Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Колонки

«Вышел зайчик погулять, или Банальная история с навязанным кредитом на лечение»

Светлана Бейлезон, общественный деятель, эксперт в вопросах жизнеустройства людей с нарушениями интеллекта, мама сына с ментальной инвалидностью — о том, как легко сегодня попасться на удочку мошенников, и как можно этого избежать.

Фото: Владимир Аверин

Сейчас мы наблюдаем всплеск волны мошенничества. Несмотря на многочисленные предупреждения, люди все чаще попадаются на удочку жуликов. Колонка Светланы Бейлезон — рассказ о личном опыте человека, которому был навязан кредит на медицинские услуги. Автор решилась поделиться своей историей в надежде, что ее рассказ поможет кому-то избежать подобных ловушек.

Предыстория

Бесплатное обследование

В начале декабря мне позвонили из некоего медицинского центра и предложили посетить терапевта и пройти бесплатное обследование сосудов головы и ног, адресованное перенесшим ковид москвичам в возрасте 40-70 лет. Обычно я сразу отклоняю телефонные инициативы, но после летней больницы чувствовала себя неважно и приняла предложение.

Мы с сыном оба на инвалидности, в районной поликлинике коллапс оптимизации, а на платную медицину пенсии не хватает… Может быть, кто-то оказывает услуги по ОМС, подумала я, и записалась на диагностику.

В назначенное время мы с сыном, инвалидом II группы с детства, пришли по указанному адресу в центре Москвы, отметились в регистратуре и стали ждать терапевта.

Человек в синей медицинской спецодежде провел нас в кабинет и представился ортопедом-травматологом. На стене за его спиной висели крупные изображения позвоночного столба. Бейджика у доктора не было. Я вспомнила было про обещанного терапевта, но не стала спрашивать, предположив, что на стандартное обследование сосудов может направить любой свободный врач.

Фото: ThisisEngineering RAEng / Unsplash.com

В районной поликлинике врачи иногда возражают против присутствия матери  при осмотре взрослого сына-инвалида. Вспомнив об этом, я попросила доктора принять нас с сыном вместе. Он легко согласился, выразил мне сочувствие по поводу болезни сына, сказал, что у него тоже есть больной ребенок (правда, в другом городе) и рассказал свою историю.

О последствиях перенесенного нами коронавируса нас не спросили, на выписки из больницы не посмотрели и сразу направили в разные кабинеты для обследования.

Письменного согласия на бесплатные исследования от нас не потребовалось. Обещанное УЗИ сосудов ног никто больше не упоминал. Мне посмотрели сосуды шеи. Сыну просканировали позвоночник.

После обследования нас вернули в кабинет ортопеда, и разговор вышел на новый виток.

Ловушка

По результатам сканирования моих сосудов доктор заключил, что мне грозит инсульт, и если срочно не принять меры, мой сын-инвалид скоро останется без матери. В то же время у сына выявили серьезные деформации позвоночника, которые усугубятся, если ему не оказать помощь.

А дальше, без перехода, доктор сообщил, что курс спасительного лечения на двоих будет стоить порядка 600 тысяч рублей.

Это невозможно, у меня их нет, сказала я. Тогда, сказал доктор, он готов предложить мне льготную программу (только потому, что у нас с ним одинаковая проблема!) – лечение в кредит, в месяц это всего в 10-12 тысяч…

Я объяснила, что живем мы на пенсию. Но тогда вы погибнете, сказал доктор, а сын… На сына, конечно, банк не оформит кредит, так как он на учете в психоневрологическом диспансере, но оба кредита можно оформить на мать…

Неумолимая угроза жизни, а главное, грядущее одиночество сына «отключили» мою логику. Почему-то в голову не пришло, что процедуры можно проходить планомерно, не вступая в долговые отношения, и продлевать лечение по результатам по мере возможностей.

Карусель

Дальше было как на карусели с наклоном – по кругу, вверх-вниз,  голова плывет, внутри все обрывается, держись крепче и постарайся выдержать…

Под угрозой инсульта я согласилась на беседу с финансовым руководителем медцентра (его должность и фамилия остались для меня тайной). Человек в возрасте моего сына посочувствовал моим постковидным осложнениям, сказал, что в этом году у него от коронавируса умер отец, и одобрил мое решение.

Мы все сочувствовали друг другу.

Далее меня проводили в помещение без опознавательных знаков, где в течение получаса оформили кредит на сумму 300 тысяч рублей.

Все было очень вежливо и очень быстро: посмотрите (распечатанный очень мелким шрифтом) договор, но одной вашей пенсии мало для обеспечения кредита, поэтому в договоре мы укажем, что вы сдаете квартиру. — Но ведь у меня нет лишней недвижимости, и я ничего не сдаю?! – Ничего, никто не проверяет, подпишите тут и тут, все правильно, вот ваш экземпляр…

Пока я подписывала бумаги, наш «благодетель» ортопед провел для сына экскурсию по медцентру, а после оформления кредита выдал мне свой телефон на желтом листочке для заметок – ничего лишнего, только имя и отчество, и «звоните в любую минуту!».

Фото: unsplash.com

Комплекс услуг, заранее расписанный и уже внесенный в мой медицинский договор, стоил порядка 84 тысяч рублей и предполагал однократное проведение анализов, семь осмотров терапевта и десять процедур по лечебной физкультуре и спортивной медицине. Посещая медцентр дважды в неделю, я могла бы «исцелиться» за два месяца.

Для радикальной коррекции состояния здоровья моего сына специалистам медцентра требовалось гораздо больше исследований и порядка 40 дорогостоящих процедур на общую сумму около 216 тысяч рублей. Сыну для прохождения курса понадобилось бы примерно полгода.

Во все эти подробности я вникла уже задним числом.

Кредит мне оформили на 36 месяцев. В виде процентов я должна была уплатить банку еще порядка 90 тысяч рублей.

По условиям договора деньги от банка поступали на счет медицинского центра в течение трех дней. При этом кредитный договор, оформленный между мной и банком, предусматривал, что я доверяю получение кредитных средств и перевод их на счет медицинской организации некоему физическому лицу, проживающему в Санкт-Петербурге.

Ни подписи, ни печати этого лица, как и банка-кредитора, на моем экземпляре договора не было. Но осознать все это я смогла лишь через несколько дней.

В регистратуре мне тут же выдали направления на анализы и МРТ. На следующий день я сообщила по телефону об отказе от услуг медцентра, а затем узнала из договора, что даже не полученные услуги подлежат оплате из кредитных средств, если ты не успел отказаться за 12 или более часов до проведения процедуры.

Снимая использованные бахилы, я понимала, что совершила непростительную ошибку, но сразу возвратиться назад вместе с сыном, для которого внезапные перемены чреваты нервным срывом, уже не могла.

Дома у меня до небывалых для меня цифр поднялось давление – недаром мне пророчили близкий инсульт…

Сама натворила — сама и расхлебывай

Всегда ли полезна гиперответственность?

Люди все мы, конечно, «уникальные», но в критической ситуации действуем зачастую будто по шаблону.

Позже я узнала, что вела себя совершенно стандартно.

Сначала мне казалось, что с этого ледяного полюса я должна выбираться сама. Я не боялась упреков, мне было просто мучительно стыдно и противно за себя. И тогда, наглотавшись таблеток от давления, я начала свое собственное расследование.

Первым делом нашла в интернете сайт с бесплатными юридическими консультациями и оставила заявку. На следующий день мне перезвонили, толково и сочувствием расспросили и пригласили на консультацию.

Друзья помогли мне собрать деньги на юриста.

Через три дня я получила на руки текст претензии к медицинской организации о расторжении договоров на оказание услуг, а также проект искового заявления в суд.

С подписанной претензией и проектом иска я отправилась в медцентр.

Тон и стилистика поведения сотрудников центра за прошедшие несколько дней резко изменились. Меня посылали из одного кабинета в другой для беседы с должностными лицами, имен, фамилий и должностей которых я так и не узнала, и в конце концов приняли претензию о расторжении медицинского договора.

Через две недели я получила из медцентра витиеватое письмо о том, что договор с нами согласны расторгнуть, но прежде я должна буду оплатить оказанные мне услуги. Оказывается, «бесплатные» диагностические процедуры, проведенные нам до подписания договора, были включены в перечень услуг, оплачиваемых из средств кредита.

Теперь я понимаю, что, переступив порог медицинского центра, я должна была озаботиться подписанием соглашения о проведении бесплатной диагностики.

Гонка на время

В бесплодных попытках решить проблему в одиночку я потеряла неделю, после чего решилась раскрыть свою тайну близким и друзьям. К этому моменту я сообразила, что у меня есть знакомый юрист и есть подруга, имевшая прежде опыт работы с банковскими документами. Им я и переслала для изучения копии подписанных мною договоров.

Оказалось, что в двухнедельный срок после заключения договора у меня есть законное право расторгнуть договор в досудебном порядке — не только с медицинским центром, но и непосредственно с банком-кредитором.

Напрасно я послушалась платных юристов, надо было сразу обращаться в банк с заявлением о расторжении кредитного договора.

Фото: pixabay.com

Вскочить в уходящий вагон

К этому моменту до окончания срока подачи жалобы в банк о приостановлении моих обязательств по кредиту и возвращении денег из медцентра на счет банка оставалось всего два дня.

На 14-е сутки после заключения кредитного договора я успела подать жалобу о навязанном кредите на предоставление медицинских услуг на сайте Центрального банка России и получила уведомление о приеме жалобы и сроках ее рассмотрения. В этот же день через электронную приемную банка, выдавшего кредит, подала обращение с требованием о расторжении кредитного договора.

Через несколько дней из банка мне сообщили, что кредитный договор будет закрыт.

К Новому году деньги, перечисленные банком на счет медицинского центра, вернулись в банк. Осталось получить в банке официальную справку о прекращении наших отношений.

«Опыт, сын ошибок трудных»

Хочется надеяться, что моя история послужит кому-то предостережением.

Пробегусь кратко по основным позициям.

  • Не соглашайтесь на полученные по телефону предложения о бесплатных обследованиях. Люди, использующие краденые базы наших персональных данных, прибегают порой к осознанному мошенничеству либо  становятся маленькими звеньями большой жульнической цепочки. Как бы то ни было, их заработок за наш счет не входит в сферу наших интересов.
  • Если вы все же вступили в диалог с «бескорыстными» представителями медицинской организации, выясните сразу все нюансы: кому и зачем понадобилось о вас заботиться, кто финансирует обследования, каковы перспективы вашего сотрудничества?
  • Если после общения решились принять предложение, обратите пристальное внимание на первые же подписываемые вами бумаги: на что именно соглашаетесь, какие услуги вам предоставляются бесплатно. Требуйте тех услуг, которые были обещаны, и тех специалистов, о которых шла речь.
  • Не бойтесь «страшных» заключений, все ваши проблемы были с вами еще вчера, до посещения «человеколюбивой» медорганизации. Проконсультируйтесь с другими специалистами, получите второе мнение.
  • Не соглашайтесь на заранее расписанный курс лечения, который вам стремятся продать целиком! Его эффективность ничем не подтверждена, а лечиться можно поэтапно и в разных местах. Попросите распечатать программу курса или прислать ее проект на электронную почту. Если программа вас устроит, придете на следующий день.
  • Не соглашайтесь оплачивать сразу весь курс: ситуация со здоровьем может потребовать изменения стратегии и тактики лечения.
  • Если вы в принципе согласны лечиться в кредит, не подписывайте договор с ходу, требуйте полный текст кредитного договора с банком, внимательно изучите его дома, посоветуйтесь со специалистами, чтобы не попасть в западню. Лучше найти знакомых специалистов.
  • Подумайте, прежде чем обращаться за консультациями и помощью в незнакомые юридические конторы. Они могут быть заинтересованы в доведении дел до суда.
  • Если же вы, подобно мне, оказались легковерны и попались на удочку навязанного кредита на медицинские услуги, не теряйте время и стучитесь незамедлительно во все двери сразу: требуйте расторжения медицинского договора, подавайте жалобу на навязанный кредит на сайте Центоробанка и параллельно — обращение в банк о расторжении кредитного договора. В каждом письме обязательно укажите, в какие еще организации вы направили жалобу.
  • Если банк отказывается расторгнуть договор о кредите, у вас есть право обратиться к финансовому уполномоченному.

Так что варианты решения проблемы есть.

Однако все же, прошу вас, не спешите в западню и обходите подальше мышеловки — источники «бесплатного сыра».

И будьте здоровы.

Записала Лидия Тихонович

Материал подготовлен по проекту «НКО-координаты». Проект реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике