Шамаханская Царица в телефоне, Поп с пистолетом и взрослый подход: как проходят репетиции в инклюзивной театральной студии «Сны Алисы». 30 сентября у нее премьера.

Фото: Марина Некрасова / АСИ

Новый сезон откроет спектакль «Колыбельная Пушкина». Каждая сцена – отрывок из пушкинской сказки. Здесь и Старик со Старухой, и Поп – толоконный лоб, и Шамаханская Царица.

В студии «Сны Алисы» дети с особенностями развития выходят на сцену вместе с обычными детьми. Актеры не виделись несколько месяцев, но сейчас каникулы закончились и репетиции возобновляются.

Вспомнить забытое, придумать новое, настроиться на игру – задача не только для актеров, но и для режиссера. Иногда репетиции идут не по плану.

Маша

Маше достаются королевские роли. В прошлом сезоне она играла Белую Королеву из «Алисы в стране чудес», сейчас – Шамаханскую Царицу.

 — Бесят эти монетки, и в рукавах колется! – громко говорит Маша. Идет примерка костюмов. У Маши широкие кирпично-красные штаны, накидка с монетками и золотая чалма — еле уговорили примерить.

Маша в пятом классе. Ей хочется в ТикТок и поболтать с Катей — она играет старуху из сказки «О рыбаке и рыбке». И гораздо удобнее в черной футболке Motorhead.

Но как назло, их сцена в самом конце репетиции. Маша начинает с неохотой. В начале сцены она держит над собой полупрозрачную ткань. Это шатер.

– Не люблю я эту позу, – жалуется Маша.

– Скажи спасибо, что не Венеру Милосскую играешь, – реагирует режиссер.

Репетиция идет нелегко, несколько раз Маша теряет позу, отвлекается на телефон. На замечания режиссера — строит глазки и говорит, что неспециально. Но как только чувствует, что несколько пар глаз смотрят только на нее — преображается.

Подходит кульминация – встреча Дадона и Шамаханской Царицы. Маша раскрывается, подходит к партнеру со спины и обнимает — медленно, плавно, словно усыпляя.

– Как пред солнцем птица ночи, Царь умолк, ей глядя в очи, и забыл он перед ней смерть обоих сыновей, – гипнотизирующе говорит Маша.

Кажется, что впервые за всю репетицию она настолько собрана. Словно перед ней весь зал и нужно усыпить каждого зрителя. В этот момент понимаешь, почему ей достаются королевские роли.

Конец сцены, Царица уводит Дадона за кулисы как себе в шатер. Маша радостно убегает: «Я домой!» — но тут же возвращается: забыла телефон.

Федя

Федя на год старше, с Машей они хорошо взаимодействуют на сцене. Он сконцентрирован на репетиции, внимательно слушает режиссера, но и иногда Феде сложно найти нужную эмоцию.

Сейчас Феде — Дадону не удается выход. В сказке он и его рать шли восемь дней, Царь должен устало маршировать, но Федя словно боится шагнуть резче, топнуть. Стали вспоминать, как было в прошлом сезоне — не помогло. Режиссер говорит искать «фишку» — что-то, что сразу заинтересует зрителя.

– Пробуйте все, что приходит в голову. Пошел, взял что-нибудь из реквизита и давай по-разному обыгрывать.

У Феди эмоционально сложная роль. Надо за минуту перейти от полного отчаяния к влюбленности.

Сначала — закричать, протяжно, глубоко, а главное, искренне.

– Это должен быть энергетический выброс. Подумай, каково ему, – помогает Никита Малышев.

– У меня морская свинка погибла, – говорит Федя.

– Ты переживал? Плакал? Вот эти эмоции должны быть здесь. Покажи это. Нормально вытаскивать из себя свою боль. В этом тоже смысл игры. Актерское мастерство – способ достать свою боль, проплакать ее. Не думай, как это сделать, тело само поймет, – объясняет режиссер.

Здесь все как в настоящем театре. «Мы в поддавки здесь не играем», – несколько раз повторяет Малышев.

Вася

Вася – один из самых харизматичных актеров в студии. В прошлом сезоне он играл Чеширского кота, сейчас – Попа из «Сказки о Попе и о работнике его Балде».

Но сегодня Вася играть не настроен. Он убегает от режиссера, хочет спрятаться, садится у двери. Партнер по сцене начинает без него.

Вася понимает, что репетиции не избежать и хочет привлечь внимание режиссера. Он всегда что-то придумывает.

В этот раз на словах «призадумался поп, стал себе почесывать лоб» Вася достает игрушечный пистолет — почесать лоб.

– Васька молодец! Эта сцена смешная. Весь зал будет хохотать, если вы будете принимать условия игры друг друга, – объясняет режиссер.

Вася заводит руку за спину – Дима хватает ее. У Димы роль Балды. Он загибает Попу пальцы: «Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит», тот вскрикивает на каждом.

– А что если пришить к моему костюму карман и положить туда пистолет, и я стрелять буду? – не успокаивается Вася.

– Васька, идея хорошая, только пистолетов не было, – говорит режиссер. – Если придумаешь, чем мог пользоваться поп, и чтобы это громыхало, – сделаем.

Вася обещает подумать и, довольный, уходит.

Однажды студию пригласили выступить на фестивале в Калуге. Был большой праздник, музыка, много людей. Вася просто лег в углу, лицом вниз.

— Я говорю: «Слушай, мы знаем, что тебе сложно, если не сможешь – поймем». Спектакль начался, мы гадаем: выйдет Вася или нет. Звучит тема Чеширского Кота – выходит. Отыграл сцену, ушел за кулисы и лег обратно», – рассказывает Никита Малышев.

Никита

«Никита хорошо знает детей и понимает, от кого и какую эмоцию можно получить сейчас, как ее добиться», – говорит Любовь Ковалёва, исполнительный директор фонда «Семейная в помощь».

У студии был опыт работы с другими специалистами, но никто не находил общий язык с детьми так хорошо, как Никита.

Малышев – профессиональный актер, окончил ГИТИС. Играл Рогожина в «Идиоте»: вонзал ножи в сцену, крушил декорации. И оказался в детском театре.

«В другой детской студии я как-то видел, как педагог доводит девочку до слез, чтобы она дала нужную эмоцию. С детьми так нельзя. Вот как с Федей: надо аккуратно его вывести, не переборщить. Потом он поймет схему и будет по ней работать. Главное ему показать, откуда оттолкнуться», – объясняет Малышев.

Он считает, сложный характер для актера – это плюс. Таких детей легче «раскачать», они эмоциональные – им веришь.

Некоторые актеры — подопечные фонда «Гольфстрим» и дети из инклюзивного центра «Вместе весело шагать». Другие узнали о студии из соцсетей и захотели присоединиться.

Репетиции и показы организует фонд «Семейная в помощь». Он оплачивает костюмы, работу режиссера, подбирает площадки для выступлений. Сейчас фонд ищет сцену для репетиций «Снов Алисы».

Первый показ «Колыбельной Пушкина» пройдет 30 сентября. Билеты можно купить по ссылке.

Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Услуги организаций

В центре «Вместе весело шагать» проводится комплексная диагностика особенных детей, идут занятия, способствующие социализации, развитию речи, физическому и психологическому развитию, есть курсы подготовки к детскому саду и школе, занятия по профориентации.

Благотворительный фонд «Семейная в помощь» оказывает помощь пожилым людям и инвалидам в домах-интернатах, создает инклюзивные и социальные проекты с участием детей с инвалидностью, проводит выставки, семинары, конференции, вебинары.

Благотворительный фонд «Гольфстрим» приглашает детей с особенностями развития в инклюзивный центр и в подростковый клуб, учит школьников взаимодействовать с людьми с особенностями развития, проводит ярмарки и мастер-классы.

Рекомендуем

В Екатеринбурге ищут наставников-волонтеров для работы с особенными подростками из детских домов

Екатеринбургская некоммерческая организация «Открытый город» 27 января заключила договоры о сотрудничестве с Черноусовской школой-интернатом, Березовским детским домом № 1 и Центром социальной помощи семье и…