Новости
Новости
24.04.2024
23.04.2024
18+
Серии

Не «шпана»: кто и как развивает уличные виды спорта в своих городах

Чему на самом деле учат «уличные» виды спорта и как решают социальные проблемы подростков.

Фото предоставлено "Школой уличной культуры"

Красивый воркаут

Виталий Дидыч в юности перепробовал, казалось, все виды спорта — от футбола и плавания до бокса и легкой атлетики, но в итоге «заболел» воркаутом. В родной деревне Псковской области тогда ничего, кроме ржавых советских турников, во дворах не было, но этого было достаточно, чтобы с другими ребятами каждый день ходить на «сбор» и придумывать разные трюки, испытывая свое тело на прочность. 

В 2010 году Виталий и его команда единомышленников Street Workout Pskov были еще школьниками, но уже регулярно приезжали в Псков, чтобы устроить «сходку» с местными, обменяться опытом, вместе пробовать новые элементы. «Делали фотки, выкладывали их в VK — так о нас узнали первые спонсоры. Тогда же, в 2010-м мы провели первые соревнования по воркауту в городе», — вспоминает Виталий.

«В дальнейшем я понял, что мне уже ничто другое не интересно, мы с командой организовывали минимум пять чемпионатов в год для ребят из разных регионов страны. Параллельно “выбивали” через администрацию возможности обустройства новых спортивных площадок по всей области. В 2018 году благодаря поддержке губернатора установили самую крупную в Северо-Западном округе спортивную площадку площадью 600 квадратных метров и тут же провели на ней этап Кубка мира по воркауту».

240
новых спортивных площадок появилось в регионе благодаря курированию Street Workout Pskov

Воркаут не требует особых способностей — достаточно научиться подтягиваться и отжиматься — на этой базе строится все остальное. Уровня атлета, который может выступать на мировых соревнованиях, способен добиться любой, упорно занимаясь на обычном турнике, уверен Виталий Дидыч. Он знает, что говорит, из сообщества Street Workout Pskov вышло более сотни спортсменов уровня профессиональных атлетов. А тех, кто занимается воркаутом ради удовольствия, сейчас в регионе несколько тысяч.

Каждый найдет в тренировке что-то свое. Воркаут — это на самом деле шесть разных направлений развития своего тела: есть подходы более техничные, есть те, которые делают ставку на гибкость, статику или акробатику. В каждом из направлений — сотни и тысячи разных элементов. В этом спорте можно развиваться всю жизнь.

Фото из личного архива Виталия Дидыча.

С подростками в трудной жизненной ситуации команда Виталия работает вплотную: приходят к воспитанникам детских домов и в школы, рассказывают про здоровый образ жизни и тренировки. «Ребятам “заходит” воркаут, им нравятся красивые и сложные элементы, — говорит Виталий. — Они понимают, что если не начнут вести здоровый образ жизни, работать над собой, то их тело не сможет освоить такие “штуки”. Это их мотивирует».

На вопрос, зачем ему все это надо, Виталий отвечает просто: «Мне нравится вся эта “суета”, несмотря на то, что у меня есть еще “обычная” работа, семья и двое детей. Мне вечно что-то надо. Есть мечта — чтобы воркаут стал профессиональным спортом, чтобы мы могли присваивать разряды, проводить официальные соревнования и наладить международное сотрудничество». 

Башня для ледолазов

Как говорит Екатерина Николаева, руководитель проекта «Ледовая грань» в Новосибирске, этот проект они с коллегами «выстрадали». Много лет они с друзьями-альпинистами занимались ледолазанием и в разное время пытались создать себе тренировочную базу в городе — доходило до того, что заливали заброшенные вышки и обрывы. Обидно было и то, что у других сибиряков — в Барнауле, Томске, Анжеро-Судженске — база была, а в миллионном Новосибирске — нет.

Установить первую вожделенную «башню» для ледолазания высотой 16 метров получилось с помощью гранта Благотворительного фонда Владимира Потанина. Поставили, тут же провели городской чемпионат и открыли запись на занятия.

Ледолазание — это как скалолазание, только с использованием альпинистского снаряжения: на ноги надеваются специальные «кошки», которые втыкаются в «лед». Занятия открыты для всех желающих старше 18 лет.

«Наша основная аудитория — это немного “буйные” ребята, у которых много энергии и которые не попали в струю в социуме, не нашли себя в чем-то более спокойном. Здесь для них есть выплеск энергии, экстрим. Некоторые из них — это студенты, которых могут выгнать или уже выгнали из вузов. Зато в спорте они готовы себя выкладывать по полной, спорт замещает им другие наклонности, которые могли бы проявиться», — считает Николаева. 

Для желающих освоить ледолазание есть разные трассы. На простую трассу может прийти любой человек без спортивной подготовки: прослушает инструктаж по технике безопасности, поймет принцип передвижения по «башне» и вперед.

«Пока вы лезете наверх, происходит много интересного: где-то ручки примерзают, где-то страшненько… В этом спорте много воспитания себя, ведь это холод, зима, надо выходить на улицу. Нужно иметь характер, чтобы заставить себя взять в руки инструменты, надеть кошкоботы и отправиться заниматься».

Фото предоставлено проектом «Ледовая грань»

Эволюционный скейтбординг

Первый опыт открытия скейтпарка в родном Архангельске оказался для Ильи Абакумова неудачным: после первого же зимнего сезона проект ушел в убытки. Четыре года назад Илья открыл в области Федерацию скейтбординга. Очень хотел развивать скейт, а также смежные «уличные» направления — BMX, самокат, агрессивные ролики. Все упиралось в отсутствие крытого скейтпарка, где можно тренироваться круглый год.

«Про тех, кто занимается экстремальными видами спорта, бытует стереотип, что мы эдакая “шпана” с улицы, которая творит непонятно что. Когда я понял, что для открытия парка нужна поддержка администрации и грант, сразу решил, что мы не будем “шпаной”, которая только о чем-то умеет просить. Мы сами предложим что-то классное и социально полезное, чтобы на нас обратили внимание».

Так родилась идея проекта «Школа уличной культуры» — в заявку на грант Илья с командой вписали крытый скейтпарк, подготовку тренеров, всю профессиональную экипировку и даже то, на чем кататься — велосипеды, ролики, скейтборды.

Грант и поддержку Илья получил и не ожидал, что в итоге в «Школу» придет такое огромное количество людей. Сейчас здесь постоянно занимаются около 500 человек — молодежь и дети от шести лет. «Мы даем всем возможность социализироваться вместе с нашим спортом и ищем таланты. Мы их поддерживаем, отсылаем на соревнования и готовим как тренеров». 

500
детей и подростков постоянно занимаются в "Школе уличной культуры"

«Уличные» виды спорта Илья называет эволюционными. По его словам, классические Олимпийские игры уже немного «зашорились», в них слишком много стандартизации, «все по линеечке». Соревнования в «уличных» видах — это импровизация спортсмена, толчок к постоянному развитию и творчеству.

«Уличные экстремальные виды спорта — это всегда глубокая индивидуальная работа с самим собой. Здесь ты максимально прорабатываешь свои внутренние переживания, страхи, и это отражается на всей твоей жизни. Здесь раскрываются возможности и потенциал каждого, ты сам выдумываешь трюки и комбинации, и это главная составляющая культуры».

В классическом спорте побеждает тот, кто «быстрее, выше, сильнее». На «улице» победить может любой, если он, к примеру, покажет трюк, который умеет делать только он. Здесь заявляют о себе не как о лучшем в принципе, а как о лучшем в чем-то своем. Выигрывает не самый сильный, а тот, у кого необычный подход, кто раскрыл в спорте какие-то рамки.

По словам Ильи Абакумова, инфраструктура пока немного отстает от количества желающих заниматься. Однако уже в ближайшие пару лет в Архангельской области должно появиться 26 новых скейтпарков благодаря совместному проекту «Школы» и правительства региона.

Паркур — «у нас на районе»

В 2006 году школьник из Томска Виктор Пак увидел по телевизору передачу про паркур. На следующий же день нашел в интернете себе компанию и пошел заниматься.

«Мы были первыми, кто здесь начал заниматься паркуром, это породило ощущение, что мы теперь несем ответственность за развитие этого направления в городе». Организовывать соревнования начали в 2009-м, тогда же в городе начали формироваться другие направления уличной культуры, которые активно поддерживала администрация города.

Основная цель в паркуре – это перемещение из одной точки в другую путем взаимодействия тела с элементами городской среды без использования специальных средств и приспособлений.

«Сейчас уже не надо никому объяснять, что это такое. Нам часто звонят родители и сообщают: “Ребенок нас одолел, слишком активен, везде прыгает, хотим, чтобы он занимался паркуром”. Главный плюс паркура — он не требует вложений. Есть кроссовки, футболка и штаны — иди занимайся».

Фото: из личного архива Виктора Пака

«Многие по-прежнему думают, что паркур — это про “попрыгать и избавиться от излишков энергии”. Но паркур, в первую очередь, учит оценивать окружающую обстановку. Начинаешь по-другому смотреть на окружающее пространство, искать пути решения. Задача спортсмена — выдать адекватное, эффективное и безопасное решение, как добраться из точки А в точку Б. Постепенно у занимающегося появляется больше инструментов, он начинает их комбинировать, подбирать “ключи”, чтобы выполнить задание», — добавляет Пак.

Современным детям, по словам Виктора, это помогает столкнуться с реальностью, ощутить свое тело, познать его возможности, а также познать мир: «Дети приходят на занятия с ощущением, что они супергерои, которые могут отовсюду спрыгнуть и все преодолеть, но здесь они учатся анализировать: отсюда можно спрыгнуть, а вот здесь высоко, сюда лучше не лезть, а здесь надо подготовиться. Это встреча с реальностью».

В школе паркура Pi∅nnier, которую основал Виктор, занимаются более 100 человек, в основном это дети от восьми до 12 лет — жители Октябрьского района Томска, который местные называют коротко и ясно «район». Большую часть времени дети и подростки с «района» проводят на свежем воздухе, здесь по-прежнему модно лазить по стройкам и гаражам, так что ученики приходят на занятия «подготовленные», смеется Виктор.

Мастер-классы по паркуру в школе проводятся бесплатно, при поддержке Фонда президентских грантов.

Несколько лет назад бытовала протестная форма уличной культуры — занятия были местом, где можно попробовать что-то «недозволенное», рисковое, экстремальное. Но сейчас это не так, приходит много детей, тренировки стали безопасными. Вчерашние трудные подростки, кто стоял у истоков, продолжают развивать спорт, проводят тренировки, открывают новые залы и площадки.

«Для кого-то паркур стал ступенькой, которая помогла найти себя и не пропасть. Был у меня ученик-подросток, сирота, немного неуклюжий и несуразный парень. Начал заниматься, пропитался культурой уличного спорта и искусства, отучился на художника-каллиграфиста, теперь оформляет кафе и офисы, развивается в фотографии, параллельно трудится тренером в батутном центре. Подобных примеров немало».

В следующем году Виктор с единомышленниками создаст Всероссийскую сетку соревнований по паркуру для детей. «Школ паркура много, но так как это неофициальный вид спорта, детям негде себя проявить. В перспективе, конечно, хотим, чтобы паркур стал официальным видом спорта, но не потерял свою свободную основу — занятия ради личного результата, а не ради победы».


18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике