Евгений Фонталин, управляющий партнер Группы компаний Philin Philgood, — о процессе цифровизации НКО, его динамике и барьерах на этом пути.

Евгений Фонталин. Фото из архива пресс-службы Philin Philgood

Еще пять лет назад благотворительность и диджитал были достаточно далеки друг от друга. Сайты и соцсети у НКО тогда уже появились, но более сложные цифровые продукты оставались в вотчине бизнеса.

Активная диджитализация третьего сектора началась во время пандемии коронавируса.

Фонды оказались перед выбором: свернуть большой блок работ и ограничить количество помощи или приложить усилия для переноса некоторых активностей в онлайн. 

Тем не менее, по данным исследования «Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты», которое в 2022 году провели Центр оценки общественных инициатив Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ при поддержке программы «Центр развития филантропии» Благотворительного фонда Владимира Потанина и Благотворительного фонда поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор», количество цифровизованных благотворительных фондов до сих пор не превышает 20% от общего числа российских НКО.

20%
благотворительных фондов в РФ цифровизовано

Это связано с многочисленными барьерами, которые мешают фондам создавать технологически сложные проекты. 

Евгений Фонталин, управляющий партнер Группы компаний Philin Philgood, которая в том числе разрабатывает для НКО различные диджитал-продукты, размышляет, что это за барьеры и откуда они берутся.

Обесценивание важности digital-решений

Иногда, из-за обилия задач в благотворительном секторе, НКО не может распознать потребность в диджитализации и продолжает действовать по-старинке.

Однако дефицит качественных цифровых продуктов — на фоне повсеместного развития диджитал-инструментов — может приводить к ухудшению фандрайзинговых и репутационных показателей фондов.

Например, некачественно сделанный сайт отпугивает потенциальных жертвователей и подрывает уровень доверия к профессионализму конкретного НКО. А нехватка специального ресурса для благополучателей фонда удлиняет их путь к помощи.

Для сравнения: в 2021 году все фандрайзинговые онлайн-платформы продемонстрировали устойчивый рост пожертвований, а некоторые их них увеличили фандрайзинговые показатели в несколько раз. Как это сказалось на объемах помощи, объяснять не приходится.

Техническая сложность диджитал-решений

Придумать, разработать и запустить цифровой продукт — это всегда «задача со звездочкой». А для НКО, чей фокус направлен далеко не на диджитал, реализация таких проектов без привлечения специалистов со стороны — почти невозможна.

Тут важно брать на аутсорс сильные технологические команды, но быть готовым к полному включению в каждый этап работы, чтобы ожидания от продукта совпали с реальными результатами. 

Отдельно стоит уделить внимание тестированию гипотез. Если цифровой продукт не оправдывает ожидания, это не обязательно связано с тем, что он не работает или не востребован.

Возможно, проблема в том, что для продвижения не были выделены достаточные PR-мощности, способные его продвинуть. И это только один пример. Тестировать гипотезы необходимо поэтапно и всесторонне. Только в этом случае можно отыскать неполадки и вовремя их устранить. 

Фото: Sigmund / Unsplash

Нехватка рук

Работа над цифровым продуктом требует от НКО вовлечения не только финансовых, но и человеческих ресурсов. 

Чтобы диджитал-продукт действительно получился, фонд должен контролировать его на всех этапах реализации, даже если уровень доверия к команде диджитал-специалистов — высок.

Здесь важно принимать участие и в тактических, и в идеологических решениях по проекту.  

Неготовность погружаться в детали и уделять проекту достаточное количество времени может снизить ожидаемый от него социальный эффект. 

В худшем случае он может просто потерять актуальность.

Мы знаем много примеров, когда официальные сайты фондов делаются годами. В итоге к моменту завершения всех работ некоторые разделы морально устаревают.

Фокус на помощь здесь и сейчас

Когда благотворительные фонды расписывают свой бюджет и решают, на что будут потрачены средства благотворителей, диджитал-проекты часто остаются за кадром. Это объясняется тем, что в приоритете НКО — помощь здесь и сейчас, а цифровые продукты воспринимаются как опциональное дополнение, работа над которым требует много времени, финансовых вложений и сил. 

Следствием такого подхода становится отказ от современных решений и ограничение возможностей НКО к развитию. В конечном итоге это усложняет работу сотрудников, отпугивает потенциальную аудиторию и лишает благополучателей удобных инструментов коммуникации.  

Фото из архива пресс-службы Philin Philgood

Дефицит профильной экспертизы на рынке

Для большинства агентств, занимающихся разработкой digital-продуктов, НКО — всего лишь очередной заказчик. Причем не самый компетентный и денежный.

К тому же многие агентства не разграничивают благотворительность и коммерцию, хотя к клиентам из третьего сектора требуется принципиально другой подход.

Неготовность НКО к коммерческим костам и специфика вопросов, которыми они занимаются, в конце концов приводят к неэффективному сотрудничеству: подрядчик ставит благотворительные проекты в низкий приоритет, а фонды недополучают экспертизу в сфере цифровых технологий.

Выходом из этой ситуации может стать обращение к профильному подрядчику.

Высокая стоимость цифровых продуктов

Диджитал — востребованная и быстрорастущая сфера с высоким уровнем конкуренции и зарплат, даже у начинающих специалистов. Так что НКО, осознав потребность в диджитализации, довольно быстро сталкиваются с проблемой поиска финансовых средств.

В условиях отсутствия штатной команды digital-специалистов первым камнем преткновения становится высокий ценник на реализацию того или иного цифрового продукта. 

Обращаться за помощью к наработанной базе благотворителей в данном случае практически бесполезно, потому что критическая масса жертвователей хочет видеть быстрый результат своей помощи.

Оплатить дорогостоящую операцию, обеспечить медикаментами приют для животных, купить конкретному ребенку инвалидное кресло — на этом фоне вложение в инфраструктурные инструменты выглядит менее привлекательно и понятно.

Здесь на помощь приходят узкоспециализированные гранты на диджитал. В последнее время их стало значительно больше, но растущее количество конкурсантов превращает процесс их получения в квест. Низкая экспертиза в сфере цифровых технологий и отсутствие практики составления грантовых заявок существенно снижают шансы НКО на победу.

Philin Philgood запустили спецпроект для некоммерческих организаций, заинтересованных в развитии новых технологий в профессиональной благотворительности. Его цель — помочь фондам преодолевать барьеры, мешающие цифровизации третьего сектора и реализовывать качественные диджитал-инструменты. Узнать, как выиграть грант на диджитализацию НКО, оценить потенциал конкретной грантовой заявки и понять, как увеличить шансы на получение целевых средств, можно на сайте спецпроекта Philin Philgood.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Екатерина Фрыгина: если НКО хочет продолжать работу, нужно смотреть в сторону цифровизации

Директор благотворительного фонда «Дорога к дому» компании «Северсталь» — о том, как современные технологические решения и сервисы могут облегчить жизнь некоммерческим организациям и вывести их…