Директор Агентства социальной информации — о том, как руководителям некоммерческих организаций справляться с всеобщей тревогой и собственными переживаниями и поддерживать коллектив.

Фото: Татьяна Васильева

Социологи фиксируют высокий уровень тревожности в обществе. Как могут влиять на это НКО? Могут ли они эту тревожность снижать? 

Через АСИ проходит масса информации, по которой мы можем судить, как НКО-сектор реагирует на ситуацию в стране. И мы видим, что и во время пандемии COVID-19, и в нынешнее сложное время специальной военной операции НКО оперативно реагируют на изменения, на вновь возникающие проблемы. 

Уже то, что НКО перестроили свою работу и стали помогать тем, кто оказался в трудной ситуации, — вклад гражданского общества в понижение всеобщей тревожности. 

При этом сами организации — их сотрудники и волонтеры — испытывают еще большую тревогу, чем среднестатистические граждане, потому что у них повышенный уровень чувствительности. Ведь именно неравнодушные, «неспокойные» граждане приходят в наш сектор, чтобы что-то изменить. 

В одной из групп в социальных сетях я увидела разговор среди руководителей НКО о том, как им сейчас удается собрать себя и коллектив.  Многие честно признавались, что с трудом. И действительно — хватает и личных сложностей, и внешних катаклизмов. К тому же у клиентов НКО появились новые проблемы, в решении которых им нужна помощь. Все это накладывает особенное бремя ответственности на руководителя организации: он должен справляться с собственными переживаниями, поддерживать спокойную атмосферу в коллективе и быстро реагировать на тревоги подопечных. Вопрос: как с этим быть? 

Я думаю, сейчас не грех прибегнуть к стандартным методам психологической поддержки, обратиться к специалистам. Благо, много кто готов оказывать подобную помощь — мы в АСИ рассказывали о таких проектах.

Не придает уверенности руководителям НКО и постоянно меняющееся законодательное поле: все время появляются какие-то новые правила, ограничения или запреты. 

По своему опыту могу сказать, что, во-первых, нужно стараться сразу не реагировать эмоционально. Я сама очень впечатлительный человек, меня легко выбить из колеи, но я, зная эту свою особенность, стараюсь сказать себе «успокойся» и взять паузу.

Даже если произошла новая, пугающая неизвестностью ситуация, лучше отложить шаги по ее разрешению на завтра, так как завтра наверняка кто-нибудь ее разъяснит, даст комментарии, советы, проведет вебинар. Не стоит забывать, что у нас есть такая взаимная поддержка в секторе. 

Во-вторых, никто не отменял взаимопомощи. В непонятной ситуации я всегда звоню своим коллегам, таким же руководителям НКО в Москве, Новосибирске, Архангельске и спрашиваю, что они собираются делать. Если собрать несколько мнений, проще принять собственное решение. Советоваться стоит и с коллегами внутри своей организации. 

В-третьих, нужно обязательно выходить «в свет». Еще с пандемии люди часто продолжают работать удаленно, но ничто не заменит живой атмосферы общения в офисе. Если на работе собраться невозможно, то нужно ходить на разные секторные мероприятия. И необязательно, как раньше, ходить только туда, где ты выступаешь или можешь услышать что-то умное. Нужно позволить себе просто побыть рядом с коллегами и друзьями.

А еще — не стесняться выражать свои чувства — обниматься, плакать и смеяться вместе. Мы до сих пор часто стараемся не выражать свои эмоции, держать себя в руках, но сейчас все можно. И даже нужно. 

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем