Почему Башкирия идеально подходит для велосипедистов, какие дороги самые живописные и как устроены познавательные веломаршруты.

Фото: Christin Hume / Unsplash

Корреспондент АСИ поговорил с людьми, для которых велосипед не просто средство передвижения, но и способ привлечь внимание к истории интересных мест. 

«Пока я крутил педали, меня осенило»

Все детство у Антона Сазонова, основателя и руководителя проекта VeloRussia, учредителя и директора АНО «Планета», был велик, и кататься он умел, как многие дети, с «незапамятных времен». Но пристрастился к велопутешествиям, когда решил отправиться в экспедицию.

«Я много путешествовал и в один момент сел порассуждать, что бы еще такого интересного придумать. Вспомнил, что у меня есть велосипед, прямо представил, как я буду на нем долго и далеко ехать. Я подумал, когда если не сейчас. Тогда мне был 41 год», — рассказывает Антон Сазонов. 

В 2018 году он решил доехать на велосипеде из родной Уфы до Индонезии. 

Но он хотел не просто перемещаться из точки А в точку Б. Поэтому решил взять с собой письма российских школьников. Перед отъездом сходил в уфимские школы, рассказал об идее: «Я отвезу ваше письмо и привезу ответ». Идея выстрелила. 

Фото: Mediamodifier / Unsplash

Антон подготовился и проехал более 10 тысяч километров через 13 стран. В 2019 году он доехал из Уфы до Португалии.

Экспедиции «Дети мира» заняли почти по полгода. Самое яркое впечатление произвела Азия, которая, по словам Антона, для русского человека просто другой мир, если попадаешь в нее не на пляжный отдых и не на два-три дня.

Всего он посетил 24 страны на велосипеде и более 50 школ за рубежом. В России подключились школы из соседних городов: Самары, Саратова, Ижевска. С тех пор некоторые школы продолжают дружить и поддерживать общение с зарубежными школьниками. 

Сейчас пандемия поставила все на паузу, по земле перемещаться стало практически невозможно, говорит Антон. 

Антон. Фото из личного архива

В Европе Антон обратил внимание на велоинфраструктуру: указатели, навигацию, разметку, места отдыха. Его захватила мысль: в России каждый регион — как европейская страна, у которой уже есть своя сеть веломаршрутов, ведущая по самым интересным местам и достопримечательностям. 

«Пока я крутил педали, меня осенило: Башкирия идеально подходит для таких веломаршрутов. У нас «дружелюбный», неплоский рельеф для велосипедиста. Когда совсем плоско, ехать скучно. Есть горы, но не такие высокие, чтобы человек сел утром на велосипед, а к вечеру умер», — смеется Антон.

Наступала пандемия COVID-19, и сама ситуация подвела Антона к тому, чтобы сконцентрироваться на веломаршрутах внутри России и придумать проект VeloRussia. После «Детей мира» в регионе его хорошо знали, поэтому дела пошли хорошо. Антон отмечает, без поддержки государства и региона делать что-либо очень сложно. 

В проекте — веломаршруты, которые объединяют достопримечательности и истории регионов.

Например, у VeloRussia есть башкирский маршрут «Край 100 родников» протяженностью 186 километров.

Он считается самым живописным и несложным: по дороге встретится старинный Екатерининский мост в селе Седякбаш, Чеховский водопад, целебный источник, горы. 

Фото: Denis / Unsplash

Как устроены познавательные веломаршруты 

Проект нацелен на неподготовленных велосипедистов и позиционирует поездки на велосипеде не как спорт, а как активный отдых.

Поэтому первое, что нужно человеку, который отправляется на веломаршрут, — уверенность, что он сможет проехать и не заблудиться, что будут дороги, места, где поесть, купить еду, посидеть и отдохнуть. Так возник вопрос о благоустройстве веломаршрутов.

Первая часть такого благоустройства — это маркировка и навигация. В ключевых местах маршрута должны стоять указатели: сколько километров осталось всего и сколько — до ближайшей точки. Маркировка — это простые знаки краской на дорожных конструкциях, столбах и мостах. 

Фото: Merve Selcuk Simsek / Unsplash

Вторая — места отдыха и укрытия. Через определенные расстояния должны стоять беседки со столом и скамейками. Они нужны на случай, если велосипедист устал, пошел дождик или замучило солнце.

Третья — информационно-навигационные щиты, потому что путешествие по веломаршрутам — это не «чистый велотуризм», когда просто крутишь педали, а познавательная история. 

«Мы хотим, чтобы наши маршруты были интересными. Музеи, национальные парки, видовые площадки должны быть связаны этими маршрутами. Поэтому в тех местах должны стоять щиты или стенды, на которых будет написано, где человек находится, с чем это место связано, как оно называется, его история и описание. Это все я подсмотрел в Европе», — рассказывает Антон. 

Четвертая часть благоустройства — разметка и предупреждающие знаки. Антону понравился швейцарский опыт, где практично используют сеть дорог с низким трафиком. Строить отдельные велодороги очень дорого, лучше использовать местные. По ним маршрут Антона и проходит.

На таких дорогах есть места, где нужно пересекать федеральную трассу, там должны стоять предупреждающие знаки, мол, уважаемый водитель, тут могут проезжать велосипедисты, будьте внимательны. 

При хорошем раскладе на некоторых дорогах можно нанести велосипедную разметку. Все перечисленное находится в юридическом поле, потому что просто так ни один мазок краски на столб нанести нельзя, это незаконно, говорит Антон. 

На веломаршрутах в рекомендательном виде отмечены места, где можно поесть и переночевать. 

«Мы за цивилизованный туризм. Да, у нас есть места, где нет гостиниц — и так часто в России. Тогда мы рекомендуем — здесь можно поставить палатку», — рассказал Антон. 

На маршрутах отмечены разные достопримечательности: некоторые из них можно посмотреть, пока едешь, для других нужно делать остановку. Все маршруты в проекте построены по стандартам и правилам: например, ночевки должны быть не реже, чем через 50 км. В среднем каждый маршрут — 300 км, это несколько дней движения. Каждый маршрут включает 10-15 точек-достопримечательностей. 

Кому это нужно

За это время Антон сделал вывод, что их маршруты больше ориентированы на внешнюю аудиторию, а не на местных. Местные, как правило, знают у себя все вдоль и поперек, считает Антон. Для туриста это особенный способ узнать территорию. 

Турист берет путеводитель проекта, скачивает маршрут, прилетает или приезжает с велосипедом и может ехать. У туриста будет вся информация: по какой дороге двигаться, где поворачивать, где ночевать, где магазины, аптеки, достопримечательности. 

«Получается, что человек неделю провел в республике, размялся на велосипеде, открыл для себя регион. Понял, что такое Южный Урал, Башкирия, башкирский мед, кумыс…», — объясняет идею Сазонов. 

«Наши граждане мало знают другие регионы. Каждый сидит у себя, немножко знает, что вокруг, знает Турцию и Египет, может, какие-то раскрученные места вроде Алтая или Золотого кольца. А шаг вправо, шаг влево — ничего.

 А если взять Башкирию, то она мягко сказать менее известна. А так у нас есть и аэропорты, железные и автодороги. Урал — это старейшие горы мира, разделяющие Азию и Европу, а Южный Урал — самая обжитая часть гор.

И не так уж у нас и дико. Да, у нас есть медведи, но они в лесу сидят, по дороге не ходят», — рассказывает Антон.

Посмотреть, где по России можно путешествовать на велосипеде, можно здесь.  

Остаться с желанием что-то делать 

Ирина Руснак, председатель Ассоциации гидов-экскурсоводов Омской области и соавтор проекта «Омский велотрип», научилась кататься на велосипеде в детстве, у бабушки в деревне. 

Лет 12 назад Ирина купила велосипед, чтобы ездить в теплое время года на работу. Но потом поняла, что и по городу кататься можно, и необязательно по одному и тому же месту, ведь так неинтересно. 

Потом она познакомилась с компанией, которая организовывала туры и экскурсии, и какое-то время ездила с ними. Потом компания организовала школу гидов-экскурсоводов, Ирина отучилась, и туризм ее увлек. 

Ей предложили работать в компании, и она стала развивать велотуризм в Омской области как хобби. Года четыре проработала по выходным. Потом компанию продали и направление поменялось. А она осталась с желанием что-то делать.

«Тогда мы просто стали продолжать деятельность компании, в которой работали, чтобы это не пропало. Сделали Ассоциацию гидов-экскурсоводов Омской области», — рассказывает Ирина. 

На первом конкурсе Фонда президентских грантов 2021 года Ассоциация выиграла с проектом «Омский велотрип».

В проекте готовили амбассадоров велосипедных поездок по области, учили разрабатывать веломаршруты и велоэкскурсии. В проект, по словам Ирины, пришли простые омичи.

Фото: страница сообщества «ВКонтакте»

Они сделали десять новых маршрутов по Омску и области. Две участницы придумали велоэкскурсию с фотосессией. 

В Омской области много исторических и культурных мест, говорит Ирина. Например, на велосипеде можно узнать историю Омска в скульптурах, послушать мифы и легенды, увидеть Аграрный университет, сад Комиссарова. Павел Саввич Комиссаров завез в Сибирь культурные растения. Благодаря ему, по словам Ирины, у них теперь растут яблоки и ягоды. 

Для омских велопутешествий тоже сделали путеводитель, в котором собрали карты и рекомендации, где остановиться, что посмотреть, какие дороги. 

История для местных

Ирина Руснак подтверждает, что такие инициативы помогают привлекать внимание к территориям. 

Больше всего омскими веломаршрутами интересуются именно местные жители. Один раз были туристы из Москвы и Петербурга, которые приехали в Омск и не знали, чем занять выходной. 

«Но по большей части это жители города, потому что в России у нас несильно разрекламирован велотуризм. Наверное, люди не знают, что так возможно. У нас люди удивляются, когда видят: едет автобус, а за ним прицеп с велосипедами (это на загородную экскурсию), многие не могут понять, а что это, а кто это едет», — объясняет Ирина. 

Все их велоэкскурсии — не просто «поездки в лес»; обязательно выбирают интересную локацию. По пути и на месте гиды рассказывают историю места, в которое едут. На обратном пути — историческая викторина. Так люди узнают историю родного края. 

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем