Новости
Новости
18.04.2024
17.04.2024
16.04.2024
18+
Интервью

Как благотворительная программа «Я могу» помогает выбрать карьеру

Почему просто обучать социально уязвимые категории населения новой специальности — не самый эффективный вариант, рассказывает Мария Акулич, исполнительный директор платформы социальных изменений todogood и руководитель онлайн-программы «Я могу».

Фото предоставлено todogood

До 27 марта открыт набор в благотворительную онлайн-программу «Я могу». Обучение начнется 5 апреля, участие бесплатное. Мы спросили руководителя программы Марию Акулич о потенциальных участниках и планах.

В чем смысл программы и кто в ней может участвовать? 

«Я могу» — это благотворительная программа, направленная на поддержку карьерных изменений для трех социально уязвимых категорий населения:

  1. Женщины в трудной жизненной ситуации: мама в декрете, мама ребенка с инвалидностью, многодетная мама или женщина — единственный кормилец в семье.
  2. Люди с инвалидностью: слабовидящие, слабослышащие, с двигательными ограничениями, хроническими заболеваниями.
  3. Люди в возрасте 55 лет и старше. 

Наша программа не только про поиск новой работы, но и про адаптацию к изменяющейся реальности и эмоциональную поддержку равного сообщества. Карьерные изменения бывают разные: новая работа, смена профессии, повышение в должности, прибавка к зарплате, применение новых знаний и навыков на текущей работе. Поэтому главные модули программы «Я могу» — «Ориентация» и «Трансформация», направленные на то, чтобы каждый человек поверил в себя, услышал свои истинные потребности, понял, куда на самом деле хочет двигаться. Тем самым мы даем человеку удочку, а не рыбу.

В начале обучения участник получает инструменты, которые помогают ему проработать барьеры и страхи, переосмыслить свой прошлый опыт, понять, куда он действительно может двигаться, из чего может выбирать. Только после этого большинство участников могут определиться и осознанно выстроить карьерный вектор.

Плюс эти знания остаются с ними навсегда. Участники программы еще не раз смогут менять свою жизнь так, как того требуют обстоятельства, легче относиться к изменениям и быстрее к ним приспосабливаться. 

У нас были случаи, когда человек приходил за кардинальной сменой профессии, но в процессе грамотно оценивал себя как специалиста, правильно «упаковывал» свой опыт и в итоге оставался на прежней работе. Он мог качественно по-другому презентовать себя руководителю и получал другую должность и зарплату. 

Или мама в декрете вдруг осознавала, что ее представления о себе были не совсем верными и объективными, а на самом деле ее навыки позволяют претендовать на более интересные проекты и задачи.

Я считаю, что это полезный опыт для любого человека — взглянуть на свои сильные и слабые стороны под другим углом, услышать обратную связь, поделиться опытом и узнать, как еще бывает. Это мотивирует и вдохновляет.

Почему программа выстроена именно таким образом? Почему вы просто не обучаете людей новой специальности, как другие проекты, связанные с поддержкой карьерных изменений? 

Перед запуском программы мы проводили комплексное исследование среди всех трех категорий и изучали лучшие образовательные программы. И поняли, что если программа нацелена только на получение новой специальности, то это не дает того социального импакта и тех результатов, которые в нее закладываются. 

Мы понимаем, что у всех наших аудиторий есть особые потребности. Жизненные обстоятельства порой диктуют свои условия. Мало просто обучить человека и выпустить его «в свободное плавание». Для уязвимых категорий очень важна бережная поддержка и сопровождение на всех этапах.

Поэтому программа состоит из четырех последовательных модулей, каждый из которых направлен на преодоление внутренних барьеров, умение оценивать себя как специалиста, использовать онлайн-среду для учебы и грамотное применение новых профессиональных навыков. И мы даем все необходимые инструменты, чтобы наши участники могли опираться на них в процессе изменений и адаптации, которые даются очень нелегко.  

В карьерном модуле участники учатся самостоятельно выходить на рынок труда: грамотно составлять резюме, писать сопроводительные письма, прорабатывать все вопросы потенциальных собеседований. Это важные навыки, благодаря которым снижается уровень тревоги при поиске работы.

Мы предлагаем нашим выпускникам формат карьерного сопровождения в течение трех месяцев. Это  регулярные онлайн-встречи и обсуждение вопросов в течение трудоустройства, когда участники делятся своими успехами или неудачами, а карьерный консультант помогает разобраться при возникновении сложностей. Я очень рада видеть, что все техники и навыки «работают» у наших выпускников и вся наша команда невероятно радуется за успех каждого, кто достиг карьерных изменений, нашел себя в новой профессии или просто стал счастливее. Ведь это и наша победа тоже.

Какие специалисты помогают в программе?

Мы отвечаем на запросы нашей аудитории. Например, было много запросов на коучинг, и мы работали с Международной академией бизнес-коучинга 2win. Многие участники отметили, что коуч-сессии дали сильный мотивирующий импульс.  

Решать проблемы юридического характера, которые возникают у наших участников, нам помогают коллеги из Legal Charity.

Есть потребность и в помощи психологов. Мы сотрудничаем с одним из ведущих университетов гештальт-терапии и формируем пул волонтеров-психологов. Они помогают преодолевать кризисные моменты, ведь на программу приходят разные люди, в разном эмоциональном состоянии, каждый со своей историей. 

Фото: CoWomen / Unsplash

Сколько уже длится программа и какие есть результаты? 

Программа началась в 2021 году. Пилотный запуск был рассчитан на аудиторию женщин в трудной жизненной ситуации. Мы увидели качественные карьерные и личностные изменения, поняли, что программа работает, и запустили полноценный поток — 2021 участница. Из них 989 обучались специальностям «цифровой маркетинг и SMM», «копирайтинг», «специалист по работе с данными (DS)» и «тестировщик цифровых программ».

Мы точно знаем, что программа работает, потому что на момент октября 2022 года 289 участниц нашли новую работу или открыли свое дело, переехали в другой город из-за работы, получили должность выше или прибавку к зарплате. И это действительно отличные результаты! Ведь процесс изменений еще длится, такие жизненные «повороты» не у всех случаются быстро. Но мы отслеживаем успехи каждого участника.

Самое ценное для нас — это внутренние трансформации и инсайты, которыми делятся с нами участники. Например, о том, что «не все можно изменить и перебороть, и приходится это принять, но всегда можно найти сферу твоей ответственности и личного влияния». Или о том, что «можно самому для себя быть ценным ресурсом». В этом смысл программы — действительно понять, что «я могу».

Параллельно с пилотированием программы для женщин мы увидели запрос еще от двух групп. Мы также провели комплексное исследование, благодаря которому смогли адаптировать программу под потребности людей старшего возраста и людей с инвалидностью. Осенью 2022 года нам удалось начать обучение для этих двух аудиторий: сейчас обучаются 500 человек на потоке для старших и 400 — на потоке для людей с инвалидностью. И здесь тоже видны первые позитивные результаты. Прямо сейчас у нас проходит набор участников на следующий поток, обучение начнется 5 апреля. 

Какие люди приходят на программу и как функционирует сообщество?

Платформа социальных изменений todogood шесть лет формирует культуру pro bono в России, занимается организационным и стратегическим консалтингом и собирает лучшие практики социального проектирования. В основе нашего подхода всегда лежал обмен знаниями и опытом. За это время мы встречали разные социальные проекты по всей России невероятного уровня профессионализма и душевности.

Нам было очень важно реализовать проект, который, с одной стороны, давал опору и поддержку тем, кто в этом действительно нуждается, а с другой — взращивал ответственность за принятие решений в своей собственной жизни. 

При запуске программы мы во многом ориентировались на опыт взаимодействия с партнерскими некоммерческими организациями. Мы сотрудничаем с НКО по всей России. В результате образуются офлайн-сообщества по городам: участники встречаются, общаются, дружат и обсуждают рабочие проекты. Благополучатели НКО объединяются в группы во время программы, что тоже помогает им и дает опору. 

Мы считаем, что сообщество единомышленников — это важная составляющая проекта: участники находят поддержку, новые знакомства и получают нетворкинг внутри программы. Наши выпускники объединяются в чаты по профессиональным или личным интересам, инициируют мастер-классы, вебинары, бесплатно делятся знаниями, энергией и временем. У нас есть сообщества по фитнесу, IT, предпринимательству, английскому языку, личностному развитию и психологии — все они созданы по личной безвозмездной инициативе участников.

Мы очень гордимся нашими выпускниками, потому что они становятся менторами, наставниками и кураторами на волонтерских началах для следующих потоков участников. То есть они сами проходят программу и затем хотят безвозмездно поддержать тех, кто еще не защищен, испытывает тревоги и сомнения. В этом очень много человеческого тепла. Для нас это особенно важный показатель ценности программы для наших участников. Ведь если ты хочешь остаться в проекте, вкладывать в него свою энергию и время на добровольных началах, это говорит о важности сообщества, в котором участники получают что-то большее, чем просто новые знания и знакомства. 

Фото: LinkedIn Sales Solutions / Unsplash

Какие планы у программы «Я могу» на ближайшее будущее? 

Программа продлится до июля 2024 года, за это время обучение пройдут еще три потока участников — это около 15 тысяч человек. Мы видим востребованность нашей программы, поэтому ищем возможности продлить ее на более длительный период и хотим найти долгосрочных партнеров и масштабировать программу на другие целевые аудитории.

В наших планах — расширить направления переподготовки. Сейчас участники могут выбрать одну из пяти новых специальностей, но мы хотим, чтобы их стало больше и чтобы это были современные цифровые профессии с более быстрым входом на рынок труда.

Также планируем расширить направление психологической поддержки участников и юридическую службу, потому что у уязвимых групп населения часто есть запрос на помощь в решении юридических проблем. 

Кроме того, у нас есть идея развивать партнерские программы стажировки для участников. Сейчас мы предлагаем некоммерческим организациям взять к себе на бесплатную стажировку наших выпускников по направлениям «SMM и цифровой маркетинг» и «копирайтинг». Надеемся, что к этой программе присоединятся больше фондов, НКО и социальных предпринимателей, готовых трудоустраивать выпускников. 

Мы хотели бы расширить сеть карьерных консультантов, которые могли бы в более долгосрочном формате оказывать карьерное сопровождение выпускникам образовательных программ. 

Приглашаю к сотрудничеству все заинтересованные фонды и организации. Можем вместе искать форматы, в которых мы стали бы максимально эффективными для тех, кому это действительно нужно. И, конечно же, предлагайте своим благополучателям участвовать в нашей программе, у нас бережная и очень теплая атмосфера.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике