Новости
Новости
18.04.2024
17.04.2024
16.04.2024
18+
Статьи

Десять лет краудфандингу: как социальные проекты бьют рекорды

В День краудфандинга вместе с платформой Planeta.ru вспоминаем пять успешных социальных кампаний.

Фото: Planeta.ru

7 июня в России празднуется День краудфандинга и день рождения платформы Planeta.ru. За 10 лет счетчик «Планеты» перевалил за 1,7 миллиарда рублей, а доля социальных и благотворительных кампаний увеличилась с 7,9% до 27% от общего сбора.

«Планета» с момента основания начала выполнять социальную миссию и работать с некоммерческими организациями. С тех пор краудфандинг по праву занял свое место в фандрайзинговых инструментах НКО.

В честь юбилея платформа запустила хроники, где можно понаблюдать за развитием краудфандинга и узнать личные крауд-достижения. А мы вспомним успешные краудфандинговые кампании.

Запустить 74 крауд-сбора и не прогадать

Фонд «Вера» – первопроходец благотворительного краудфандинга на «Планете». В сентябре 2012 года фонд запустил на платформе свою первую кампанию – сбор средств на питание для пациентов липецкого хосписа. НКО начинала с небольших проектов адресной помощи и постепенно стала размещать на платформе и системные проекты. С тех пор прошло 10 лет, и на счету у «Веры» уже 74 успешные кампании.

Фото: Planeta.ru

Фонд «Вера» – пример благотворительного фонда, который не только не боится тестировать новые форматы фандрайзинга, но и стал соавтором правил и условий работы «Планеты» с НКО. Все некоммерческие организации на платформе обязательно проходят валидацию. При этом для благотворительных проектов «Планета» предоставляет льготы. Среди них — сниженная комиссия, возможность продлить проект и перечислить на счет любую собранную сумму, даже если организация не смогла достичь заявленную финансовую цель.

11 тысяч участников проекта фонда «Дорогою добра»

Проект петербургского благотворительного фонда «Дорогою добра» по строительству центра для выпускников детских домов «Наставник+» – рекордсмен российского краудфандинга по количеству участников.

В 2016 году при запуске краудфандинга фонд запартнерился с YouTube-блогерами Rakamakafo, Николаем Соболевым и Гурамом Нармания. Rakamakafo сняли эксперимент «Ребенок в мусорке». Его краткая версия стала видеообращением кампании, а полную версию блогеры опубликовали у себя на YouTube-канале. Блогеры загрузили на свой канал социальный ролик, который сразу нашел отклик среди школьников и студентов. Подписчики перечисляли от 5 до 100 рублей, но их было очень много – почти 11 тысяч, поэтому проект быстро собрал почти 2 миллиона рублей.

Чип спешит на помощь: кино VS стигма

Юлия Киселева – российский режиссер-документалист, автор пяти успешных краудфандинговых сборов на постпродакшн кино. Фильмы Юлии всегда про социальное и инклюзию: будь то кино про мозг или антропоморфных роботов.

В основе ее последнего документального фильма «Чип внутри меня» — истории пяти людей с имплантами в голове. На фоне популярной темы чипирования и страхов людей стать подконтрольными искусственному интеллекту Юлия нашла драматичные истории, где чип в голове — жизненная необходимость.

Фото: Planeta.ru

Герои картины не побоялись вживить себе или своим детям имплантаты, благодаря чему получили возможность исправить врожденные или приобретенные нарушения. При этом в фильме много рассказывается о стигме «людей-киборгов» и идущей бок о бок с ней «технофобии». «Чип внутри меня» – лауреат нескольких документальных фестивалей и сейчас как раз вышел в кинотеатрах и на платформе KION. Также фильм будут показывать на телевидении в июне 2022 года.

В четыре раза больше: кейс центра «Какая разница!»

Центр «Какая разница!» занимается комплексной помощью семьям, воспитывающим детей с особенностями развития. Центр проводит лагерь выходного дня, мастерские по работе с керамикой, деревом и другими материалами, а также организует огромное количество занятий для подопечных, от кулинарных мастер-классов до адаптивной физкультуры.

В 2021 году во время крауд-кампании центр собрал в четыре раза больше запланированного. Этому способствовал широкий общественный резонанс, вызванный конфликтом на детской площадке в Санкт-Петербурге, когда женщина пыталась выгнать оттуда воспитанников центра. Сбор средств был создан до инцидента и изначально авторы планировали собрать 400 тысяч рублей. Но в связи с ситуацией сообщество «Лентач» обратило внимание своих читателей на активную крауд-кампанию центра на Planeta.ru и призвало поддержать авторов рублем.

Фото: Planeta.ru

В результате всего за сутки было собрано более миллиона рублей, и кампания завершилась со сбором 1,4 миллиона рублей. Средства пошли на открытие регулярных классов для подопечных: шумоизоляцию одного из кабинетов, покупку мебели и открытие спортивного зала с современным оборудованием.

Битва технологий: инклюзия + стартапы

В 2017 году на Planeta.ru запустили крауд-кампанию Una Wheel – съемного «гаджета» для инвалидных кресел. Команда разработчиков создала легкую электрическую приставку для преобразования обычного инвалидного кресла в электрическое. Так простое кресло-коляска становится полноценным средством передвижения. Человек оказывается на трех колесах  — два больших колеса от обычной коляски и одно механизированное впереди.

Фото: Planeta.ru

Во многих странах подобными устройствами охотно пользуются не только те, кто не может самостоятельно передвигаться, но и просто пожилые люди, например, в туристических поездках. Для России в 2017 году такие гаджеты были в новинку. На момент запуска краудфандинга такая приставка подходила только к 10% кресел-колясок.

Для разработки гаджета, подходящего ко всем коляскам, что есть в России, авторы и запустили кампанию, которая успешно завершилась на 1 миллион рублей. В том же году Una Wheel стали победителями в «Битве технологий» – первом в Рунете реалити-шоу для железных стартапов. Una Wheel – лауреаты множества премий, грантов и конкурсов, только за первые два года существования проекта они привлекли на него более 20 миллионов рублей.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике