46% женщин против 34% мужчин). 

Все это, по словам Покровской, говорит о том, что показатели качества медицинской помощи мужчинам с ВИЧ хуже, чем женщинам. Почему так происходит, еще предстоит разобраться. 

Социальные роли

Помимо разницы в доступе и приверженности к лечению, в теме ВИЧ есть и другие гендерные особенности. Они обусловлены стереотипными представлениями о мужчинах и женщинах и их социальных ролях, рассказывает АСИ Мария Годлевская, специалист по мониторингу Ассоциации «Е.В.А».

Так, женщинам с ВИЧ мешают насилие, финансовая уязвимость и бремя материнства или опеки над близкими. Мужчинам же – стереотипная маскулинность, как будто не предполагающая уязвимых мест. 

Например, рассказывает Мария, женщины с ВИЧ часто не могут поехать в центр СПИД протестироваться или получить терапию, пока не позаботятся и не пристроят куда-то своих детей. Иногда это бывает невозможно. 

«Фокус внимания женщин, у которых есть близкие на попечении или дети, все время как будто смещен с себя на других. В общих представлениях женщине не особо принято заботиться о себе, если мы, конечно, говорим не про бьюти-индустрию, а если она собой заботливо занимается, она, вроде как, эгоистка», – говорит Годлевская. 

Влияет и насилие: партнер может просто давить на женщину и не давать возможности позаботиться о себе и своем здоровье. Усиливает это экономическая зависимость, особенно заостряя, если у женщины опять-таки есть дети или пожилые родственники на попечении, потому что в таких условиях ей будет трудно самостоятельно зарабатывать.  

Мужчин на пути к тестированию на ВИЧ и лечению тормозит страх потерять маскулинность, говорит Годлевская. В общих представлениях мужчина не может быть уязвимым, а ВИЧ часто воспринимается как уязвимость.

Хотя, подчеркивает Годлевская, на самом деле ВИЧ – это про контроль, потому что когда у человека хроническое заболевание, он должен контролировать его препаратами. Но многие мужчины этого не осознают.  

Стигматизация

Женщины чаще принимают мужчину с ВИЧ, чем наоборот, рассказывает Годлевская. 

«Интересный момент стигматизации: мужчины как будто бы чаще убегают в испуге, когда узнают, что у женщины ВИЧ. Складывается ощущение, что роль матери и репродуктивно активной женщины на ВИЧ кончается, хотя это не так, и мы видим миллион тому примеров», – объясняет Мария. 

Женщины чаще готовы оставаться рядом с мужчиной с ВИЧ и поддерживать его. А женщины с ВИЧ чаще сталкиваются с шантажом: им говорят, что у них заберут детей из-за ВИЧ, что они «такие» никому не нужны. Женщины с ВИЧ могут платить огромные деньги другим людям, чтобы они не рассказывали никому о ее статусе. По словам Годлевской, такое может происходить и с мужчинами с ВИЧ, но эта тема сейчас как будто бы не существует или находится в серой зоне. 

Фото: Icee Dc / Unsplash

По ее мнению, всё снова упирается в стереотипы: даже если мужчина с ВИЧ сталкивается с шантажом или сексуализированным насилием, ему очень сложно рассказать об этом и обратиться за помощью, потому что в общественном сознании мужчина не может быть слабым. Отсутствие этих данных тоже может быть барьером в доступе к полноценной медицинской помощи и услугам по ВИЧ.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике