Новости
Новости
23.04.2024
22.04.2024
19.04.2024
18+
Статьи

Инструкция: о чем стоит знать НКО, прежде чем проводить исследование

Как правильно спланировать прикладные исследования и почему в работе НКО они не всегда нужны.

Фото: fauxels / Pexels

С чего начинать и какие навыки пригодятся, рассказывают сотрудники Центра оценки общественных инициатив Института прикладных политических исследований Высшей школы экономики Юлия Скокова и Ирина Краснопольская.

Три прикладные задачи — максимум

Изучить портрет своих благополучателей, мотивы доноров, потребности волонтеров – НКО все чаще сталкиваются с задачей проведения прикладного исследования, чтобы лучше понять ту сферу социальной проблемы, в которой они работают. Результаты исследований могут стать надежной основой для принятия обоснованных управленческих решений в деятельности НКО. Но при одном условии – правильном планировании и корректном анализе собранных данных.

Хорошее исследование, результаты которого будут потом использованы на практике, обязательно содержит этап планирования и формулировки задач.

Вам необходимо определиться, для чего вам и вашей НКО действительно нужно исследование. Формулировка «нам нужен опрос» не подходит. Опрос – лишь инструмент, да и то не универсальный. Вполне вероятно, что после обсуждения с коллегами ваших реальных практических задач, вы поймете, что будет достаточно проведения нескольких глубинных интервью или нескольких дней включенного наблюдения в месте, где вы работаете или оказываете услуги.

В тот момент, когда у вас будут сформулированы максимум три прикладные задачи, которые хотите решить за счет проведения исследования, будет намного проще спланировать дальнейшую работу.

Фото: Austin Distel / Unsplash

Если не можете сформулировать, зачем нужно исследование и что им хотите решить, проводить его не имеет никакого практического смысла. Полученные результаты будут лежать в столе.

Пишите ТЗ

Техническое задание – неотъемлемая часть любого исследования. Даже если оно небольшое, не требует дополнительного бюджета и будет проведено силами одного человека, все равно имеет смысл четко зафиксировать:

  • цель;
  • задачи;
  • методы сбора и анализа;
  • объем выборки;
  • сроки работ;
  • формат предоставления результатов исследования.

Составление ТЗ позволит всегда иметь перед глазами «исходник», ради чего вы начали проведение исследования. Также наличие ТЗ позволит нивелировать возможные недопонимания среди людей, вовлеченных в организацию и проведение исследования, за счет наличия текстового документа с четко прописанными формулировками.

Оцените свои ресурсы и возможности

Исследования – это всегда компромисс между желаемым и возможным. Установка «хотим все знать» хороша в повседневной жизни, но в исследованиях она не работает. Имея четко сформулированные цели и задачи исследования, необходимо оценить свои ресурсы и возможности. Если ставите масштабные задачи, например, по оценке распространенности какого-либо социального явления среди всех россиян, вам, очевидно, необходимо проведение репрезентативного опроса населения. 

Фото: Lukas / Pexels

Если не договоритесь с кем-либо из опросных компаний сделать это pro bono, то нужен бюджет, и если его нет, то не стоит пытаться провести онлайн-опрос в социальных сетях среди знакомых. Такие данные не дадут ответа на ваш вопрос. Более того, есть опасность того, что если будете использовать некорректные данные, то на их основе может быть принято неправильное решение.

Нужно понимать, что в этом компромиссе между желаемым и возможным, к сожалению, часто приходится от чего-то отказываться, это нормально и по этому поводу не стоит расстраиваться.

Найти точку баланса можно, обратившись к специалистам в области проведения исследований. Как вариант, можно обратиться за бесплатной консультацией в Центр оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ. Кстати, у центра есть бесплатный образовательный курс «Прикладные исследования и работа с данными для НКО».

Если у вас отсутствуют ресурсы для проведения исследования самостоятельно или через внешнего исполнителя, и вы не готовы сократить объем поставленных задач, лучше не начинать проведение исследования пока баланс не будет найден. Также исследование не стоит проводить, если затраты на его проведение превысят пользу от его практических результатов.

Проверьте, что было сделано до вас

Несмотря на то, что многие вопросы социальной и общественной жизни российского общества остаются малоизученными, существует большой пласт научной литературы и аналитики по многим темам.

Прежде чем проводить собственное исследование, стоит обратиться к накопленному знанию и понять, что и как было сделано до вас. Во-первых, это поможет лучше сориентироваться в теме, а во-вторых, если обнаружите, что ответ на ваш вопрос уже есть, то это позволит сэкономить массу времени и сил для того, чтобы искать ответы на давно известные вопросы.

Где искать, помимо Google и Яндекс? Кстати, вы используете синтаксис при работе в поисковике?

Обращайтесь к статистике – Росстат, проект «Если быть точным» фонда «Нужна помощь». Библиотеки – Google.ScholarКиберЛенинка. Данные социологических опросов населения – ФОМВЦИОМЛевада-Центр (внесен Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента). Если есть возможность, ищите исследования по вашей теме на английском языке. Это глобальный язык науки и по многим вопросам на нем можно найти значительно больше, чем на русском.

Фото: Alex Green / Pexels

Если нашли ответ на свой вопрос в ранее проведенных исследованиях, скорее всего, свое собственное проводить не стоит. Можно уточнить какие-то моменты в своем исследовании и увеличить «глубину» полученных результатов.

Используйте то, что было сделано до вас

Если вы нашли что-то полезное, что может быть использовано для решения ваших задач, не бойтесь перенять этот опыт. Наиболее полезным, скорее всего, будут методологические аспекты ранее проведенных исследований – формулировки анкетных вопросов или полноценные методики. Например, в сфере психологии традиционно существуют надежные (одинаково работают в разных условиях) и валидные (измеряют действительно то, что нужно) опросники. Такие опросники есть, например, по теме мотивации волонтерской деятельности (Volunteer Functions Inventory) и по многим другим.

Откройтесь критике

Конструктивная критика – двигатель прогресса. Привлечение внешних экспертов, в том числе даже сотрудников другого отдела вашей НКО, не вовлеченных в проведение исследования, в обсуждение основных этапов его проведения (разработка дизайна, инструментария, обсуждение предварительных результатов) позволит вам собрать обратную связь и критику. Часто такие комментарии дают независимый взгляд и действительно помогают улучшить исследование.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике