Куда развивается социальная журналистика и что важно уметь журналисту — обсудили на конференции АСИ и «Благосферы».

28.10.2021
Фото: Inja Pavlić/ Unsplash

Тренд №1. Сокращение числа социальных журналистов в регионах

Координатор Ассоциации журналистов, освещающих семейную тематику, Александр Гатилин считает колоссальной проблемой «сжимание тисков вокруг шей абсолютно лояльных редакторов и уничтожение муниципальных СМИ, которые не лезут в политику, но поднимают социальные проблемы и пытаются достучаться до власти».

По его мнению, в будущем у журналистов может угаснуть желание впрягаться в чьи-то проблемы и таким образом социальной журналистики в регионах не останется.

Тренд №2. Выгорание журналистов

Руководитель направления специальных проектов Агентства социальной информации Алена Быкова считает, что государство и бизнес еще долго не захотят заниматься непопулярными темами вроде реабилитации освободившихся из тюрьмы, алкоголизма и других. И журналисты будут выгорать, потому что будут стараться решать проблемы, а не обслуживать интересы.

Тренд №3. Падение уровня профессионализма журналистов

Из журналистики ушли большие деньги, и теперь уровень подготовки журналистов и уровень их материалов становится все ниже — уверен гендиректор АНО «Русские репортеры» Дмитрий Михайлин. По его мнению, эта тенденция продолжится, потому что денег в отрасли станет еще меньше.

Алена Быкова при этом утверждает, что в профессии все равно останутся люди с пробивным характером, верные делу и умеющие делать свою работу хорошо — они будут у читателя на вес золота. Но на остальных профессия действительно «размажется».

Фото: Вадим Кантор / АСИ

Тренд №4. Охота на амбициозных

Журналист «7х7 Горизонтальная Россия» Максим Поляков считает, что главный критерий при выборе журналиста — его амбиции. В пример он приводит медиа «Люди Байкала», которое поднимает большие проблемы и пишет заметные тексты из региона. Но большинство журналистов в регионах часто довольствуются малым.

«Один из основных трендов будущего — охота редакций на сильных региональных журналистов. Или тех, кто хочет учиться и стать сильным», — уверен Поляков.

Тренд №5. Обучение редакторов

Максим Поляков утверждает, что многие фантастические тексты таковы именно благодаря редактору, который с ними работал. Вскоре будет сформирован запрос на повышение профессионализма редакторов и их обучение — именно они должны уметь довести идею и фактуру до сильного собранного текста. 

Фото: Вадим Кантор / АСИ

Тренд №6. Корректировка стратегии

Также, по словам Полякова, многие медиа будут вынуждены размышлять над корректировкой своей стратегии — например, выделить направление спецкоров, которые будут писать мало, но это будут суперкачественные глубокие тексты.

Тренд №7. Работа на стыке журналистики и программирования

Еще один тренд, который называет Максим Поляков, — возрастание роли людей, которые могут достать данные. Такие люди работают на стыке журналистики и программирования — они не только скачивают данные, но и видят тренды и тенденции, выдвигают на их основе гипотезы, а далее могут провести расследование.

Тренд №8. Уход в соцсети

Алена Быкова считает, что социальна журналистика перейдет в соцсети, каналы и паблики — на неподконтрольную территорию. Следствием этого может стать падение качества социальной информации, так как ее необязательно будет проверять.

Фото: Вадим Кантор / АСИ

Тренд №9. «Лайфстайл на службе добра»

Глянец и лайфстайл медиа с большой аудиторией еще больше пойдут в сторону социальной журналистики. Поляков уверен — когда пространство свободы сжимается, такие медиа становятся новыми точками входа. 

Дмитрий Михайлин согласен, что классический контент глянца — гламур и помада — уйдут к блогерам, а журналистика будет в целом постепенно сдвигаться в тему социального. Потому что никто кроме журналистов написать об этом не сможет.

Тренд №10. Сторителлинг

Дмитрий Михайлин делает ставку на тех, кто умеет рассказывать истории, но предупреждает, что таких людей по-прежнему мало.

Главный редактор портала «Милосердие.ру» Юлия Данилова подчеркивает, что если найдется журналист, который сможет найти героя и умело рассказать его историю, даже если изначально тема маленькая и региональная, — СМИ будут драться за такую историю и такого журналиста.

Фото: Вадим Кантор / АСИ

Что важно иметь и уметь социальному журналисту будущего

Максим Поляков: Нужно иметь эмпатию и деньги на психотерапевта.

Елизавета Маетная, журналист (внесена Минюстом в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранных агентов), редактор «Радио Свобода» и «Север. Реалии» (средства массовой информации внесены Минюстом в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранных агентов): Важны любопытство и интерес к своей работе, а навыки придут в процессе.

Юлия Данилова: Разум, умение проверять факты и не влюбляться в своих героев.

Дмитрий Михайлин: Навык сторителлинга, законы драматургии, мультимедийность и мультиплатформенность. То есть умение сделать историю во всех форматах и на всех платформах.

Александр Гатилин: Проектная деятельность и работа с сообществом.

Алена Быкова: Навык критического слушания — улавливать, какую информацию надо еще перепроверить — то есть умение слушать, как и читать, между строк. Умение быстро обрабатывать большие объемы информации и глубоко копать. Регулярно мониторить источники и всегда быть в курсе изменений. Уметь общаться с госорганами и умение говорить о сложных вещах простыми словами.

Конференция проводится в партнерстве с центром «Благосфера» при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина (проект «PROдвижение НКО»), Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» и Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем