Новости
Новости
28.03.2024
27.03.2024
26.03.2024
18+
Интервью

Мария Морозова: «Ближайшее окружение человека и развитие сообщества вокруг него становится нашим основным фокусом»

Генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко — о новой стратегии фонда, точках опоры и поисках баланса.

Мария Морозова. Фото из личного архива

Сейчас часто можно услышать, что «мы живем в новое время». Как вам кажется, что это значит для НКО-сектора? И готов ли сектор к этому «новому времени»?

Говорят, что время – самый честный человек, оно одно для всех, никогда не останавливается, и изменения происходят постоянно. Поэтому я бы говорила не о каком-то «новом» времени, а, скорее, о новых вызовах, которые есть сейчас, в кризисный для общества период.

Если говорить про некоммерческий сектор, с одной стороны, у него стало меньше ресурсов, а с другой – в обществе становится гораздо больше проблем.

Некоммерческие организации, как правило, привыкли или получать крупные пожертвования от доноров, или рассчитывать на массовый фандрайзинг. Но я убеждена, что есть еще много невыявленных ресурсов, причем не только финансовых.

Для НКО сегодня имеет смысл посмотреть вокруг и найти возможности, которые еще не использованы. Например, ресурсы местных сообществ еще до конца не осознаны сектором. А это важнейший фактор не только для обеспечения устойчивости изменений, но и для появления культуры солидарности на местном уровне.

Если же говорить о втором вызове – о том, что проблем становится больше, тут мне кажется, НКО нужно повышать эффективность своей работы. Постепенно от парадигмы «делаем, что можем», переходить к принципу «делать то, что нужно нашим целевым группам», чтобы их жизнь реально менялась к лучшему.

Какие бы вы выделили основные критерии устойчивости НКО сегодня?

Первый критерий – доверие аудитории, с которой идет постоянная работа. Второй — устойчивые партнерства, причем не только друг с другом, но и с гражданским обществом, местной властью, бизнесом. Третий – экспертиза: чем ее больше, тем профессиональнее работа. Важно, что знания, в отличие от денег, никуда не деваются. Более того, их можно накапливать, и передавать сотрудникам и партнерам, делиться опытом, повышать эффективность.

И еще один критерий — наличие постоянных и разнообразных источников ресурсов, которые помогают не только обеспечивать текущую деятельность, но и развиваться, решать новые проблемы.

На конференции АСИ по социальной журналистике «Медиа/НКО}профи», которая прошла в конце прошлого года, в центре внимания был «человек, действующий на благо других». В новой стратегии Фонда Тимченко, которая была представлена осенью прошлого года, в центре внимания тоже человек. Видите ли вы сейчас некий тренд на «человекоцентричность»? Или, возможно, наоборот, его нет, а НКО хотят обратить на это внимание?

Будучи представителем некоммерческого сектора, я с трудом себе представляю организацию, у которой человек был бы не в центре внимания. И мы видим, что даже государственная социальная сфера все больше разворачивается к человеку и осознает его целостность, видя в нем партнера, а не просто объект получения услуг.

Важно при этом видеть не только проблемы, но и возможности человека.

Не считаю, что это какой-то тренд, потому что человек всегда должен быть в центре любой социальной услуги. Все, что мы делаем, мы делаем для других людей и вместе с людьми. Индивидуальный подход и оценка результата строится вокруг конкретного человека, с учетом его потребностей, интересов, проблем, окружения…

Продолжая разговор о новой стратегии фонда. Мне показалось, что это не какие-то кардинальные изменения, а, скорее, логически упакованный десятилетний опыт и определенный ответ на вызовы времени. Поправьте меня, если это не так. Что сохранилось и что кардинально новое было привнесено?

Ваши ощущения правильные. Наш фонд с самого начала развивался последовательно, нас не бросало от темы к теме, от цели к цели, мы сразу определили для себя путь стратегического развития. И наша новая стратегия эволюционна, опирается на накопленный опыт работы с разными целевыми группами, и при этом она актуальна, потому что учитывает особенности нашего времени.

Новая стратегия направлена на поддержку и развитие конкретных целевых групп, но при этом мы рассматриваем их как неотъемлемую часть местного сообщества. Таким образом, ближайшее окружение человека и развитие сообщества вокруг него становится нашим основным фокусом. И, если раньше мы работали с решением проблем целевых групп, то сейчас наша стратегия направлена на повышение качества их жизни.

Фото из личного архива

Это непростая задача, потому что необходимо учитывать все факторы, которые влияют на благополучие человека, и их взаимосвязь. При этом мы понимаем, что каждая человеческая судьба уникальна, и у нас не может быть общей формулы для всех. Так что здесь комплексная поддержка сочетается с индивидуальным подходом.

Знаю, что фонд довольно серьезно относится к оценке своей работы, поменялось ли что-то и в этом направлении?

Мы понимаем, что должны заложить целостный подход к оценке благополучия, потому что реальные изменения предполагают, что мы не одну проблему решили, а нашли ресурсы, которые помогли в целом улучшить качество жизни человека. И тут мы уже можем говорить о целевой модели благополучия, которую мы будем использовать для планирования оценки результата, для формирования базы знаний. В этом смысле мы опять «пошли в первый класс», потому что на этом уровне мы еще не работали. Это непросто, но оценивать себя нужно, иначе можно поддаться иллюзии, что если все только хвалят, то все хорошо.

Скорее всего, вы готовили стратегию еще до февраля 2022 года, как-то повлияли новые обстоятельства, пришлось ли вносить коррективы?

Ситуация, которая сейчас складывается в нашей стране: повышение солидарности, активизация всех ресурсов, эмпатия и ответственность друг за друга, — влияет не только на некоммерческий сектор, но и на общество в целом, на людей, которые живут рядом, особенно на небольшой территории.

В нашу систему стратегического планирования заложен постоянный мониторинг контекста и рисков — как мы их будем учитывать, минимизировать. И эта работа уже проведена. В проектном портфеле 2023 года отражено понимание, что появляются новые типы проблем, которые требуют решений или наличия определенных компетенций у специалистов. Это тема беженцев, семей мобилизованных, людей, которые возвращаются с СВО, например, с инвалидностью или с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), и нуждаются в реинтеграции в мирную жизнь — эти проблемы крайне серьезные и требуют комплексных решений.

Стратегия внедряется в работу фонда уже по меньше мере полгода, как идет этот процесс? С какими сложностями вы столкнулись?

Наша стратегия – документ, полностью созданный самой командой. Мы обобщили имеющийся опыт, определили основные дефициты, наметили общие принципы и модели работы. И все равно пока это была верхушка айсберга. Потребовалось гораздо больше времени, чем я думала, на создание инструментария и разработку конкретного проектного портфеля. Первые результаты его реализации, безусловно, будут проанализированы и учтены.

Мы же понимаем, что стратегия – это не жестко заданная на десять лет конструкция, но живой полезный инструмент, который будет корректироваться и развиваться по мере получения нами нового опыта.

На одном из недавних мероприятий вы сказали, что некоммерческому сектору нужно, несмотря на всю долгую и успешную работу, «не отрываться» от земли и людей и не решать за них, что им нужно. Объясните, пожалуйста, эту мысль.

Важный принцип – «ничего для нас без нас». Невозможно ничего сделать для человека, группы людей, сообщества, претендуя на то, что ты лучше знаешь, что им нужно. Это просто глупо.

Например, есть один проект в Волгоградской области. В поселке, недалеко от города, живут пожилые люди, которые выращивают овощи, фрукты, ягоды, орехи, делают мед. У них скапливаются излишки урожая, но в силу возраста они не могут сами пойти на рынок и продать их. И вот это недостающее звено в цепочке закрывает команда добровольцев. Они собирают информацию об излишках и берут на себя их реализацию. Полученная выручка становится для старших дополнительным заработком, и при этом в сообществе формируется экологичное отношение к продуктам.

Я не могу себе представить, чтобы, не живя этой жизнью, среди этих людей, можно было бы что-то подобное придумать «извне».

Принцип «не отрываться от земли» отражен во всех основных моделях, на основе которых мы работаем. На первом этапе реализации стратегии для нас особенно важна работа по поддержке практической деятельности сообществ и их лидеров на малых территориях.

Только с помощью партнеров и с максимальным погружением, мы сможем понимать, что необходимо скорректировать. Естественно, в таком максимальном приближении к нашим целевым группам будет ограниченное количество сообществ, но зато они будут устойчивыми и готовыми к дальнейшему самостоятельному развитию.

А мы, как эксперт, будем уже в масштабе всей страны транслировать то, что получаем «с полей», делиться кейсами с лицами, принимающими решения, с экспертным сообществом, с медиа.

Насколько люди вообще готовы объединяться и что-то делать? Или стоит искать какие-то другие точки опоры?

Ничего не происходит по волшебству. Если сообщество не объединено, оно не осознаёт своих интересов «вдолгую», то, конечно, этому нужно помочь сформироваться. Но не сверху, а создавая инструменты и выделяя ресурсы, работая через местных активистов, вовлекая жителей. Нужно «повязать» их совместной деятельностью. Потому что если они останутся в позиции критика или зрителя, то ничего не получится.

Фото из личного архива

«Я высказал идею, я её реализую вместе с другими, я вижу результат, я им горжусь, я по-другому начинаю относиться к людям рядом, к своей территории, потому что во всем этом есть частичка моего труда, моей души». Людей объединяют любовь, беда и мечта — только тогда можно преодолеть выученную беспомощность и прийти к осознанию, что «вместе мы можем всё».

В прошлом году Фонд Тимченко также представил киноальманах «Люди дела». Это пять историй обычных людей из глубинки, которые меняют мир вокруг. Расскажите, пожалуйста, почему выбран именно формат киноальманаха?

Когда фонду исполнилось 10 лет, мы задумались, как представить итоги этого цикла. И, помимо управленческих задач, возникла идея сделать видео о работе фонда. И мы пришли к выводу, что нужно не себя показывать, а людей, для которых мы работаем, которые меняют мир вокруг.

Мы начали встречаться с разными командами, но наши «картины мира» не вполне совпадали. А когда встретились с ребятами из кинокомпании «Игра», все и случилось. Это было совпадение по каким-то глубинным ценностным установкам и подходам – в профессионализме, чувстве меры, чувстве стиля. В результате идея ролика превратилась в киноальманах, который мы показали на презентации стратегии, чтобы ее проиллюстрировать. На сегодняшний день альманах посмотрели более 20 млн человек, и есть надежда, что они стали лучше понимать, кто мы такие, что делаем и к чему идем.

На последней конференции АСИ «Медиа/НКО}профи» была довольно активная дискуссия о том, как НКО сегодня взаимодействовать со СМИ. Этот вопрос уже много лет остаётся актуальным, тем более, когда внешние факторы постоянно меняются. Уверена, что коллеги и вам задают этот вопрос. Что вы им можете посоветовать сейчас?

Мне кажется, одна из самых важных рекомендаций — интересно и понятно рассказывать о том, что делает организация. Интересно и понятно!

У нас, как у частного семейного фонда, есть главное отличие от фандрайзинговых организаций — нам не нужно себя «продавать». Но у нас есть другая задача — улучшать условия для целевых групп на системном уровне и продвигать публично темы, которыми мы занимаемся. Это предполагает работу с людьми, которые принимают решения, с экспертным сообществом, с общественным мнением через разные каналы. И это работает.

Например, на наших глазах, во многом благодаря публичной активности НКО, стала актуальной «тема культуры старости и старения» в нашей стране, появились понятия «активное долголетие», «долговременный уход», запущены нацпроекты, фонды, растет рынок услуг для пожилых людей. То есть произошел колоссальный рывок в общественном сознании, и он повлёк за собой улучшение системных условий для старшего поколения.

Мы всегда стараемся привлечь внимание людей к проблемам — в том числе через свой уникальный контент. Например, представляя результаты исследований, показывая видео, выступая на экспертных площадках, реализуя спецпроекты с медийными партнёрами.

Мы, например, считаем хорошим инструментом старые добрые пресс-туры. Потому что это даёт полное погружение журналистов в реальную жизнь, способствует более глубокому пониманию проблем – так как они были пропущены через себя. Естественно, все это улучшает качество их материалов, помогает найти более точные слова, донести смыслы. Например, мы недавно возили представителей СМИ в деревни Архангельской области, где идут проекты победителей конкурса «Солидарные сообщества», и получили настоящих «амбассадоров» Фонда Тимченко в лице ведущих журналистов страны.

Как вам кажется, какие навыки, направления особенно востребованы сегодня и будут востребованы в ближайшее время в сфере НКО?

Во-первых, будет востребовано более глубокое понимание потребностей своих целевых групп и способность их качественно решить — это связано с ограниченностью ресурсов и остротой проблем. И здесь особенно актуален тот самый принцип «ничего для нас без нас», важно слушать и слышать своих благополучателей.

Во-вторых, важно будет соблюдать баланс между следованием своим долгосрочным стратегическим целям и быстрым реагированием на «нерв времени» и его вызовы.

В-третьих, нужен широкий кругозор в своей сфере, даже небольшим местным НКО. Важно развиваться, изучать лучший опыт, видеть новые возможности и находить нестандартные решения.

В-четвертых, готовность работать в партнерстве. Для НКО это часто бывает сложно, потому что есть некоторая замкнутость на себе, своем видении, когда сложно идти на компромиссы. В данном случае получается, что пассионарность, свойственная представителям НКО, может мешать выстраиванию ими равноправных партнёрств.

Также, мне кажется, в НКО будут нужны специалисты, способные повысить эффективность управления, в том числе, наладить всё, что связано с цифровизацией, автоматизацией, оптимизацией бизнес-процессов.

Материал подготовлен по итогам конференции «Медиа/НКО}профи». Конференцию организовали Агентство социальной информации и центр «Благосфера» в партнерстве с Лабораторией мультимедийной коммуникации Silamedia при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина (проект «НКО-профи»), Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Посмотреть текстовую трансляцию конференции можно тут. Событие проходит с 2017 года, в предыдущие годы — под названием «ЗаЧем будущее социальной журналистики?».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике