Какие истории запоминаются, каково главное требование к герою, почему глагол важнее прилагательного, а первый абзац надо писать последним — главное из мастер-класса Оксаны Силантьевой «Истории о людях человеческим языком».

Фото: Вадим Кантор / АСИ

«Нам нужны хорошие истории, потому что их легко запомнить и пересказать. Эмоциональные истории увлекают, удерживают внимание. И важно, что истории задают модель поведения. Лучше написать одну историю в неделю, которая вас драйвит, чем восемь пресс-релизов», — считает мультимедийный продюсер, руководитель Лаборатории мультимедийного опыта Silamedia Оксана Силантьева.

Рассказывайте о том, что вас драйвит

Запоминаются истории, в которых есть сильная эмоция, именно она цепляет людей. А чтобы эта сильная эмоция была, рассказчик должен гореть темой. Обдумайте, о каком герое вы хотите рассказать, в чем смысл истории, почему она важна, почему может быть интересна людям. Помните, что конкуренция огромная, и если вы сами не испытываете эмоций к герою, к теме, ваша история не взлетит.

Чтобы написать хорошую эмоционально цепляющую историю, нужно общаться с человеком лично, а не в переписке, не в зуме.

Важно находиться в атмосфере человека, заражаться его эмоциями, чтобы потом их передать. Без личной встречи получаются только сухие, неэмоциональные истории. 

И важно: если сам рассказчик чувствует себя выгоревшим, у него тоже не получится история. Сначала нужно «починить» себя, потом рассказывать истории. 

Фото: Вадим Кантор / АСИ

Выбирайте героя, который преодолел препятствия и изменился

Без изменения героя нет истории. У героя должна быть проблема, задача, цель, мечта. Он должен преодолевать внутренние и внешние препятствия, пробовать много раз, сталкиваться с разными реакциями людей на него и, наконец, достигать гештальта — получать свою цель.

То есть еще год назад невозможно было что-то представить, были внешние и внутренние трудности, человек пробовал раз, пробовал еще раз, наконец находил выход и получал желаемое. Например, в 19 лет героиня получила травму позвоночника и села в инвалидную коляску, пять лет не выходила из дома, потому что некому было вынести ее с пятого этажа. А потом переехала, познакомилась с активными людьми, у которых когда-то были похожие проблемы, и сейчас она руководит организацией и танцует на коляске.

Вам поможет хронология

Прописать хронологию нужно, чтобы разобраться что к чему: как история развивалась в реальности, что и в каком порядке с героем случилось. На основании хронологии вы построите скелет истории.

Начните с того, что напишите на стикерах действия, которые происходили с героем. Один стикер — один глагол.

В режиссерских и писательских мастерских часто делают такое упражнение: несколько месяцев не употребляют в речи прилагательные, чтобы перестроить мозг на понимание того, что все в мире — это действие. И вам нужно научиться видеть историю через действие.

Фото: Вадим Кантор / АСИ

После того как соберете слой действий, нужно добавить эмоции: что чувствовал герой в момент каждого действия. Эмоции связаны с преодолением внутренних и внешних препятствий. Дальше на каждое действие с эмоцией допишите реакцию среды: что говорили близкие, соседи, коллеги, кто и как поддерживал, кто и почему осуждал.

И вот теперь можно выстраивать логику истории. Интересно и важно, что когда вы уже рассказываете историю, не нужно соблюдать хронологию, можете начинать в любом порядке — хоть с середины, хоть с завязки, хоть с финала.

Заголовок и первый абзац делайте в конце

Первый абзац или первый кадр имеют большое значение. Люди по первому абзацу принимают решение, будут они читать дальше или не будут. И принимают такое решение не на уровне логики, а исключительно на уровне эмоций. У вас есть три секунды, чтобы зацепить читателя.

Заголовок и первый абзац делайте в конце. Посмотрите на всю восстановленную историю, проанализируйте эмоции и задайте себе вопрос: что из этого самое заразительное, удивительное, самое цепляющее, самое вытаскивающее эмоции. С этого и нужно начинать историю.  

Подытожим. О чем нужно помнить, когда пишете историю

  • нужен герой, который обязательно должен измениться в процессе — без поворота сюжета истории не бывает. Можно рассказать историю о себе, другом человеке и даже о коте. Если вы продвинутый рассказчик, можете попробовать рассказать историю от имени дома;
  • сюжет, где герой сталкивается с внутренними или внешними препятствиями, где есть переломный момент;
  • поддерживающие и противостоящие реакции людей. Если мы не покажем, как реагирует окружающая среда, история будет непонятной. Бывает так, что чья-то реакция может стать первым абзацем, первым кадром.

Какой бы роман, рекламный ролик вы не взяли, везде есть эти составляющие. История, где все это есть, будет зажигательной и зацепит самые разные аудитории.

Мастер-класс Оксаны Силантьевой прошел 27 октября на конференции «Медиа/НКО}профи». Конференцию организовали Агентство социальной информации и центр «Благосфера» в партнерстве с Лабораторией мультимедийной коммуникации Silamedia при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина (проект «НКО-профи»), Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

Событие проходит с 2017 года, в предыдущие годы — под названием «ЗаЧем будущее социальной журналистики?».

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Услуги организаций

Фонд «Искусство, наука и спорт» обучает СО НКО в четырех регионах России, проводит конкурс грантов на участие в профильных конференциях и кратких стажировках для сотрудников НКО и конкурс проектов, направленных на развитие связей с местным сообществом и горизонтальных внутрисекторных связей, поддерживает любительский спорт, спортивную и культурную интеграцию людей с инвалидностью.

Центр «Благосфера» создает условия для того, чтобы люди приходили в благотворительность и могли больше узнать об организованной благотворительности и некоммерческих организациях: в центре проходят события московских некоммерческих организаций, работают книжный и киноклуб, работает благотворительный магазин фонда «Второе дыхание», пункты буккросинга, сбора батареек и макулатуры, есть коворкинг для НКО и инициативных групп.

Благотворительный фонд Владимира Потанина помогает НКО внедрять технологию эндаумента, выделяет гранты на развитие компетенций сотрудников НКО, на основную деятельность НКО и учреждений культуры в период кризиса, поддерживает лучшие практики личной филантропии и альтруизма, в 75 вузах России реализует стипендиальную программу и предоставляет гранты преподавателям, поддерживает проекты Государственного Эрмитажа и помогает развивать спорт как социальный феномен.

Фонд Тимченко — один из крупнейших семейных благотворительных фондов страны, который работает в 80 регионах России с 2010 года. Общая сумма расходов на программную деятельность превысила 7,9 млрд рублей. За 11 лет работы Фонд поддержал 4 461 проект. С 2023 года Фонд будет поддерживать местные сообщества на малых территориях (до 200 тысяч жителей) по двум направлениям — «Забота в ближайшем окружении» и «Развитие детей и подростков». Три целевые группы, которым будет помогать Фонд — уязвимые люди старшего возраста; семьи с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; а также дети и подростки.

Рекомендуем