Новости
Новости
18.04.2024
17.04.2024
16.04.2024
18+
Статьи

Окрыленные: кто смог превратить малые территории в центры культурной жизни

Проекты-победители конкурса «Культурная мозаика» разных лет и запущенные ими «круги по воде» сегодня.

Праздник зимних духов "Вожодыр" в деревне Адам. Фото предоставлено Евгением Баженовым
Почему вы читаете этот текст

Текст — часть спецпроекта «Люди места», посвященного 10-летию Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Раз в месяц Агентство социальной информации рассказывает об одной из программ фонда, с помощью экспертов и авторов проектов подводя итоги работы и анализируя эволюцию программы.

Мы рассказываем самые интересные истории людей, которые придумали способ изменить деревню, село или район вокруг себя через культуру, проекты для старшего поколения, поддержку родительства или массовый спорт, и описываем технологии, которые можно тиражировать как на уровне организаций и ресурсных центров, так и в масштабе целых регионов.

Ханты и мир

Малая территория: село Казым, Белоярский район, ХМАО-Югра.

Население: около 1700 человек.

Каждую осень стрекоза летает над стойбищами хантов и забирает их детей. Однажды отец семейства догадался: заслышал стрекозу и расставил по земле колья. Стрекоза покружила-покружила и улетела ни с чем.

Стрекоза — это вертолет, который забирает детей оленеводов учиться в школу-интернат югорского села Казым. Спектакль о проблеме оторванности детей от родителей показал в сентябре 2021 года в Ханты-Мансийске сельский самодеятельный театр. Ставили спектакль профессиональные режиссеры из Таллинна и Санкт-Петербурге. Одну из ролей играет Марина Кабакова из Казыма — женщина, которая за шесть лет превратила этническое село с населением 1700 человек в центр угорской культуры.

По данным переписи, в России около 30 тысяч хантов. И тысяча из них живут в селе Казым. Казымские ханты выделяются своим диалектом и особенностями культуры, и они, как и другие коренные народы, рискуют эту идентичность утерять.

Само село построили в 1930-х на месте юрт, в нем разместили социальную инфраструктуру и школу, где стали учить детей из стойбищ, — и это, вместе с гонениями на зажиточных хантов, местные жители считают угрозой утраты традиционных ремесел.

Задачи культурного центра — помочь сохранить идентичность хантов, от рассказов о традиционных верованиях и до использования хантыйского языка в быту.

Первый проект, который хотела реализовать Марина, — обрядовый праздник «Медвежьи игрища». В 2015 году она от музея Казыма подала первую заявку на грант Фонда Тимченко «Культурная мозаика малых городов и сёл». Откликнулось столько людей, желающих организовать праздник, что в итоге Марина решила создать Фонд поддержки угорских проектных инициатив и идти дальше — искать и поддерживать другие идеи в районе. В финансирование включилась районная администрация.

Сейчас в Казыме существуют финно-угорская киношкола, где снимают фильмы на хантыйском языке (она получила окружной грант), тот самый «Театр берестяных масок» из пяти человек, который ставит спектакль «Стрекоза» о детях оленеводов в интернате, этнопарк, проводятся летние детские школы по коренным языкам. Этой осенью готовится к запуску ретрит-тур для женщин, программа которого основана на сновидческих верованиях хантов.

В основном это проекты Марины и Центра историко-культурного наследия «Касум ёх», где она работает. Они камерные и не нацелены на привлечение толп туристов: «Как только Казым превратится в место массового посещения, хантыйский мир исчезнет», — говорит Марина. Но с 2018 года поддержку через конкурс «Малая культурная мозаика» и с помощью Фонда поддержки угорских инициатив получают и другие районные проекты из этнических сёл.

Работа Марины — один из самых показательных кейсов «Культурной мозаики» с самого начала существования конкурса.

Южа и ее кружевные наличники 

Малая территория: г. Южа, Ивановская область.

Население: около 12 тыс. жителей, по данным на 2020 год.

На ценность Южи первыми обратили внимание как раз не местные жители, а приезжие: они постоянно фотографировали наличники. А жители деревянных домов, делая ремонт, эти наличники часто снимали. Чтобы их не утерять, врач по образованию и владелица гостевого дома Ирина Крюковская придумала проект «Сохраним лицо нашего города» и в 2017 году впервые подала его на конкурс Фонда Тимченко.

Во второй половине XIX – начале XX вв. купцы Балины превратили Южу в фабричный поселок, где производилось 42 вида хлопковых тканей. Город находится рядом с древнейшими центрами лаковой миниатюры и иконописи в России — Палехом, Холуем и Мстёрой.

Одна из главных достопримечательностей Южи — кружевные наличники. Местные жители говорят, что найти два дома с одинаковыми наличниками практически невозможно. Резьбой в Юже украшали и крышу дома – этот стиль получил название «крыша червой».

Авторы проекта стали встречаться с жителями, обсуждать варианты вернуть городу его исторический облик, организовали мастер-классы по работе с деревом для школьников и студентов, открыли Мастерскую-лабораторию южского наличника, выпустили открытки с личными историями жителей деревянных домов. В день города в Юже прошел городской фестиваль наличников «Резной палисад» и открылись арт-объекты «Аллея наличников» и «Верста наличников». Разработали пешеходную экскурсию «Деревянные улочки Южи».

«Том Сойер фест» в селе Холуй. Фото предоставлено Ириной Крюковской

А основатель Виртуального музея наличников и фотоблогер @nalichniki Иван Хафизов сфотографировал наличники на тридцати улицах Южи и собрал фотобанк.

Стратегическим партнером проекта стал Южский технологический колледж, где обучают профессии мастера столярно-плотничных работ.

Ирина Крюковская
руководитель Ивановской областной культурно-просветительской организации "Мир добра"

«Когда мы начинали проект, мы понимали, что если не будет новых мастеров, то резные наличники обветшают и превратятся в труху. При этом, заканчивая южский колледж, студенты имеют такие хорошие навыки резьбы по дереву, а уезжают в другие города колотить поддоны. И вот мы организовали для них поездку в столярный коворкинг в Москве и открыли в колледже выставку, где собраны старинные инструменты по дереву, которыми уже мастера не пользуются, но это наша история».

Как проект продвинул территорию: в городе появились первые туристы. Авторы проекта работают с московской туристической компанией, которая организует регулярные туры в Южу с программой по истории деревянной архитектуры и наличников. 

Не планировали, но получилось: проект «Сохраним лицо нашего города» разбудил спящую малую территорию, говорит Ирина Крюковская. Жители Южи и соседнего села Холуй приняли участие в «Том Сойер Фесте» и восстановили деревянное убранство двух домов.

«Мы гордимся тем, что всё получилось. На первых образовательных семинарах Фонда Тимченко я смотрела на коллег-музейщиков и немного им завидовала, потому что они были с профильным образованием, у них был проектный опыт. При поддержке фонда мы постепенно двигались к цели, получали знания. Сейчас мне очень нравится работать с сельскими поселениями. Наш проект стал точкой сборки, сплотил жителей, еще больше объединил тех, кто здесь живет», — говорит Ирина Крюковская.

Адам и его легендарные городища

Малая территория: деревня Адам, Глазовский район Удмуртской республики.

Население: около 940 человек (по данным на 2015 год).

Район считается родиной удмуртского народа. Местная локальная культура уходит в историю финно-угорских народов. На территории Глазовского района расположены городища IX-XIII веков: Иднакар, Дондыкар, Эбгакар, Весьякар. По легенде, первое городище было основано князем Донды-батыром вместе с сыновьями Идной и Гурьей.

В конце зимы 2017 года на семи древних городищах в Удмуртии одновременно зажгли сигнальные костры. Это была часть проекта историка Евгения Баженова и его команды. Как и ролевые реконструкторские игры, экскурсии, арт-объекты в окрестностях одной деревни Адам. Жители деревни стали водить эти экскурсии и продавать аутентичные товары.

Как проект продвинул территорию: парк был включен в реестр инвестиционных проектов Удмуртской Республики, на которые выделяются региональные деньги. Власти республики в 2021 году выделили 10 млн рублей из регионального бюджета на проектно-сметную документацию. Парк ежегодно посещают около 25 тыс. туристов со всей России.

Фотографии предоставлены Евгением Баженовым

Не планировали, но получилось: «Раньше в нашем районе не было ни одной некоммерческой организации, а сейчас их три. Люди участвуют в конкурсах проектов, мы их учим социокультурному проектированию, проводим несколько раз в год обучающие семинары. Занимаемся сопровождением НКО, подсказываем, как открыть организацию. У людей есть запрос на то, чтобы развивать утерянные традиции, бытовавшие на территории, работаем с жителями, которые заинтересованы в развитии каких-то прикладных вещей», — говорит Евгений Баженов.

Сам Баженов теперь работает начальником отдела культуры и молодежной политики администрации Глазовского района. Он эксперт, методолог и консультант в проектах «Культурной мозаики Удмуртии» — первого в своем роде в России проекта, когда опыт Фонда Тимченко был масштабирован на весь регион (см. подробнее в комментариях руководителя программы «Культура» Елены Коноваловой).

Кыштым и его «Белый дом»

Малая территория: Кыштым, Челябинская область.

Население: около 36 тыс. жителей (по данным на 2020 год).

С царских времен Кыштым — центр производства железа на заводах династии Демидовых. Усадьба Никиты Демидова «Белый дом» — символ Кыштыма, изображена на его гербе и флаге.

До 2000 года здание усадьбы всё время использовалось: после революции здесь были ремесленное училище и школа медсестер, в годы Великой Отечественной войны размещался эвакуированный из Ленинграда педагогический институт им. Герцена, а в 1980-е — музей, дом пионеров, библиотека, школа рабочей молодежи. В 2000-м здание закрыли на реконструкцию, и выросло целое поколение без «Белого дома» и своего общественного пространства.

Чтобы сохранить усадьбу и привлечь внимание к судьбе здания, жительница Кыштыма, директор Центра развития туризма Кыштымского городского округа Алина Шмарина придумала проект «Письма «Белому дому»», который стал победителем конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел» 2017 года. Проект стал расти, и его силами начало создаваться актуальное общественное пространство.

Авторы проекта собрали личные истории кыштымцев, воспоминания и фотографии, связанные с «Белым домом». Отправить письма и фотографии можно было по почте, в социальных сетях в группе проекта, принести лично написанные на бумаге от руки.

Письмо "Белому дому". Полный текст

«Здравствуй мой родной, мой любимый, мой величественный Белый дом! Как живется тебе сейчас, в глубине старого парка? О чем думается? Вспоминаешь ли ты меня маленькую и озорную девчонку, которую осенью 1978 года привела к тебе за ручку моя мама, кстати, тоже твоя выпускница? Помнишь ли ты, как все свое детство, сразу после уроков в школе, я спешила к тебе? Ты встречал меня тепло и радушно. Ты распахивал мне свои двери, и я, словно в сказку, попадала в руки добрых фей!

Вместе с Сахоровой Валентиной Алексеевной я колдовала над своими шедеврами в кружке «Мягкая игрушка» и шила платья, готовясь отправиться на бал, в кружке «Кройка и шитье». Вместе с Рыбаковой Екатериной Петровной я училась азам самоуправления в городском пионерском штабе, где вместе с другими председателями пионерских дружин города мы планировали сборы пионерского актива, проводили городские мероприятия на площади города. Вместе с Санкович Валентиной Сергеевной, Гаврюшиной Ириной Васильевной я постигала азы вожатского мастерства!

Я выросла и уже многого достигла в своей жизни. Выросла и моя дочь. Жаль, что ты до сих пор так и не познакомился с ней. Как же я хочу пройти по твоим величественным лестницам хоть еще один раз в своей жизни! Как же хочу, чтобы ты вновь обрел своих жителей, чтоб горел в твоих окнах свет, и ты дарил нам свою теплоту, мой родной, мой любимый, мой величественный Белый дом!»

Автор письма — Елена Крапивина

На основе личных воспоминаний сделали интерактивную виртуальную экспозицию «Дом, в котором», которую можно увидеть через приложение для смартфона. Привели в порядок приусадебную территорию и городской сад.

Алина Шмарина
руководитель проекта, директор Центра развития туризма Кыштымского городского округа

«Когда мы начинали проект, мы столкнулись с некоторыми препятствиями. Часть коллег из учреждений культуры нас не поддержала. В то же время хороший отклик был от общественности, местных жителей, городской и областной администрации. Наверное, нас оценивали как выскочек. Мы выбрали нестандартную форму работы — не через кабинеты и бесконечные письма, а через реальные дела. Мы не стали просить деньги на реставрацию усадьбы, а попытались вывести эту ситуацию в позитивную повестку, привлечь внимание. И нас заметили и услышали. Сложно было поверить в себя, мы не думали, что получим такой результат».

Как проект продвинул территорию: в 2022 году начнется масштабная реконструкция «Белого дома», об этом в начале сентября 2021 года сообщил губернатор Челябинской области Алексей Текслер.

Идею реконструкции усадьбы поддержал президент Владимир Путин, который дал поручение Министерству культуры РФ включить «Белый дом» как объект культурного наследия в нацпроект «Культура». 

Из федерального бюджета в 2022 году будет выделено 500 млн рублей, областной бюджет выделит около 305 млн рублей, местный бюджет добавит еще 50 миллионов. По окончании ремонта — оно запланировано на конец 2024 года — в здании усадьбы откроется музей и новое пространство для творчества и выставочной деятельности.

Не планировали, но получилось: «После запуска нашего проекта местное сообщество стало более активным. Оно теперь само участвует в грантовых конкурсах, а мы поддерживаем на уровне консультаций, информационного сопровождения, становимся партнерами на разных этапах реализации проектов. Что касается нас самих, получилось так, что мы решили проблему запущенных территорий. В 2019 году были выделены деньги на реставрацию парка Пушкина, а уже в этом году состоялось его техническое открытие», — говорит Алина Шмарина.

В 2022 году город Кыштым отметит 265 лет. Сейчас команда проекта готовит заявку на первый губернаторский грант года.

«Недавно я была на курсах повышения квалификации по созданию брендовых туристических маршрутов, и там приводили очень много примеров и удачных кейсов из проектов, поддержанных Фондом Тимченко (Тотьма, Тулун) в рамках «Культурной мозаики». И так приятно, что ты всех знаешь, что это твои коллеги. С ними всеми мы очень хорошо взаимодействуем и обмениваемся опытом. Это тоже очень важно, если ты хочешь развивать свою малую территорию», — говорит Алина Шмарина.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике