Новости
Новости
26.04.2024
25.04.2024
24.04.2024
18+
Статьи

«Найти подход можно только через общение»: как врачей учат разговаривать с пациентами

Как построена программа обучения врачей от организации «Онкофонд.ру» и на чем основано успешное лечение.

Фото: Syda Productions / Фотобанк Лори

Почему врачей нужно учить общаться с пациентами

В зарубежных вузах коммуникация врача и пациента — это отдельная дисциплина. Она опирается на клинические исследования, описывающие взаимодействие во время медицинской консультации. В России такой дисциплины с целенаправленным формированием практических навыков нет, говорит «Онкофонд.ру».

«Опыт коммуникации с пациентом передается от более опытных врачей к молодым. Вторая опора врача — это собственный интуитивный поиск решений.

Поэтому у нас очень много зависит от личности врача. И даже если у него есть желание свою практику общения с пациентом делать более эффективной, он движется медленно и на ощупь», — рассказала АСИ директор по развитию «Онкофонд.ру» Анжелика Данюшина.

С 2019 года у «Онкофонд.ру» есть программа «Коммуникация врач-пациент». Это обучение врачей навыкам общения с пациентами по Калгари-Кембриджской модели медицинской консультации. Она позволяет врачу и пациенту лучше понять друг друга, сформировать доверие и приверженность пациента лечению. Это создает условия для быстрого выздоровления, снижает количество осложнений, конфликтов.

Модель предлагает четкую инструкцию для врача, регламентирующую начало приема, сбор анамнеза, структурирование визита, выстраивание отношений, совместное принятие решения по дальнейшей тактике и закрытие приема. Инструкция включает 56 пунктов и подсказки, что делать, если что-то пошло не так.

Обучение в «Онкофонд.ру» прошли уже более 100 врачей.

Чему учат на программе «Коммуникация врач-пациент»

Навыков, заложенных в программе обучения, более пятидесяти. Врач сам выбирает, какие освоить.

Врачей, в том числе, учат распределять время на консультации, задавать открытые вопросы, структурировать получение информации и направлять диалог, давать пациенту информацию дозированно, справляться с конфликтными ситуациями.

«Если во время консультации врач разговаривал с пациентом и при этом учитывал его состояние, пациент получает психологическую поддержку. Чувствует заинтересованность в решении своей проблемы, начинает доверять врачу. А доверие — это основа для дальнейшего успеха лечения, связанного в первую очередь с исполнением назначений врача», — пояснила Анжелика Данюшина.

Она также отметила, что, по данным исследований, среднее время монолога пациента всего 92 секунды, а значительная часть пациентов завершают свой рассказ в течение 2 минут.

«Пациенту не страшно идти в бой с болезнью»

Екатерина Шахрай, врач-онколог московской городской онкологической больницы №62, рассказала АСИ, что главное, чему учит проект «Онкофонд.ру», — это строить коммуникацию с пациентом так, чтобы добиться приверженности предложенному лечению на основе доверия и командной работы врача и пациента.

«Найти подход к пациенту можно только через общение, в этом случае отношения выходят на другой уровень — более доверительный. В таких взаимоотношениях врач и пациент гораздо быстрее приходят к согласию о тактике лечения, и как результат пациент чувствует поддержку со стороны врача, ему не страшно идти в одиночку в бой с болезнью», — считает Екатерина Шахрай.

Врач отметила, что научилась говорить пациенту только то, что для него важно, правильно общаться, когда он агрессивен или нужно сообщить печальную новость.

«Не надо выдавать лишнюю информацию, нужно уточнить у пациента, что для него важно. Например, не все хотят знать какой механизм действия у лекарственного препарата, какие возможны пути развития заболевания», — пояснила Шахрай.

С 2022 года «Онкофонд.ру» планирует обучать по программе «Коммуникация врач-пациент» не менее 150 онкологов из Москвы и регионов ежегодно. Врачи могут присылать заявку на обучение на почту event@oncofond.ru.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике