Новости
Новости
29.03.2024
28.03.2024
27.03.2024
18+
Серии

Инструкция: как НКО выжить в новых экономических условиях

Специалисты третьего сектора о том, что могут сделать некоммерческие организации в стремительно меняющейся экономической ситуации, с чем возникнут сложности и почему универсального решения для всех нет.

Фото: Игорь Низов / Фотобанк Лори

Прекращение авиасообщения, уход зарубежных компаний с российского рынка и рост рубля – уже состоявшиеся факты. Как это повлияет на работу третьего сектора и что могут сделать некоммерческие организации, чтобы обезопасить себя, Агентство социальной информации разбиралось вместе с экспертами.

Как новые реалии затронут НКО

Инфляция, рост цен и возможная безработица – то, что ожидает страну в ближайшее время, говорит Ольга Евдокимова, директор АНО «Эволюция и филантропия». По ее словам, текущую финансовую ситуацию сравнивать с пандемией нельзя: в 2020 году не было экономических предпосылок для кризиса, как сейчас.

«Если честно, сейчас не лучшее время для каких-либо прогнозов, ситуация меняется настолько стремительно, что затрагивает зачастую все аспекты деятельности НКО», – говорит исполнительный директор ассоциации «Все вместе» Алиса Малова.

По ее словам, бизнес уходит в режим «затягивания поясов». А значит, это скажется и на совместных проектах с благотворительными организациями, и на их ESG-бюджете в целом. В некоторых случаях спонсирование может сократиться, в других – прекратиться вообще.

«Бизнесу нужно время, чтобы понять, что происходит, и месяца три-четыре эта неопределенность, скорее всего, будет продолжаться. Сейчас будет фокусировка на сохранении, большинство будут опасаться смелых идей, крупных программ, трансформационных преобразований. Все сейчас пытаются сохранить самое ценное – работу, коллектив, базовые услуги», – объясняет директор АНО «Эволюция и филантропия».

Что будет с фандрайзингом

Ольга Евдокимова считает, что предсказывать что-то сложно, но уже очевидно одно: каналы фандрайзинга придется перестраивать. Многие привычные способы привлекать пожертвования стали недоступны – надо развивать оставшиеся и искать новые.

Так, основатель Клуба фандрайзеров Анастасия Ложкина советует оптимизировать платежи через платежные системы и дополнить их приемом пожертвований наличными и через СМС. Также надо попытаться найти способы поддерживать адресные контакты с донорами – через почтовые рассылки, СМС и мероприятия.

Фото: Josh Appel / Unsplash

Интернет-издание Vc.ru подготовило подборку российских аналогов зарубежных сервисов. В их числе те, которые помогут фандрайзерам, инструменты для email-рассылок, хранилища данных и другие сервисы.

«Уже наблюдается снижение пожертвований, особенно рекуррентных, с одновременным ростом числа обращений за помощью», – подчеркивает Алиса Малова.

Кроме того, стоит приготовиться к тому, что может потеряться связь с зарубежными донорами. Например, учредитель фонда «Дом с маяком» Лида Мониава отмечает, что практически прекращены все рекуррентные подписки пожертвований через PayPal в «Дом с маяком» в связи с приостановкой работы платежной системы в России.

Как изменится господдержка

Ситуация с грантами находится в подвешенном состоянии, считает Ольга Евдокимова. Последние пять лет государство активно поддерживало развитие третьего сектора. «Но сказать сейчас, какие бюджеты будут у грантодателей, нельзя. Во многом это будет зависеть от того, каким будет распределение бюджета на государственном уровне», – говорит Евдокимова.

Один из возможных вариантов – поддержка в первую очередь тех проектов и организаций, которые занимаются наиболее острыми проблемами и предоставляют социальные услуги, на которые сейчас растет спрос.

«Это проекты помощи мигрантам, развития патриотизма и социального обслуживания населения. Если ты не в этом списке, возможно, будет сложнее», – предполагает эксперт.

В середине марта президент Владимир Путин подписал указ, согласно которому НКО окажут дополнительную поддержку. В первую очередь ее получат НКО, занимающиеся социальным обслуживанием населения, а также те, кто помогает беженцам и занимается патриотическим воспитанием.

К чему можно подготовиться сейчас

«НКО может выстраивать свою работу в соответствии с новыми реалиями – в интересах своих подопечных. Хорошо, если есть четкое понимание по закупке лекарств и товаров первой необходимости на несколько месяцев вперед и бюджет, который позволяет приобрести это уже сейчас. Это будет разумным шагом», – говорит Алиса Малова.

Бывший директор «Ночлежки» Григорий Свердлин советует некоммерческим организациям заранее закупать лекарства, технику и товары, которые необходимы. Это будет уместно, если организация считает, что в последующем их стоимость только будет расти. А если негде хранить – арендовать контейнер.

«Если вы выиграли какие-то зарубежные гранты, но еще не получили деньги или получили не все – срочно попросите перевести вам всю сумму. Велика вероятность, что уже через неделю перевод будет просто не осуществить. То же самое по деньгам, о которых вы договорились с вашими корпоративными партнерами и крупными частными жертвователям на этот год», – добавляет Свердлин.

Если организация арендует помещение, лучше заранее связаться с арендодателем и спросить, планируется ли повышение стоимости аренды. Так НКО будет заранее понимать, какую сумму ей придется платить.

Фото: Mario Gogh / Unsplash

Сейчас НКО стоит подумать, от чего они могут отказаться. Например, не нанимать нового сотрудника, если в этом нет необходимости, не проводить ремонт, если ситуация в помещении не критическая.

«Часто для расходов, которые не связаны с основной деятельностью, есть альтернативные варианты. Режим экономии уместен в текущей ситуации, но найти, где можно сэкономить, сделать это временным или постоянным – должна решать каждая организация лично для себя», – подчеркивает Евдокимова.

Стоит ли сокращать или увеличивать объем работы

Малова поддерживает: каждая организация сама должна решить, открывать или закрывать программы, исходя из своих ресурсов. Никаких универсальных решений, подходящих для каждой НКО, сейчас быть не может, как и в любой другой кризис. Например, «Все вместе» продолжит поддерживать членов ассоциации и вести свои проекты, а при необходимости — корректировать работу под актуальные запросы.

«Еще для нас очень важно сохранить небольшую и эффективную команду ассоциации. Практика показывает, что это лучшая инвестиция в устойчивость НКО», – отмечает исполнительный директор «Все вместе».

Ольга Евдокимова считает, что если организация просчитала риски и имеет достаточно ресурсов для новых проектов, можно попробовать что-то новое. Главное, чтобы был спрос, поэтому НКО стоит подумать, что может быть сейчас актуально для благополучателей.

«Сейчас время партнерств. Мы должны как сектор попытаться работать вместе, что-то форматировать, чтобы человек оставался (в системе помощи. — Прим. АСИ), получал блага и ценности. Сейчас стоит больше общаться друг с другом, есть сильные тенденции на создание совместных стратегий, чтобы в это время быть вместе», — рассуждает Евдокимова.

Что не стоит делать

«Паниковать. Решения, принимаемые в состоянии паники, никогда не оправдывают себя. Если самостоятельно выйти из такого состояния не получается, стоит обратиться за психологической поддержкой. Мы должны продолжать помогать, а ресурсное состояние для этого является обязательным условием», – подчеркивает Алиса Малова.

Фото: Andrew Teoh / Unsplash

Сейчас время, когда каждая организация сама должна решить, что для нее уместно. Стоит ли уходить из блокируемых соцсетей, открывать новые программы, сокращать или увеличивать штат – универсального ответа нет.

«Лично для меня было бы странно сейчас собирать средства в эндаумент – не то время и не те обстоятельства. Хотя, возможно, для какой-то НКО эта стратегия будет уместной», – рассуждает Евдокимова.

Подводя итоги

Хотя сейчас время турбулентности, но есть две вещи, которые НКО могут начать делать уже сегодня, считает Евдокимова: искать новые партнерства и еще раз проанализировать свою работу.

Укрепление и создание новых горизонтальных и вертикальных связей помогут удержаться на плаву. Новые партнерства – это коллаборации с другими некоммерческими организациями и бизнесом, но в первую очередь, со своими благополучателями. Только с их помощью организация сможет понять, что самое полезное она может делать в текущей ситуации.

«НКО должны еще раз посмотреть, насколько их работа соответствует законодательству. И понять, насколько их работа поддерживается в обществе: это про ценности, миссию, командную мотивацию. Сейчас время, когда можно вспомнить про то, что тебя ведет», – подчеркивает Евдокимова.

И, конечно, держать руку на пульсе: следить за изменениями и следовать им. «Все решения надо принимать с холодной головой», – заключает Евдокимова.

Материал подготовлен по проекту «НКО-координаты». Проект реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике