Как принятое постановление повлияет на работу НКО и кому стоит насторожиться – объясняют «Юристы за гражданское общество».

Фото: Mikael Kristenson / Unsplash

Что за постановление

1 июля правительство утвердило правила осуществления просветительской деятельности (Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2022 № 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности«) . Постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин, оно уже вступило в силу.

По сравнению с первым вариантом постановления, против которого на федеральном портале проектов нормативных правовых актов проголосовало 25 тыс. человек, в принятом документе ограничений и запретов в разы меньше. 

«Как к катастрофе к этому постановлению я бы не относилась – в нынешней ситуации это сравнительно нетрудные дополнительные требования к определенным организациям, которые в постановлении именуются организаторами просветительской деятельности. Замечу, что в самом законе нет такого термина. Первоначальный проект, опубликованный в апреле 2021-го, содержал  гораздо более жесткие ограничения. Он был отозван Министерством просвещения на доработку», – объясняет председатель совета ассоциации «Юристы за гражданское общество» Дарья Милославская.

По ее мнению, можно говорить о том, что граждан услышали и приняли их мнение к сведению. 

Постановление – продолжение поправок в закон «Об образовании» (часто его ошибочно называют «Законом о просветительской деятельности»), которые вступили в силу 1 июня 2021 года. Оно детально определяет условия и формы ведения просветительской деятельности. Впрочем, кое-что до сих пор не до конца понятно – нужно дождаться дополнительных подзаконных актов Министерства просвещения. Когда именно будут готовы документы – пока неясно. 

Что прописано в новом документе

Согласно постановлению, просветительской деятельностью могут заниматься органы государственной власти и местного самоуправления, уполномоченные организации, физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели.

В документе прописали формы просветительской деятельности: лекции, презентации, семинары, мастер-классы, круглые столы, дискуссии и «иные формы», в том числе онлайн.

В отдельном пункте указано, что организаторы просветительской деятельности, признанные иностранными агентами, должны маркировать свои сообщения и материалы соответствующей пометкой.

Фото: Nathan Dumlao/ Unsplash

Просветительская деятельность, указано в постановлении, должна учитывать разнообразие мировоззрений и помогать взаимопониманию между людьми, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Кроме того, она должна «способствовать реализации права на свободный выбор мнений и убеждений», обеспечивать развитие способностей человека и его личности – «в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями и требованиями законодательства Российской Федерации».

При этом культурно-просветительская деятельность религиозных организаций из-под действия постановления выведена: ее эти правила не касаются. 

Кому стоит насторожиться

Особое внимание правилам должны уделить организации, которые работают с детьми или на бюджетные деньги: их просветительские программы должны будут получать согласование Министерства просвещения. Это прописано в пункте 11: 

«Организатор просветительской деятельности, осуществляющий такую деятельность в отношении несовершеннолетних и с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, уведомляет <…> Министерство просвещения с приложением программы просветительской деятельности не позднее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты начала ее реализации. Форма и порядок направления такого уведомления и прилагаемых к нему документов определяется Министерством просвещения».

Фото: CDC / Unsplash

В программе, предъявляемой Министерству, нужно будет прописать цели, задачи, сроки, формы и место реализации просветительской деятельности, целевую аудиторию, информацию об организаторе и «лицах, участвующих в реализации» программы. Отдельно нужно будет указывать источники финансирования. 

«Поскольку под просветительскую деятельность подпадает многое, думаю, все организации, которые в любой форме распространяют среди несовершеннолетних какую-либо информацию или занимаются просвещением на бюджетные средства, должны будут озаботиться этим вопросом и подумать, каким образом составить программу так, чтобы она отвечала требованиям постановления. Конечно, это немножко усложняет жизнь, особенно, если к программе возникнут вопросы, учитывая довольно сжатые сроки», – говорит Милославская.

Министерство «проведет оценку» программы на предмет соответствия законодательству, Правилам и «документам стратегического планирования». При необходимости чиновники смогут привлекать для оценки уполномоченные организации.

Если Министерство выявит несоответствие, оно может «не позднее чем за пять рабочих дней до предполагаемой даты ее начала» обязать организацию изменить программу – так, чтобы она соответствовала всем требованиям. Без этого начинать просветительство будет нельзя. 

Министерство, по словам Милославской, должно разработать во исполнение этого постановления дополнительные нормативные акты: как просветительская программа может выглядеть, каким образом чиновники будут ее утверждать, как подавать уведомление, какие документы прикладывать.

Разные источники финансирования – разные требования

Постановление различает «бюджетные средства» и «гранты в форме субсидий из федерального бюджета».

Те, кто занимается просветительством на грантовые средства, от необходимости согласования программ с Минпросвещения освободили.

Также согласование не требуется органам власти и местного самоуправления. При этом по закону, отмечает Милославская, «органы власти в принципе не могут осуществлять деятельность иную, кроме той, которая прописана у них в положениях – но просветительской деятельности там до последнего времени точно не было. Возможно, здесь имеются в виду круглые столы, на которых чиновники будут разъяснять, каким образом те или иные нормы законодательства найдут свое отражение на практике».

Фото: Sincerely Media / Unsplash

А если мы работаем на бюджетные деньги, но не с детьми?

Для таких организаций или физических лиц постановление ничего не меняет – им пока можно не беспокоиться. «Но нужно помнить: как только у них в орбите появляются несовершеннолетние, они оказываются в другой категории. Еще мы должны помнить о законопроекте «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». 

Там написано, что физические лица, которые признаны иностранными агентами, не смогут вести просветительскую деятельность среди несовершеннолетних. А юрлица, [признанные иноагентами], – образовательную для несовершеннолетних», – говорит Дарья Милославская. 

1 июня прошлого года, невзирая на протесты научного сообщества и простых граждан, в России приняли поправки в закон «Об образовании». Они расширили требования к просветительской деятельности – в частности, теперь «не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, <…> в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации».

Законопроект поправок появился в ноябре 2020 года, одной из его целей было — «не допустить негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс».

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Услуги организаций

Ассоциация «Юристы за гражданское общество» проводит бесплатные консультации для НКО и инициативных групп по всем аспектам создания, деятельности, реорганизации и ликвидации НКО, разрабатывает образцы документов и методические материалы для НКО, информирует их об актуальных изменениях в законодательстве, обучает руководителей некоммерческих организаций в Правовой академии НКО, проводит стажировки для начинающих юристов, специализирующихся на некоммерческом праве.

Рекомендуем