Автор АСИ побывала на открытии современного культурного центра «Волна» и попыталась разгадать эффект, который оказывает «Выкса-фестиваль» на жителей и особенно молодежь города.

Фото: Екатерина Васильева / АСИ

В конце августа в Выксе, небольшом городе Нижегородской области, уже в 11-й раз прошел фестиваль городской культуры. Каждое лето сюда отправляются в паломничество как молодые художники, так и уже известные мастера и эксперты культуры, а сам город превращается в площадку для социокультурного эксперимента. Здесь искусство не законсервировано в одном пространстве, а живет в городской среде, которая адаптирует его под себя и меняется сама под его влиянием.

Сегодня «Выкса-фестиваль» не только про искусство, но и про формирование осознанной, комфортной городской среды, инклюзию, промышленный туризм, соучастное проектирование, развитие сообществ и социального предпринимательства.

Фестиваль 2022 года собрал более 20 тысяч человек, более тысячи гостей побывали в Выксе впервые, более 600 выксунцев приняли участие в проектах фестиваля как творческие участники и партнеры.

По данным фонда «ОМК-Участие», за все время проведения фестиваля в четыре раза увеличился туристический поток, снизилось количество правонарушений среди несовершеннолетних, в город были привлечены новые инвестиции и квалифицированные кадры. 

Фестиваль повлиял на появление в городе креативного общественного пространства Ex Libris, арт-резиденции для художников, дизайн-агентства «Икса», студии-мастерской «Цех». А в этом году открылся культурный центр «Волна».

Культурный центр и арт-резиденция «Волна» — через бережное отношение к истории и архитектуре города к диалогу с его жителями

Нас, группу журналистов и экспертов, высаживают из автобуса на окраине Выксы. Перед нами вид на Нижний пруд, утопающий в зелени, рядом несколько панельных многоэтажек и старенькое общежитие. Из него как будто вырывается в сторону пруда белоснежный «корабль». Это и есть новый культурный центр и арт-резиденция «Волна». У входа нас по-хозяйски встречает рыжий кот, видимо, давний резидент этого места.

Фото: Екатерина Васильева / АСИ

В середине 80-х годов в это самое общежитие расселили 200 специалистов из Японии, которые приехали работать на Выксунском металлургическом заводе (ВМК). Для их комфорта к зданию общежития вплотную было пристроено кафе «Волна». Днем оно работало как столовая для иностранной делегации, а вечером — для всех жителей города. Кафе построили в стиле советского модернизма, что было необычно для архитектуры города, объясняет Сергей Неботов, архитектор бюро «Новое» и автор проекта реконструкции центра. 

«Я следил за происходящим во всемирной архитектуре и работал над этим кафе с оглядкой на опыт архитектора Алвара Аалто, который вписывал свои здания в природную среду. <…> Мне хотелось вписать кафе в природу вокруг. Создать здание, которое распахивает окна на выксунскую природу», — рассказывает первый архитектор здания Сергей Медведев.

Библиотека Алвара Аалто в Выборге.
Фото: Екатерина Васильева / АСИ

Кафе работало до 2010 года, потом закрылось и пустовало, продолжая находиться в собственности завода. В 2019 году фонд «ОМК-Участие» пригласил архитектурное бюро «Новое» разработать проект превращения кафе в культурный центр «Волна» и переселить туда арт-резиденцию «Выкса». Здание решили реконструировать, адаптировав его для работы художников и проведения публичных мероприятий.

Сергей Неботов признается, что можно было пойти по легкому пути, все снести и построить заново, но авторы проекта решили, наоборот — максимально сохранить и проявить оригинальную архитектуру. Что-то реконструировали так, как это, скорее всего, было задумано еще в 80-х. Например, были заменены окна на крупноформатные стеклопакеты для создания того самого ощущения проникновения природы в здание. Тогда это невозможно было сделать технически. Что-то сохранили вопреки логике. Например, лестницу, которая раньше вела к главному входу, а теперь – в стену.

При этом приспособили здание к его современному использованию. Разделили пространство с учетом разных сценариев пребывания в нем: на арт-резиденцию для художников и общественное, многофункциональное пространство для горожан. Для того, чтобы посетители не мешали работать художникам, но при этом сами резиденты оставались бы в городской среде и могли взаимодействовать с ней. Также здесь планируется организовать библиотеку, коворкинг, кафе.

Благоустройство здания еще не закончено, поэтому Сергей Неботов показывает на макете, что скоро к большой, красивой террасе будет пристроен широкий пандус, который должен буквально «подхватывать потоки гуляющих по набережной горожан». Пандус также решит проблему доступности входа для людей на инвалидной коляске.

Культурный центр «Волна» позиционируют как инклюзивное пространство. Помещение уже оборудовали санузлом для людей с инвалидностью, специальной системой навигации для слабовидящих, средствами коммуникации с персоналом и парковкой для маломобильной группы населения.

Мы заходим в основное пространство, предназначенное для выставок и публичных событий. Современный, лаконичный, но при этом многофункциональный дизайн. Белые стены с кое-где обнаженной первоначальной кладкой, вычищенный до бетона потолок и огромные окна, ведущие на ту самую террасу.

Фото: Екатерина Васильева / АСИ

Сейчас здесь проходит выставка «Советский общепит. Мечты и реальность», подготовленная центром совместно с Московским музеем дизайна. Это дань уважения к предыдущему назначению этого пространства. Выставка рассказывает историю развития системы советского общественного питания после революции. Здесь можно увидеть предметы интерьера и сервировки стола, меню, прейскуранты, книги по организации общественного питания, фото, видеохронику – всего более 200 экспонатов. Часть экспонатов предоставили жители Выксы и окрестных городов.

Как раз в день презентации в центр приехала первая заведующая кафе и женщины, работающие здесь официантками. Они привезли некоторые вещи тех времен, фотографии, даже с японской делегацией, с которой в то время фотографироваться было нельзя. Одна из них привезла платье, в котором фотографировалась в тот день.

«Во время работы над проектом мы постоянно общались с местными жителями. Для нас было важно те находки, те чувства, которые мы ощутили здесь, упаковать в ценностную фактуру и провести через проект.

Нам казалось, что именно эти вещи будут в дальнейшем интересны жителям, спровоцируют, в хорошем смысле, резонанс и приведут их сюда. Мы понимали, что это необычное пространство для жителей, но эта провокационность нужна, чтобы в том числе запустить коммуникацию с ними. Сначала они приходят просто посмотреть, а внутри уже включается программа, которая захватывает их», — рассказывает Сергей Неботов.

Отмечает бережное отношение к истории здания и первый его архитектор Сергей Медведев, который также приехал на открытие нового культурного центра. «Хочу поблагодарить коллег, что они сумели найти в этом здании то, что было заложено в нем изначально, — искренность, которую Сергей (Неботов. – Прим. АСИ) сохранил».

Архитекторы Сергей Неботов и Сергей Медведев. Фото: Екатерина Васильева / АСИ

Тем временем мы проходим в часть арт-резиденции. Здесь есть кухня, гостиная-столовая, четыре небольшие, уютные комнаты с душем и санузлом и несколько мастерских, в которых могут проходить мастер-классы и для детей.

В одной из них сохранили верхний естественный свет, что делает мастерскую еще более удобной для творчества.

Мастерская с верхним светом. Фото: Екатерина Васильева / АСИ

Несмотря на то, что комнат четыре, обычно в арт-резиденции одновременно живет не больше двух художников, чтобы они не мешали друг другу, объясняет куратор арт-резиденции Алиса Багдонайте.

Социокультурные проекты как драйвер развития городской среды

Багдонайте, считает, что художники, которые впервые приезжают в Выксу, проводят собственное исследование здесь и дают свою оптику городу, что в итоге запускает новые процессы. Она отметила, что социокультурное проектирование – это новый опыт для резиденции и для фонда. Но они готовы «замирать и слушать». 

«Резиденция – странный инструмент и странное социокультурное решение, но это тропинка, которая приводит новую аудиторию, позволяет задавать нестандартные вопросы, переворачивать страницы истории, сентиментальной памяти, и на основе этого проецировать, а потом проектировать инфраструктуру, чтобы люди помещались в эти пространства со всеми нарративами, которые могут еще возникать и обогащать».

Выкса – это моногород, основанный при металлургическом заводе (ВМК). В конце 90-х завод вошел в состав Объединенной металлургической компании (ОМК). Именно компания и благотворительный фонд «ОМК-Участие» во главе с Ириной Седых (женой председателя совета директоров ОМК Анатолия Седых) в 2011 году устроили первый фестиваль, тогда он назывался «Арт-овраг». Фестиваль должен был дать толчок развитию молодежной культуры в городе.

Юлия Мишина, генеральный директор фонда «ОМК-Участие», рассказывает, что изначально концепция фестиваля строилась на современном уличном искусстве. «Я сама из Выксы и знаю, что молодежи просто нечем было заняться в городе». Поэтому важно было создать условия для досуга и самореализации молодых людей, отвлечь их от вредных привычек и уменьшить количество правонарушений среди несовершеннолетних и отток молодых людей из города.

Были приглашены художники, кураторы, архитекторы, урбанисты не только из России, но и других стран. Построены скейт-парки, где проводились мастер-классы по BMX, скейтбордингу, танцевальным битвам. Фасады зданий украсили граффити, некоторые из которых созданы известным уличным художником Пашей 183. В парках и на улицах города «выросли» масштабные арт-объекты.

А на самом заводе появился индустриальный стрит-арт-парк с монументальными муралами: «Стой – Иди. Амбар в Нормандии» от основателя соц-арта Эрика Булатова, «Без названия» художника Алексея Луки и «Эволюция-2» художника Миши Most (площадь — 10 800 кв. м).

Фото: Евгений Бреча/ пресс-служба «Выкса-фестиваля»
100
и более объектов созданы в городе за все время фестиваля художниками вместе с местными жителями на основе соучастного проектирования

Со временем в организацию фестиваля стали все больше привлекать местных жителей, причем не только в качестве волонтеров, но и активных участников. И это дало новый толчок и превратило фестиваль молодежной культуры и стрит-арта в большой социокультурный проект, а скорее даже — эксперимент.

«Сейчас мы развиваем наш фестиваль в сторону «выксунизации» и вовлеченности местных жителей», — объясняет Юлия Мишина.

Что такое «выксунизация» 

Каждый художник, куратор, режиссер, архитектор, который приезжает что-то делать в Выксе, должен какое-то время пожить в городе, почувствовать его динамику, пропитаться историей, пообщаться с горожанами – «выксунизироваться». А потом уже творить под впечатлением от этого опыта и желательно с привлечением местных жителей.

Например, в прошлом году в шоу «Упсала-цирка» из Санкт-Петербурга вместе с профессиональными артистами выступили 40 выксунцев. А режиссёр Андрей Маник создал краеведческие променады или спектакли-походы: зрители оказывались в гостях в домах и квартирах коренных выксунцев, где их ждал накрытый стол и истории о местных обычаях, любви, расставаниях.

В этом году на фестивале показали спектакль «Карамзин. Театр в деревни», созданный выпускницей «Мастерской Брусникина» Алиной Нассибулиной по роману Людмилы Петрушевской.

Спектакль играют дети, воспитанники реабилитационного центра «Пеликан», которые становятся как бы проводниками зрителей не только в сам текст, но и в свою жизнь.

Они же вместе с художницей Вани Боуден придумали декорации и реквизит спектакля.

Во втором уикенде фестиваля выступил Леонид Агутин, исполнив пару песен вместе со сводным хором Выксы. Выступление репетировали несколько недель под руководством приглашенного хормейстера Этери Бериашвили. Хор собрал 120 выксунцев разного возраста.

В качестве примера соучастного проектирования Юлия Мишина рассказала про городскую школу №8, которая в сентябре открыла двери в обновленном виде. Под кураторством архитекторов и художников ученики старших классов сами придумали, как сделать пространство родной школы удобнее, красивее и современнее. Сначала они прослушали семинары по истории архитектуры и дизайна, научились создавать эскизы и макеты. И в результате предложили собственную концепцию обновления школьных помещений, которая в итоге была воплощена в жизнь.

Фото: Екатерина Васильева / АСИ

«Выксунизацию» проходят не только участники фестиваля, но и зрители – сложно остаться равнодушным, не проникнуться и не стать частью этого социокультурного эксперимента, когда тебя берут за руку и буквально приглашают окунуться в местный быт посредством культурных форматов.

Юлия Мишина отметила, что в каком-то смысле «Выкса-фестиваль» — это эксперимент. С каждым годом фестиваль дает новые эффекты, часто неожиданные, и тем самым ставит новые задачи перед фондом. В пример Мишина привела креативное пространство Ex Libris.

«Дом выксунских сообществ, одна из основ наших проектов по взращиванию и работе с сообществами, там проходит множество мероприятий. С момента основания пространство посетило около 20 тыс. человек, и это для нас большие цифры, которыми мы гордимся».

Ex Libris – площадка для городских сообществ и не только

Сложно говорить о каком-то эффекте в городе и среди жителей, не поговорив с самими жителями, особенно с молодыми людьми, на которых в первую очередь ориентирован «Выкса-фестиваль». В беседе с АСИ больше всего они упоминали как раз пространство Ex Libris.

«В этом году я не принимаю участие в фестивале, но пару лет назад участвовала в театральной постановке. Зато моя подруга водит экскурсии как волонтер. Мне сложно сказать, какой эффект дает фестиваль городу. Наверно, появляются новые места, например, мы с друзьями часто ходим в Ex Libris. Там можно в настолки поиграть, комиксы почитать, мастер-классы проходят. К новому году мы там делали открытки в дом престарелых», — рассказала АСИ девочка-подросток Настя.

Фото: Екатерина Васильева

Ex Libris открыли в 2018 году ОМК и фонд «ОМК-Участие» как площадку для творческого досуга и интеллектуального развития горожан. Здесь есть небольшая библиотека, коворкинг, проходят разные события, интеллектуальные игры, а также собираются сообщества по интересам. Среди них: клуб хендмейкеров, клуб английского языка, литературный клуб, киноклуб, клуб актёрского мастерства. Основная аудитория – молодежь от 14 до 35 лет, но приходят и подростки, и люди старшего возраста.

Пространство находится в историческом центре города, в здании 1768 года постройки, бывшей заводской конторы семьи Баташевых, основателей города и завода.

Сразу видно, что это место креатива и активностей. Подходим к входу и видим паутину с листочками. Сегодня, в один из дней фестиваля, здесь проходит акция «День мечты», можно загадать желание и повесить его на эту паутину. 

Ольга Клочкова, менеджер-руководитель Ex Libris, представляет пространство как многопрофильный, социокультурный центр, где много разных направлений: и творчество, и саморазвитие, и экология, а недавно были запущены два новых. 

«Первое – это проектный офис, где мы не только рассказываем о возможностях, но и учим в основном молодежь, как оформить идею в проект, как писать проекты, как найти ресурсы для реализации, в том числе финансовые. Проводим личные консультации, помогаем с заявочной документацией, отчетной документацией, рассказываем, как воплотить мечту в жизнь», — объясняет Ольга Клочкова. 

Второе направление – добровольческий центр гостеприимства Нижегородской области. Здесь собираются волонтеры, которые участвуют в различных городских событиях и благотворительных акциях. Также это и профориентационный центр.

«Мы рассказываем про разные профессии, кем можно работать и как достойно зарабатывать в сфере гостеприимства. Если молодые люди поймут, что им это интересно, они смогут связать в дальнейшем свою профессиональную деятельность с культурными институциями, со сферой туризма», — продолжает Ольга.

Фото: Екатерина Васильева

Тем более, что сейчас в городе строится большой индустриально-туристический комплекс «Шухов парк», где, возможно, в скором времени смогут уже полноценно работать те, кто сейчас набирается опыта как волонтер.

Как мотивируют горожан создавать социокультурные проекты

ОМК и фонд «ОМК-Участие» поддерживает активных жителей города в реализации социокультурных проектов, а также стимулируют организации культуры региона делать свои проекты. Как рассказала Ольга Миронова, руководитель направления по КСО ОМК, они в том числе могут помочь в оформлении заявки на гранты и предоставить письмо поддержки.

На входе в пространство Ex Libris стоят контейнеры для сбора вторсырья. Экоактивистка Наталья Седова, сотрудница ВМК, разместила здесь контейнер для сбора ненужной одежды из джинсовой ткани, которой она дает вторую жизнь. А контейнер «Бумаги.NET» поставила другая экоактивистка и тоже сотрудница завода Юлия Цыброва. Все собранные средства от продажи макулатуры идут на закупку семян, растений и инвентаря для проведения экологических акций. И Наталья, и Юлия выиграли грантовый конкурс «ОМК-Партнерство».

Фото: Екатерина Васильева / АСИ

На фестивале в этом году ОМК организовал встречу представителей учреждений культуры и соцпредпринимателей с Игорем Соболевым, первым заместителем генерального директора Президентского фонда культурных инициатив. Он подробно рассказал о конкурсе фонда, на что стоит обратить внимание при подаче заявки, как заявки оцениваются, какие ошибки чаще всего допускают заявители – например, невнимательно читают положение и инструкцию, не умеют правильно описать собственный опыт и вклад в проект.

Некоторые из присутствующих на встрече признались, что уже участвовали в конкурсе в предыдущие разы, но пока безрезультатно. Соболев прокомментировал, что мало, кто выигрывает с первого раза, однако участие — это уже большой и важный опыт.

«ОМК-Участие» — благотворительный фонд поддержки семьи, защиты детства, материнства и отцовства основан в 2008 году по инициативе руководителей и сотрудников Объединенной металлургической компании (АО «ОМК», г. Москва). Изначально фонд создавался с целью поддержки семей в трудных жизненных ситуациях и детей с тяжелыми заболеваниями в регионах присутствия компании.
Сегодня у фонда три основных направления: реализация системных изменений в качестве жизни детей с инвалидностью либо оставшихся без попечения родителей и формирование инклюзивной среды; развитие культуры, искусства и создание возможностей для просвещения, образования и творческой реализации местных сообществ; адресная помощь оказавшимся в трудной жизненной ситуации семьям и детям.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем