Новости
Новости
26.04.2024
25.04.2024
24.04.2024
18+
Статьи

Работа со случаем: как оградить ребенка от детского учреждения

Почему при живых родителях дети оказываются под опекой государства, кто может это предотвратить и при чем тут теория привязанности.

Фото: Лариса Капусткина / Фотобанк Лори

По данным на 2018 год, в детских учреждениях живут около 28 тысяч «временных» детей, чьи родители добровольно или вынужденно попросили государство взять их под опеку.

Типичный ребенок в учреждении — мальчик-подросток с проблемным здоровьем, у которого нет отца или отец неизвестен.

Он попадает туда, когда родители сильно выпивают, уклоняются от родительских обязанностей или не могут поправить тяжелое материальное положение — это данные исследования Аналитического центра при Правительстве РФ. А как он может вернуться в семью — исследовали в четырех субъектах РФ по заказу Фонда Тимченко, заинтересовавшегося в проблеме.

Справка об исследовании

Исследования проводили в Новосибирской, Самарской, Томской областях и в Москве. В Новосибирской области им занимался Обучающий центр подготовки специалистов помощи детям «Солнечный город», в Самарской области — Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, в Томской области – Национальный исследовательский Томский государственный университет и общественная организация Шегарского района Томской области помощи детям и семьям группы риска по социальному сиротству «Рука в руке», в Москве — благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Вместе они проанализировали 4 654 случая временного помещения детей в детские учреждения.

Что говорят цифры

Заявления от родителей в личном деле ребенка могут появиться позже, чем сам ребенок в учреждении. Доля таких случаев доходит до 60%, рассказывает Эльвира Гарифулина, руководитель программы «Семья и дети» Фонда Тимченко. Пока что взять с родителя заявление на временное помещение ребенка в учреждение — последний шанс, чтобы не лишать их родительских прав, а позволить решить свои проблемы.

Исследование разбило стереотип, что «временный» ребенок остается в учреждении навсегда.

Оказалось, такая ситуация встречается только в 10-15% случаев. В 50-95% случаев, в зависимости от региона, дети проводят в учреждении до полугода и возвращаются домой.

Фото: Кекяляйнен Андрей / Фотобанк Лори

30-40% детей оказались в учреждении временно не по инициативе родителей, а из-за алкогольной или наркотической зависимости родителей, что представляет угрозу безопасности и благополучию ребенка. Часто к этому добавляются плохие жилищно-материальные условия и материальные трудности.

20-35% — это дети родителей-одиночек без зависимостей, которых отдали по родительской инициативе из-за специфики труда и материальных или бытовых проблем. Дети в этих случаях проводят в учреждении до шести месяцев.

В регионах, где распространен вахтовый метод работы и поездки на заработки, родители рассматривают социальное учреждение как летний лагерь, говорит Эльвира Гарифулина. Зимой, когда в сельской местности может быть трудно найти дрова и уголь, чтобы протопить печь, детей на самые суровые холода тоже пристраивают в учреждения.

Фото: Юлия Михайлова / Фотобанк Лори

Около 30% случаев приходится на детей с ограниченными возможностями здоровья, которым нужны особенные образовательные и медицинские услуги, а получить их дома возможности нет.

5-10% детей попадают в учреждение из относительно благополучных семей: обычно это подростки с девиантным поведением, которые конфликтуют с родителями. До 5% детей сами просятся в учреждение на время, потому что плохо чувствуют себя в семье.

Семейные портреты

В 50-60% случаев родители, которые передают ребенка под временную опеку государства, действуют в его интересах и стараются исправиться. Это родители, которые ценят детей.

По мнению исследователей, они бывают нескольких типов. Первый — «белка в колесе»: неполная семья, где мать крутится на заработках и заботится о выживании. Ребенка она отдает в учреждение, чтобы он нормально поел и подтянул оценки в школе. Такой семье нужна материальная и юридическая поддержка, ребенку — наставник в учебе и психолог, чтобы восстановить детско-родительские отношения.

Второй — «бедные, но счастливые»: многодетная семья с низкими доходами. Она может передавать в учреждения старших детей, когда рождаются младшие, или когда с ними случаются конфликты. Помочь может психологическая поддержка детей и устройство их дополнительной занятости, например, в кружки и секции.

Фото: Nienke Burgers / Unsplash

Третий тип семей, которые хотят сохранить ребенка, — «что имеем, не храним» — встречаются в 20-30% случаев. Это полная семья с алкогольной зависимостью в так называемом социально опасном положении.

Когда у них временно забирают ребенка, они реабилитируются и стараются его вернуть. Только 26% из них впоследствии лишаются родительских прав. Такой семье нужна помощь в лечении зависимости и трудоустройстве, детям — психологическая поддержка.

Реже исследователям встречались семьи, которые не ценят детей. В 10-15% случаев это «безразличные ко всему» полные семьи с алкогольной зависимостью. Такие семьи асоциальны, их устраивает, если у них забирают ребенка. Еще один случай, самый редкий (1-5%) — благополучные семьи, для которых ребенок становится обузой.

80% сотрудников учреждений уверены, что у них будет лучше ребенку, чем в семье: он может учиться, хорошо питаться и за ним присматривают. Часто того же мнения придерживаются родители.

Как работает человек «одного окна»

Исследователи уверены, что до 80% случаев, когда ребенка временно отдали в учреждение, можно предотвратить, если реабилитировать семью и заниматься профилактикой неблагополучия.

Здесь должен включаться социальный координатор, он же куратор случая — близкий к семье специалист, который становится для нее «одним окном». Он разбирается, что именно нужно этой семье, и организует помощь других специалистов, сопровождает ее на пути реабилитации.

По словам Эльвиры Гарифулиной, один социальный координатор не решит проблему социального сиротства. Вместе с ним должна работать команда специалистов, необходимых для решения проблемы именно этой семьи, и появляться новые услуги для семьи, помогающие эффективно справиться с возникшими проблемами.

Тем не менее в регионах, у которых появились «кураторы случая», снижается количество случаев сиротства примерно в два-три раза. В числе этих регионов — Томская и Новосибирская области.

Почему детей нельзя оставлять в учреждениях

Теория привязанности гласит, что ребенку важно воспитываться в семье, а в не институциональных условиях. Привязанность к родителю, который является значимым взрослым, помогает ребенку адаптироваться к окружающему миру. Отсутствие общения с тем, к кому ребенок привязан, приводит к психологическим травмам.

По данным исследования, временное помещение ребенка в учреждение, независимо от проведенного там времени, наносит ему травму.

Это нарушает привязанность, способствует потери доверия и ухудшению отношений с родителями. В долгосрочной перспективе это будет влиять на социальную адаптацию и создание собственной семьи.

Фото: Rod Long / Unsplash

Впрочем, жизнь в неблагополучной семье тоже наносит травму. Чтобы не травмировать ребенка, нужно создавать альтернативные формы помощи.

Прежде чем помещать ребенка в учреждение, нужно исчерпать другие возможные решения, например, поискать родственников, которые могут забрать ребенка на время, подобрать для него дневные стационары или услуги на дому, рассмотреть возможность временного помещения в профессиональную приемную семью.

Презентация результатов исследования и поиск решений проходили на двухдневной мастер-школе «Практики временного помещения детей в учреждения: подходы, сложности и возможности», которую в Новосибирске организовал Фонд Тимченко в партнерстве с Детским благотворительным фондом «Солнечный город».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике