Новости
Новости
25.04.2024
24.04.2024
23.04.2024
18+
Статьи

Это по любви: семь историй о том, как начинались отношения с некоммерческим сектором

Знакомство на Невском, поддержка в онкоотделении, сетка с пластиком из Эльбы – АСИ собрало воспоминания руководителей и сотрудников НКО о том, как они познакомились с третьим сектором.

Фото: Priscilla Du Preez / on Unsplash

Николай Слабжанин, исполнительный директор «Детских деревень – SOS», Москва

С некоммерческим сектором Слабжанин познакомился практически 30 лет назад. В 1994 году он работал в консалтинговой фирме «Институт психологии бизнеса», а вместе с этим попробовал себя волонтером.

«Когда я работал в Институте психологии бизнеса, мы изучали мотивацию сотрудников разных коммерческих организаций: банков, предприятий, компаний. И когда я понял, что меня тянет в область, связанную с развитием социальных инициатив, для меня это стало вызовом», – вспоминает Слабжанин.

Во время своего волонтерства Слабжанин познакомился с другими людьми – вместе они учредили Сибирский центр общественных инициатив. После этого помог открыть волонтерские центры по всей Сибири, которые привлекали добровольцев для других некоммерческих организаций. А дальше поехал развивать волонтерство в Центральную Азию.

С темой сиротства его связал фонд «Виктория» – туда Николай Слабжанин устроился после возвращения в Россию. Три года он проработал исполнительным директором, пока «Детские деревни – SOS» не предложили возглавить филиал в стране. На этом посту нынешний директор уже 13 лет.

«Мне нравится, что за это время появилась институционализация некоммерческого сектора: есть организации-лидеры в своей области, на которые ориентируются другие НКО. Они уже на федеральном уровне продвигают инициативы, которые улучшают жизнь людей повсеместно», – говорит Слабжанин.

Фото: Дима Жаров / АСИ

Григорий Свердлин (признан иноагентом), директор «Ночлежки», Санкт-Петербург

Свердлин познакомился с третьим сектором на Невском проспекте. К 2009 году он успел поработать маркетологом, бренд-менеджером, сотрудником банка – все приелось. Думал пойти работать горным спасателем – позволяла высокая квалификация по альпинизму, пока случайно не встретил знакомую на Невском проспекте.

«Встретил совершенно случайно свою хорошую приятельницу с некой девушкой. И эта девушка оказалась тогдашним директором «Ночлежки» Зоей Соловьевой, которой я стал задавать вопросы: как юридически оформить, что с бюджетом. Она на меня внимательно посмотрела и на следующий день позвала работать в «Ночлежку» координатором зимних пунктов обогрева», – вспоминает Свердлин.

К тому времени у него уже был опыт работы волонтером. Раздавал еду в «Ночном автобусе», помогал Российскому Красному Кресту и «Перспективам». Связать себя с благотворительностью думал и до этого. Особенно в работе пригодился опыт работы в коммерческих компаниях.

Фото: Слава Замыслов/АСИ

Например, умение объяснять сложные вещи простым языком. «Это получается благодаря тому, что есть опыт участия в заказах, в составлении брифов на изготовление коммерческой рекламы», – уверен Свердлин.

Спустя еще полгода после начала работы Зоя Соловьева уехала учиться в Германию. Новым директором единогласно выбрали Свердлина.

Татьяна Сачко, директор фонда «Искорка», Челябинск

Татьяну Сачко с благотворительностью связала личная история. В 2009 году ее старшему сыну Сереже диагностировали лейкоз. Татьяна лежала в отделении с ребенком и познакомилась с Ритой Галиповой, основательницей фонда «Искорка».

Как отмечает Сачко, фонд помог ей поверить в то, что с заболеванием можно справиться. Она узнала историю сына Галиповой: он в свое время победил лейкоз. Сережа тоже пошел на поправку, а в 2012 году в Санкт-Петербурге ему пересадили костный мозг. Но семья решила вернуться обратно в Челябинск, а Татьяна — присоединиться к работе фонда.

«Я стала добровольцем, потому что понимала: кому-то другому точно также может помочь мой опыт и придаст родителям уверенности в выздоровлении их детей. Я вела проекты в «Искорке» на добровольных началах: программы дистанционного обучения, реабилитационные мероприятия, «Игры победителей», – вспоминает Сачко.

В конце 2019 года Татьяна стала руководителем фонда – накануне пандемии коронавируса. Пришлось практически с нуля перестраивать работу с подопечными и партнерами, планировать программы и искать ресурсы.

Организовать процессы внутри организации помог предыдущий опыт – до этого Сачко 14 лет проработала государственным инспектором по надзору за электроустановками промышленных потребителей. Вспоминая опыт в коммерции, Сачко отмечает: назад не вернулась бы.

«Но от двухнедельного отпуска бы точно не отказалась. Я была бы рада перезагрузке, потому что мозги, честно говоря, давно не отдыхали», – заключает Сачко.

Надежда Ли, учредитель фонда «Дедморозим», Пермь

Несколько лет назад Надежда Ли руководила логистической компанией: занималась международными перевозками, координировала фуры и сама часто ездила по городу. Но про некоммерческий сектор узнала случайно, когда знакомая попросила ее поискать в интернете, где купить детскую коляску.

«Так я попала на форум мам и пап, где, кроме всего прочего, была переписка о детях-отказниках. Они выкидывали на форум информацию, что вот тут лежит ребенок без игрушек, памперсов, еще без чего-нибудь. И были другие люди, преимущественно тоже мамы в декрете, которые сами не готовы были куда-то подрываться и ехать, но хотели помогать детям», – вспоминает Ли.

Тогда она решила, что раз постоянно ездит по городу, то будет перевозить вещи в больницы, интернаты и детские дома сама. Там она познакомилась с волонтерами, к которым позже присоединилась. Вместе с ней помогали журналист Дмитрий Жебелев и бухгалтер Людмила Политова.

Спустя время вместе они решили открыть фонд «Дедморозим». А поскольку у Ли был опыт руководящей работы, соучредители предложили ей быть директором. Как отмечает директор организации, опыт помог: коллектив НКО не отличается от коллектива логистической компании.

Анастасия Чуваева, менеджер проектов ИНГО «Кризисный центр для женщин», Санкт-Петербург

Несколько лет назад Анастасия Чуваева училась на факультете социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Во время практики студентов знакомили с местными НКО: рассказывали об их сфере, задачах и проектах. Тогда же Чуваева узнала об ИНГО «Кризисный центр для женщин».

Но после окончания университета она не сразу пришла в третий сектор. Сначала развивала коммерческие проекты в сфере недвижимости, коммуникаций, клиентского сервиса. Но продолжала поддерживать общение с ИНГО. Тогда же Чуваева начала помогать центру реализовывать некоторые из его проектов.

«В какой-то момент стало понятно, что опыт и навыки, полученные мной в бизнесе, наложенные на профильное образование в социальной сфере и опыт непосредственного «дружеского» участия во многих процессах центра изнутри, сами собой складываются в некое «комбо», которое может быть применено во многих процессах центра», – вспоминает менеджер проектов.

Она занималась проектами, связанными с дизайном креативных кампаний, оптимизацией по повышению видимости, налаживанию коммуникаций с бизнесом, развитием онлайн-платформ, взаимодействием со СМИ и развитием новых каналов коммуникаций. Постепенно третий сектор начал вытеснять из графика бизнес – и Чуваева окончательно присоединилась к работе центра.

«Многое из этого опыта, полученного в коммерческом секторе, я до сих пор с удовольствием применяю в своей работе. Для меня очень важно, что в конечном итоге доступ к качественной и бесплатной помощи появляется у большего количества женщин, которые могут в ней нуждаться», – заключает Анастасия.

Ольга Родькина, директор АНО «Новая жизнь», Абакан

Путь Ольги Родькиной к экологическим проектам начался задолго до знакомства с российским третьим сектором. Ей было 19 лет, когда она поехала получать высшее образование в Дрезден. Как-то раз, гуляя по городу, на площади она увидела огромную инсталляцию из пластиковых бутылок, выловленных местными студентами-активистами в Эльбе.

«У нас в СССР еще таких даже не было. Я тогда даже не понимала, о чем речь, но до сих пор, все эти годы у меня перед глазами стоит эта инсталляция из пластика, выловленного из реки. Я теперь я занимаюсь, по сути, тем, что увидела тогда в Дрездене, много лет назад», – говорит Родькина.

В 2018 году Родькина открыла в Абакане организацию «Новая жизнь». Ее главная задача – очистить Хакасию от пластика и сдать его на переработку, чтобы изготовить новые строительные материалы. Там она работала в свободное время, совмещая с руководящей должностью в «Сиб-Инфо Экспо». Деньги, которые она получала на коммерческой ставке, вкладывала в «Новую жизнь».

Так было до 2020 года, пока не началась пандемия коронавируса. Проводить выставки не было возможности, поэтому Родькина полностью сконцентрировалась на работе НКО и третьем секторе.

«Часть коллектива осталась: кто-то в штате, кто-то занят на проектах. Теперь мы ушли в это дело с головой», – заключает Родькина.

Руслан Шекуров, директор проекта DonorSearch, Казань

Руслан Шекуров в школе увлекался химией. После одиннадцатого класса поступил на химфак Казанского государственного университета (сейчас — Казанский федеральный университет). Там же впервые услышал про донорскую акцию: в вуз приезжала выездная бригада переливания крови. Сдал кровь, но на время о донорстве забыл – строил научную карьеру.

После Шекуров начал проводить городские донорские мероприятия вместе с Молодежным движением Республики Татарстан. Информация о том, что нужна кровь, приходила по СМС.

«Ближе к 2010 году возникла мысль, что можно создать донорскую базу, назовем ее так, и попробовать оптимизировать процессы в донорстве через «ВКонтакте». Этот проект был моим хобби, а наука — основной деятельностью. А сейчас, можно сказать, все наоборот», – вспоминает Шекуров.

Шекуров создал свою группу и потратил больше года на рассылку спама разным людям из донорских сообществ, чтобы набрать первые две тысячи подписчиков. Тогда проект был полностью волонтерским – работали за идею. Но позже поняли – надо открывать НКО.

Так в 2013 году DonorSearch зарегистрировали как некоммерческую организацию. Сейчас это не просто поиск доноров, а создание целого комьюнити людей, которые готовы регулярно сдавать кровь, обеспечение центров крови и борьба с дефицитом крови.

27 февраля отмечается Всемирный день НКО. Его учредили представители 12 государств Балтийского моря в 2010 году. 27 февраля 1950 года в резолюции Организации Объединенных Наций было введено понятие «международная неправительственная организация».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике