Новости
Новости
16.04.2024
15.04.2024
12.04.2024
18+
Серии

«Данные – это новые деньги»: как устроена работа аналитика в НКО

Зачем НКО анализировать и интерпретировать данные и почему аналитик – профессия будущего.

Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости

Корреспондент АСИ поговорил с аналитиками трех российских НКО и подготовил краткий гид по профессии.

Что делает аналитик

Аналитика как профессия уже давно зарекомендовала себя в бизнесе. Ни одна крупная современная компания не обходится без аналитиков данных, а спрос на таких специалистов на рынке труда с каждым годом только растет.

В некоммерческом секторе тоже наблюдается потребность в аналитиках – все чаще на сайтах и в телеграм-каналах с вакансиями можно увидеть объявления: «В благотворительную организацию требуется специалист, который умеет анализировать данные».

Фото: Александр Натрускин / РИА Новости

Чем же занимается аналитик? Он собирает, структурирует, интерпретирует данные так, чтобы они отвечали на конкретные вопросы и запросы организации, а также давали возможность прогнозировать деятельность. Анализу могут подвергаться как внутренние данные организации, так и внешние данные, собранные по открытым источникам, партнерам. Другими словами, аналитик читает данные, переводит набор цифр в слова, тренды, подтверждает или опровергает гипотезы и делает это не субъективно, а полагаясь на цифры.

Если проекты благотворительной организации основаны на данных – без аналитика будет трудно.

Кирпичик в решении проблемы

В последнее время НКО проявляют все больше интереса к сбору данных, так как понимают, что это позволяет им эффективно решать самые сложные вопросы.

Помогают им в этом исследователи. Причем сделать анализ по самым острым для НКО вопросам можно бесплатно. Например, есть Международный конкурс ESOMAR Research Got Talent, где команды молодых исследователей pro bono помогают НКО изучить какую-либо актуальную тему.

По итогам конкурса 2021 года в России команды молодых исследователей представили результаты проведенных социологических и маркетинговых исследований для девяти некоммерческих организаций. Исследования помогли определить целевую аудиторию, выстроить эффективную коммуникационную стратегию и оценить потенциал общественной поддержки своих инициатив.

Первое место заняла работа команды Центра медико-социологических исследований НИИ организации здравоохранения для службы «Ясное утро». Полученные данные показали потребность в онкопсихологической помощи в России.

«Здорово, когда благотворительная организация, решая социальную проблему, опирается на данные, а не на эмоции. Любую социальную проблему нельзя полностью решить силами одной НКО, каким бы бюджетом она ни располагала. Очень важно, чтобы те ресурсы, которые есть у организации на решение социальной проблемы, стали кирпичиком в фундаментальных изменениях. Понять, что это за кирпичик, как раз и помогают люди с аналитическим бэкграундом», — говорит Мария Стома, аналитик Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

НКО важна и финансовая аналитика. Анализ пожертвований – это двигатель к улучшению своего финансового положения. Совместный социальный проект фонда «Нужна помощь» и сервиса CloudPayments по мониторингу показателей фандрайзинговой деятельности некоммерческих организаций как раз про это.

«Данные – это новые деньги. Ты знаешь куда двигается сектор, что происходит с пожертвованиями у тебя и у соседей, – ты понимаешь зоны, которые нужно улучшить», — отмечает Ксения Бабихина, аналитик отдела исследований и проекта «Если быть точным» БФ «Нужна помощь».

Кто может быть аналитиком в организации

Это зависит от размера и возможностей организации. Функции аналитиков могут выполнять руководитель НКО, операционный директор или менеджеры направлений, которые находятся в постоянном контакте с благополучателями, донорами, партнерами. Но идеальный вариант – если у фонда есть отдельный человек.

«Конечно, всегда хорошо, когда работу выполняет профессионал, который может правильно собрать и интерпретировать данные. Более того, зачастую, когда аналитикой занимаются только координаторы и менеджеры, которые постоянно находятся в поле и общаются с целевой аудиторией, у них складывается ощущение, что они и так все знают, понимают и специально анализировать отдельные процессы не нужно. А это может быть обманчивым. Выводы должны быть подкреплены данными», — поясняет координатор проекта «Русфонд.Навигатор», бывший сотрудник аналитического центра Русфонда Мария Дармина.

Фото: path digital / Unsplash

Профессиональные компетенции

В работе аналитика большое значение имеют soft skills. Пригодятся:

  • Любопытство. Желание во всем разобраться и понять, почему происходит именно так, а не иначе.
  • Умение искать и находить данные, интерпретировать эти данные, строить прогнозы, находить зависимости между событиями, строить и проверять гипотезы, критически мыслить.
  • Отсутствие страха перед цифрами, таблицами, отчетами, кодами, текстами.
  • Объективность. Нельзя притягивать свое личное мнение к данным. Важно сохранить нейтралитет к полученным результатам анализа, показать их, как есть, и описать, какие могут быть причины такого результата.
  • Внимательность. Дело не только в ошибках расчета, но и в интерпретации данных. То есть мало просто показать динамику, важно понимать, точно ли она такая и какое у нее объяснение.
  • Умение писать простым, понятным языком, визуализировать данные.
  • Умение разбираться в документах. Социальная сфера так или иначе всегда пересекается с госсектором, а это всегда сложные законы и нормативно-правовые акты.
  • Терпение. Работа любого благотворительного фонда – это игра вдолгую. Результаты этой работы видны спустя какое-то время.
  • Коммуникабельность. Аналитик много общается с коллегами, экспертами и стейкхолдерами.

Где учиться

«Лично у меня социологический бэкграунд: я окончила социологические факультеты МГУ им. Ломоносова и Центрально-Европейского университета в Будапеште. Мне кажется, что социология, особенно количественная социология, может быть хорошей базой, если вы хотите развиваться в аналитике, хотя обычно от аналитиков ждут математической и технической подготовки», — говорит Мария Дармина.

Аналитика – те знания, которые можно получить на практике, непосредственно в работе, отмечает Мария Стома.

«В этом плане консалтинг – это хорошая школа, потому что работа в консалтинге учит общаться с разными людьми, грамотно структурировать свои мысли, развивается насмотренность на качественный аналитический продукт», — говорит эксперт. У самой Марии экономический бэкграунд, она окончила Высшую школу экономики.

Помимо этого, сейчас есть много курсов по аналитике: в Яндекс.Практикуме, на Skillbox, Coursera, в Нетологии и GeekBrains.

Самое сложное

Одна из сложностей работы аналитика в НКО – это поиск и сбор данных. Особенно, когда они нужны для анализа среды.

«Несмотря на все большую тенденцию к открытости и прозрачности, у фондов нет, например, унифицированной формы отчетности, из которой понятно, сколько они тратят на продвижение и рекламу.

Или нет общего представления о том, что такое административные расходы: эти данные все чаще публикуются, но что именно за ними стоит и можно ли их сравнивать — большой вопрос. Насколько я знаю, про эту проблему рассказывал также RAEX, когда они делали рейтинг фондов», — говорит Мария Дармина.

А если сравнивать работу аналитика в бизнесе и НКО, то в коммерческом секторе у аналитика больше инструментов для анализа. «Я работала и в коммерческом, и в некоммерческих секторах, работа похожа. Другой вопрос, что бизнес может себе позволить больше. В некоммерческом секторе доступ, например, к BI-системам, или системам бизнес-аналитики (Business Intelligence), ограничен. Нужно договариваться о скидках, бесплатном доступе. Бизнес же готов платить любые деньги, так как анализ – это двигатель их коммерческого успеха», — говорит Ксения Бабихина.

Профессия будущего

Сфера НКО быстро развивается, приобретает все больше влияния, завоевывает все больше доверия, обращается к все более широкой аудитории, отмечают эксперты. Поэтому привычка смотреть вокруг, анализировать контекст, собирать информацию, пригодится всем НКО.

Фото: Владимир Песня / РИА Новости

«У любой НКО сейчас много данных, анализируя которые можно получить полезные инсайты и повысить эффективность своей деятельности. Большой запрос на это есть у всех организаций, а значит аналитика – востребованное направление работы и НКО тут не исключение», — говорит Мария Стома.

«Чем быстрее развивается НКО, тем выше вероятность, что в ней появится аналитик. Анализ нужен везде, говорим мы о пожертвованиях, в целом о финансах, веб-аналитике или каком-то отдельно взятом проекте или продукте.

А мы сейчас живем в том мире, где данные окружают нас везде, их можно достать, их можно интерпретировать и помочь себе. Поэтому определенно аналитик – это та профессия, которая может помочь двигаться вперед», — резюмирует Ксения Бабихина.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике