Новости
Новости
25.04.2024
24.04.2024
23.04.2024
18+
Статьи

«Не только для увеселения, но и для дела»: как развивались общественные пространства в России — исследование

Почему люди уходили из дворцов культуры в хрущевские кухни, и можно ли считать торговый центр общественным пространством.

Фото: Алёшина Оксана / Фотобанк Лори

Что это за исследование

Исследование институтов и институций, выполнявших функции общественных пространств в России в период с 1700 по 2015 год подготовила команда агентства «Творческие индустрии» по разработке центра «Благосфера». Его результаты представили на юбилейной конференции центра «Фабрика пространств», которая проходила в Москве с 11 по 13 октября. 

Команда исследователей посмотрела на общественные пространства через время — подобных системных исследований до этого не проводилось, рассказывает Елена Зеленцова, кандидат культурологии, заведующая кафедрой территориального развития имени В.Л. Глазычева, научный руководитель Центра креативных индустрий ИОН РАНХиГС, основатель агентства «Творческие индустрии».

«Город — это не только инфраструктура, в первую очередь, это человеческие связи. Мы задались вопросом: какие пространства общественные, а какие нет? Метро — общественное пространство? А МФЦ? Дома культуры? Спектр пространств широк и велик. Нам было важно посмотреть на разные места: от дома культуры до кухни, от петровских ассамблей до торгового центра», — говорит Зеленцова. 

История общественных пространств и особенно того, что там делалось, по мнению исследователей, должна помочь руководителям современных пространств понять траекторию своего развития. 

Как все начиналось

Первым общественным пространством в России стали петровские ассамблеи. 

До Петра европейские послы неизменно отмечали тесные и мрачные царские палаты — там часто не помещались даже приближенные бояре. В церквях тоже был полумрак, а прихожане должны были стоять. На ярмарках на городских площадях люди появлялись только по праздникам или торговым дням. Так что люди в те времена не имели никакого общественного пространства — их общение ограничивалось семьей. С окружающими общались исключительно по какому-то весомому поводу: политическому, хозяйственному. 

В петровские времена ситуация изменилась. Петр I издал указ, по которому появились ассамблеи — места проведения разных мероприятий “не только для увеселения, но и для дела”. Светское общение прижилось не сразу, но все-таки это было первым местом, где люди могли встретиться и поговорить. 

Фото: Игорь Низов / Фотобанк Лори

Потом появились разные салоны — вспомнить хотя бы, как начинается роман Толстого «Война и мир». В салонах не всегда была только светская болтовня. Очень многое в общественном пространстве салона зависело от того, кто был его хозяином. Иногда там принимались действительно прорывные политические и социальные решения. 

Из салона — в кабак

И ассамблеи, и салоны были общественными пространствами с сословным характером. Обычному человеку вход туда был закрыт. 

В XIX веке обычные люди тоже стали искать места для более свободного времяпрепровождения. Местом, где можно было общаться без чинов, стали питейные заведения. 

В 80-х годах XIX века начали появляться кабаре — так назывался питейный дом в старой Франции. Кабаре стали общественными пространствами, куда могли прийти все — от бедняков до богачей. Вскоре кабаре стало обозначать «кабачок с художественной программой», потому что там можно было и пить, и петь. В начале ХХ века кабаре появились и в России. 

Например, небезызвестное кабаре «Бродячая собака» в Санкт-Петербурге. Там тоже была программа мероприятий, которая спонтанно составлялась из выступления гостей. «Свои» люди приходили туда бесплатно, а вот буржуа должны были платить большие деньги за билет. 

«Эти питейные заведения — кафе, бары, рестораны — и сегодня несут не только досуговую, но и содержательную нагрузку», — замечает Зеленцова. 

Наряду с питейными заведениями в XIX веке появились еще одни общественные пространства, которые тоже были местом для свободного общения и сохранились до сих пор. Это курорты. 

Фото: Сергей Афанасьев / Фотобанк Лори

Курорты были менее формальным местом, чем те же салоны: за стаканом нарзана там можно было обсудить темы, на которые нельзя было говорить в формальной обстановке салона. На курортах не было особого этикета, например, когда приходить или уходить, не было требований к дресс-коду и социальной иерархии. 

Из курорта в дом культуры

Но времена менялись. И появился, по словам Зеленцовой, самый интересный отечественный феномен общественного пространства — народный дом, дом-дворец культуры. Они появились в концу XIX века, развивались весь ХХ и перешли в XXI век. 

Формат, в котором посетитель приходил и мог сам выбирать между разными форматами досуга, оказался очень востребованным. 

Прообразы домов культуры появились на рубеже XIX и XX веков, сначала они назывались народными домами. Предполагается, что первые такие дома основали по типу народных домов Англии, которые появились там еще в XVIII веке. 

В России первые народные дома появились в Томске в 1882-м и в Санкт-Петербурге в 1883 году. Там старались объединить все формы образовательной и досуговой деятельности: вели лекции, внешкольные занятия, боролись с неграмотностью. 

В таких народных домах были и библиотека с читальней, и театральный зал, и воскресная школа, и вечерние классы для взрослых, и книжная лавка. 

В конце 1920 года началось строительство домов культуры. Они, помимо организации досуга и просвещения, имели и агитационные цели. Тем не менее там тоже было разнообразие форматов — и изостудия, и драматические кружки, и планетарий. 

«Такое бурное развитие народных домов было связано с наступлением эпохи индустриализации, крестьяне массово переходили жить в города, работать на фабриках. И фабрикам, и заводам надо было перенастроить эту крестьянскую массу на городской образ жизни», — рассказывает Зеленцова. 

Так и в народных домах сельским людям старались дать культурный минимум и привить городской образ жизни. Советские дома культуры тоже выполняли эту миссию. Их феномен заключался в невероятном разнообразии активностей. Например, в ДК ЗИЛ в одно время могли проходить и выставка ковров, и танцы, и инженерный кружок, и встреча со знаменитостью. 

Из-за большого количества активностей в ДК можно было провести все свободное время. 

Фото: Николай Винокуров / Фотобанк Лори

Однако нельзя забывать о большой идеологической нагрузке дворцов культуры. Там был четко прописанный и согласованный репертуар, самодеятельность не поощряли. И просто посидеть и поговорить на любые темы становилось все сложнее…

Все на кухню

Так бы и продолжалось, если бы не революционное строительство Хрущева, при котором у советского человека появилась своя собственная квартира с маленькой кухней. Кухня и стала еще одним общественным пространством. 

«При Хрущеве вдруг и совершенно неожиданно у советского человека, жившего в бараке и ходившего в ДК, где он всегда был на виду, появилась своя кухонька, куда он мог пригласить кого угодно и вести самые разные разговоры», — отмечает Зеленцова. 

В ТЦ и на бывший завод

В 90-е годы ХХ века облик городов, экономика и культурные взаимоотношения стали меняться. На смену ДК и кухням вышли торгово-развлекательные центры, которые стали местом сосредоточения всего востребованного. Люди радовались потреблению, возможности прийти в пространство, куда мог попасть каждый и где не скажут, как в советских магазинах, «покупай или уходи». 

Эта революция в общественных пространствах, произошедшая в 90-е, сохранилась до сих пор. Люди все еще оставляют восторженные новости о днях, проведенных в торгово-развлекательных центрах. Сами ТЦ становятся тематическими, там появляются рекреационные зоны, выставочные пространства. 

«Эти общественные пространства стали развиваться в России, когда на Западе уже наступил их закат. Для нас же эти пространства на долгие годы остаются очень важными. И только несколько лет назад мы стали задумываться, как переформатировать их, чтобы сделать более общественными пространствами. От коммерции — к развитию городов и территорий», — рассказывает Зеленцова. 

Фото: Николай Винокуров / Фотобанк Лори

Тем не менее некоторые люди уже в начале нулевых стали уставать от торговых форматов. Стал появляться спрос на более содержательный досуг. И в ответ на это стали появляться новые пространства — арт-кластеры в зданиях бывших фабрик. Такие, как Artplay, ЗИЛ, «Винзавод». В них в одном пространстве собирались творческие предприниматели, а люди начали приходить просто так, не задумываясь, что они там будут делать. 

Так эти пространства стали местом, где человек может просто побыть самим собой. 

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике