Новости
Новости
25.04.2024
24.04.2024
23.04.2024
18+
Статьи

Пять медиапроектов, которые собрали деньги через краудфандинг 

Фильм о репрессиях, журналы о кино и людях, статьи об анорексии и пчелах — рассказываем, какие инициативы журналистов поддержали читатели и зрители.

Фото: Вадим Кантор / АСИ

«Литература и журналистика» — одна из наиболее популярных категорий среди журналистов на краудфандинговой платформе Planeta.ru, сообщила Наталия Игнатенко, pr-директор платформы. Здесь медиа могут собирать деньги на печать журналов, выпуск фильмов, обновление сайта, работу авторов.

Два года назад появилась и отдельная платформа для сбора денег на журналистские проекты — «Сила слова». Ее создали в 2020 году Альянс независимых региональных издателей (АНРИ) и портал «7х7».

На конференции «Медиа/НКО}профи» представители краудфандинговых платформ и медиа рассказали об успешных примерах краудфандинговых проектов. АСИ выбрало пять из них.

Наталия Игнатенко. Фото: Вадим Кантор / АСИ

5 миллионов на кино

Журнал «Искусство кино» — лидер по сборам среди журналистских проектов на краудфандинговой платформе Planeta.ru. В последний раз изданию удалось собрать более 5 миллионов рублей в честь своего 90-летия.

На что собирали: на гонорары авторам, дизайнерам, верстальщикам и разработку новых проектов: издание книг, запись подкастов, выпуск в прокат классики кино.

Сколько собрали: 5,2 миллиона рублей.

Какие вознаграждения: можно было купить один выпуск журнала или подписаться на год, получить значки с изображениями режиссеров, книги о фильмах и их создателях, постеры.

Это не первый успешный проект журнала. В 2017 году он собрал на той же Planeta.ru 3,5 миллиона рублей вместо запланированного миллиона. На эти деньги сделали новый сайт, организовали показы, лекции и киношколы. 

Главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин (признан иностранным агентом). Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

Миллион на печать журнала

Бумажный журнал Seasons of life выходит четыре раза в год. Как рассказала Ольга Сергеева, главный редактор журнала, летом 2022 года рекламные проекты сократились, а все деньги, которые были, потратили на летний номер. Тогда редакция решила открыть сбор на «Планете». 

На что собирали: на печать осеннего номера.

Сколько собрали: 1,036 миллиона рублей.

Какие вознаграждения: номер журнала, билеты на кинопоказы, книги, онлайн-курсы по фотосъемке, окрашиванию тканей и место в журналистской мастерской.

Издание уже собирало деньги на выпуск одного из номеров, но в этот раз сумму установили в два раза больше предыдущей — цены на бумагу и печать сильно выросли.

Ольга Сергеева. Фото: Вадим Кантор / АСИ

По словам Ольги Сергеевой, основные жертвователи — читатели, друзья и партнеры журнала. У Seasons of life большое сообщество людей, которые любят журнал и живые соцсети. Самым популярным лотом был сам журнал, он стоил 500 рублей.

«Очень важно, что команда Planeta.ru «прокачивает» нас каждый раз. У нас не бывает ситуации, когда сбор затормозился и мы не знаем, что делать. Каждую неделю мы публикуем новые лоты. Это большая работа pr-менеджера в течение полутора месяцев», — добавила редактор.

Как собирать деньги на Planeta.ru

Чтобы открыть сбор на краудфандинговой платформе Planeta.ru, нужно указать финансовую цель и период сбора, добавить видео о проекте, описать его и придумать вознаграждения и бонусы для жертвователей. Журналисты могут собирать на платформе деньги на печать тиража, закупку оборудования, организацию командировок, запуск курса. У платформы есть бесплатный обучающий курс, который поможет создать кампанию.

400 тысяч на фильм о Назинской трагедии

Группа документалистов из Томска сняла два фильма для цикла «Антропология террора». Для съемок третьего фильма команда планировала отправиться к экспедицию на Назинский остров.

На что собирали: на съемки фильма о событиях 1933 года, когда на остров посреди Оби высадили около 6 тысяч человек без еды и инструментов. В результате за три месяца в живых на острове остались только 2 тысячи человек.

Сколько собрали: 400 500 рублей.

Какие вознаграждения: имя в титрах, кружки, открытки-магниты.

Поскольку нужную сумму собрали, в экспедицию удалось съездить, работу закончили в октябре 2022 года.

Как собирать деньги на платформе "Сила слова"

На платформе есть четыре направления:
— «Журналист в беде» — помощь конкретным сотрудникам СМИ, оказавшимся в сложной жизненной ситуации,
— «Журналистские расследования» — расследовательские материалы о локальных проблемах, которые еще не попали в поле зрения медиа,
— «Журналистский десант» — эксперт-туры в проблемные регионы,
— «Медиаинициатива» — журналистские спецпроекты, серии материалов и фильмы по определенной теме или поиск денег на реализацию идеи в существующем СМИ.

Как подавать заявку: указать название и тему проекта, дать краткую аннотацию, обозначить срок подготовки публикации, каналы распространения. На платформе нельзя собирать деньги на оборудование, только на контент. Платформа помогает с продвижением.

Главный принцип в сборах на «Силе слова» — локальность, считает Сергей Лапенков, исполнительный директор Альянса независимых региональных издателей, координатор крауд-платформы «Сила слова»: «Если люди понимают, что история, которую журналист напишет, будет про них, про жителей конкретного города, — это один из ключевых параметров, определяющих успех проекта».

80 тысяч на статьи об анорексии

Журналист из Омска Елена Ярмизина решила организовать сбор на платформе «Сила слова», чтобы осветить тему анорексии. Она планировала провести лекции с родителями детей с расстройствами пищевого поведения и написать статьи про то, как такие расстройства распознать и что делать.

На что собирала: на серию статей и лекторий с психотерапевтом.

Сколько собрала: 82 тысячи рублей.

Какие вознаграждения: приглашение на лекторий и на открытое интервью с психотерапевтом.

После того, как было собрано 126% заявленных средств, автор сообщила, что создаст онлайн-площадку для людей с расстройствами пищевого поведения. Там будут собраны ответы на основные вопросы и контакты специалистов.

Сергей Лапенков, координатор крауд-платформы «Сила слова». Фото: Вадим Кантор / АСИ

90 тысяч на расследование исчезновения пчел

«По ком жужжат пчелы» — на проект с таким названием открыли сбор представители «Кедр.медиа» в августе этого года. «Кедр.медиа» — независимое издание об окружающей среде, рассказывает в том числе об ученых и экоактивистах.

На что собирали: на текст и небольшой фильм об исчезновении пчел.

Сколько собрали: 90 тысяч рублей.

Журналисты уточняют, что в последние пять лет зафиксирована массовая гибель пчел. На собранные деньги медиа планирует оценить масштабы и последствия проблемы, поговорить с пчеловодами, учеными и аграриями. 

Фото: Вадим Кантор / АСИ

Дискуссия о краудфандинге прошла 27 октября на конференции «Медиа/НКО}профи». Конференцию организовали Агентство социальной информации и центр «Благосфера» в партнерстве с Лабораторией мультимедийной коммуникации Silamedia при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина (проект «НКО-профи»), Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Посмотреть текстовую трансляцию конференции можно тут. Событие проходит с 2017 года, в предыдущие годы — под названием «ЗаЧем будущее социальной журналистики?».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике